Северный Кавказ становится все более привлекательным для туристов. Сегодня самые популярные у них — Архыз и Приэльбрусье, но в перспективе список должен пополниться за счет других курортов округа. Для СКФО туризм — это отрасль, способная обеспечить работой десятки крупных, средних и малых предприятий. Ее успех зависит от многих факторов, в том числе от имиджевого. Поэтому среди приоритетов ОАО «КСК» как управляющей компании — трансляция конкурентных преимуществ региона: уникальной природы, великолепной древней культуры и традиционного кавказского гостеприимства.

— Эксперты отмечают, что с введением западных санкций и изменением курса основных валют в России существенно (на 30-40%) вырос внутренний туризм. Характерна ли данная тенденция для Северного Кавказа и его курортов?

— По итогам прошлого года спрос на внутренний туризм увеличился на треть, а в 2015-м, как ожидается, увеличится еще на 50% по сравнению с 2014-м. Тенденция положительная, и курорты Северного Кавказа в полной мере почувствовали на себе ее влияние.
Из сезона в сезон растет количество туристов в Архызе. Зимой 2013-2014 гг., когда курорт открылся в тестовом режиме, туда приехало 35 тыс. человек, летом 2014-го — 40 тыс. В следующем сезоне число гостей зимой увеличилось до 100 тыс., а за летний сезон 2015-го оно составило 40 тыс., несмотря на то, что ядро летней активности формировали резиденты, а мы только оказывали поддержку, будучи сосредоточенными на строительстве новой инженерной и горнолыжной инфраструктуры к зимнему сезону. В Приэльбрусье в зимнем сезоне 2014-2015 гг. было продано 140 тыс. ски-пассов — больше, чем за весь предыдущий год.

Но я бы не стал утверждать, что интерес к внутреннему туризму — это исключительно результат влияния западных санкций. В европейских государствах, например, свыше 80% жителей отдают предпочтение внутреннему туризму и только 20% отправляются за границу.
Рост внутреннего туризма в России — закономерный итог государственной политики по популяризации индустрии путешествий по стране, развития инфраструктуры — появления новых туристических маршрутов, удобных инструментов бронирования услуг. И, конечно, немаловажную роль играет культурное и природное наследие нашей страны, которое россияне только-только начинают для себя открывать.

— Можете привести примеры?


— Пожалуйста. В последние годы все регионы Северо-Кавказского федерального округа демонстрируют позитивную динамику роста туристического потока. Например, число туристов заметно растет в Чечне: в 2014 году в республике побывало около 40 тыс. человек, тогда как в 2011-м — только 7 тыс.
В Ингушетии количество туристов ежегодно увеличивается практически втрое — с начала 2014-го республика приняла 28 тыс. гостей, прирост составил 183,2 % к аналогичному периоду 2013-го.
Поток туристов в Карачаево-Черкесию вырос в прошлом году на 38 % и превысил 700 тыс. Аналогичный рост мы видим и по другим республикам.
Туристы узнают об удивительных уголках нашей страны. Они едут на озеро Кезеной-Ам в Чечне, вода которого остается ледяной даже в самый жаркий летний день, на Сарыкумский бархан — пустынный остров в Дагестане, в Нижне-Архызское городище, столицу древней Алании, где сохранились христианские храмы с тысячелетней историей.
Северному Кавказу — региону, уникальному со всех точек зрения, есть, что показать гостям. И турпоток сюда будет расти в любом случае, с санкциями и без таковых.

— Так или иначе, именно после введения санкций в России активно обсуждается и продвигается тема импортозамещения. На Северном Кавказе, как считают аналитики, наиболее весомый вклад в создание продукции, альтернативной зарубежной, способны внести промышленность и АПК. А туризм? Какую роль вы отводите этой отрасли экономики СКФО, особенно учитывая ее мультипликативный потенциал?

— Туризм играет колоссальную роль в развитии Северного Кавказа, влияя напрямую и опосредованно на 53 отрасли экономики округа, и это, действительно, большой потенциал для импортозамещения. Сейчас перед нами стоит важная задача по развитию горнолыжной инфраструктуры курортов СКФО, чтобы удовлетворить растущий спрос и обеспечить туристам качественное катание на склонах Большого Кавказского хребта. Кроме того, чтобы развить мультипликативный эффект туризма, мы стремимся как можно прочнее интегрировать традиции кавказского гостеприимства и их носителей (местное население) в работу курортов.

Так, на «Архызе» работает торговая площадь, где продаются изделия мастеров Северного Кавказа — из овечьей шерсти, рыбьей кожи. Можно купить варенье из сосновых шишек и сборы горных трав, украшения и посуду из серебра. На курорте также открыт небольшой магазин «Орнаментальные вещи». Здесь молодые ребята, победители нашего конкурса грантов на форуме «Машук-2014», продают чудесные сувениры ручной работы — галстуки-бабочки, палантины с кавказскими орнаментами.

Инвесторы — резиденты курорта в рамках своих бизнес-проектов открывают рестораны кавказской кухни, организуют конные прогулки по туристическим маршрутам горного Архыза. Многие жители близлежащего Зеленчукского района работают на строительстве и на уже открытых объектах курорта. По сути, вокруг Архыза, а в дальнейшем — и других курортов в составе туркластера СКФО возникнут базовые точки роста, локальные центры экономического развития, в деятельность которых постепенно будет включаться все больший процент населения.

— Кстати, о других курортах — в Северной Осетии, Чечне, Ингушетии, Дагестане. Какие из этих проектов предполагается реализовать в обозримой, а какие — в более отдаленной перспективе?

— В декабре 2014 года совет директоров «КСК» утвердил Стратегию развития компании на период до 2025 года. В ней построены сценарии развития туристического кластера, сделанные на основе анализа ключевых возможностей и рисков. Среди рисков учитываются неоднозначные экономические условия, актуальные для России на сегодняшний день, санкционные препятствия, а также перераспределение бюджетных средств для приоритетного финансирования социально значимых государственных проектов.

Учитывая, что одновременное развитие всех курортов в составе Северо-Кавказского туркластера на площади свыше 200 тыс. га легло бы неподъемным грузом на федеральный бюджет (а на первом этапе именно государство должно выступать основным инвестором), было принято решение о поэтапной реализации проекта. Более того, речь идет не только о финансовых, но и о временных затратах: в международной практике проекты создания масштабных туристических зон «с нуля» по инициативе государства реализовывались на протяжении 30-50 лет.

Сейчас определены стартовые площадки: «Архыз» — новый курорт в Карачаево-Черкесии, Приэльбрусье — популярная туристическая зона, которую «КСК» будет модернизировать в соответствии с современными стандартами качественного и безопасного отдыха, и «Ведучи» — высокогорный курорт в Чеченской Республике. В дальнейшем параллельно с эксплуатацией первых курортов в составе туркластера будет вестись проектирование и строительство остальных курортных площадок.
Вопрос о том, нужно ли развивать проект Северо-Кавказского туристического кластера в ранее определенном масштабе, на повестке дня не стоит — нужно: в стране остро недостает мест для качественного и доступного отдыха и курорты Северного Кавказа потенциально могут занять эту нишу. Сейчас мы говорим только о корректировке планов по реализации проекта.

— А насколько велик интерес к проекту туркластера со стороны частных инвесторов?

— Их интерес значительно вырос. На примере ВТРК «Архыз» — пилотной площадки проекта — инвесторы видят некую историю успеха. Видят, что совместными усилиями государства, управляющей компании, региональных властей и частного бизнеса удалось построить новый, динамично развивающийся курорт, где от сезона к сезону увеличивается туристический поток, расширяется сеть горнолыжной инфраструктуры, вводятся в строй коммерческие объекты.

Сегодня на территории ВТРК «Архыз» работают девять резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В основном, это местные предприниматели, которым интересно вывести свой бизнес на новый уровень сервиса. Объем инвестиций, уже осуществленных инвесторами в развитие курорта, составил 951 млн рублей, а в ближайшие три года он должен вырасти до 3,3 млрд. По нашим прогнозам, общий размер внебюджетных инвестиций, привлеченных на развитие особых экономических зон, к 2020 году составит порядка 16 млрд рублей.

— Развитие туризма решает целый комплекс вопросов — и экономических, и социальных, и культурных. Между тем, чтобы рассчитывать на успех туристической отрасли непосредственно на Северном Кавказе, мало гарантировать гостям безопасность, обеспечить для них разнообразный досуг. Важно еще сформировать желание приехать именно в этот регион, рассказать о нем самым широким аудиториям. Как вы собираетесь это делать?

— В июле на площадке Северо-Кавказского гражданского форума «Архыз XXI» мы как раз говорили о возможности развития туризма только в тех регионах, где сформирована благополучная, стабильная социальная среда. Где есть понимание со стороны самих местных жителей, что туризм — это не внешний процесс, но и внутренний, в основе которого лежит интерес, желание работать с туристами, готовность помогать гостям. Это одна сторона медали, а вторая — маркетинговое продвижение курортов. Мы не фокусируемся на борьбе с негативным имиджем региона, главное — трансляция реальных конкурентных преимуществ: уникальной природы, великолепной древней культуры и традиционного гостеприимства народов Северного Кавказа. С этой целью, например, мы провели в прошлом году серию блог-туров «Чудеса Кавказа», которая получила огромный позитивный резонанс. Реализуется фотопроект «Хребет. Кавказ от моря до моря»: он создаст художественный портрет всего Северного Кавказа, позволит взглянуть на регион не через призму новостей и стереотипов в общественном мнении, а глазами художника, увлеченного красотой этого горного края.