На Северном Кавказе реализуется несколько крупных проектов в сфере дорожного строительства и инфраструктуры. Новые автомобильные артерии напрямую свяжут южные территории России с Закавказьем, что скажется не только на увеличении внешнеэкономической деятельности между странами СНГ, но и заметно оживит туристическую привлекательность региона. О том, кто и за сколько строит дороги в СКФО, — в обзоре Аналитического центра ИД «МедиаЮг», подготовившего ТОП-30 крупнейших генеральных подрядчиков дорожно-мостового хозяйства округа.

Сфера дорожного хозяйства Северного Кавказа имеет ряд застарелых проблем, решением которых власти федерального и регионального уровней активно заняты в последнее время. Созданию современной транспортной инфраструктуры способствует реализация ряда государственных программ: «Развитие транспортной системы», «Дороги России», ФЦП «Юг России» и других. Об увеличении ассигнований на дорожное хозяйство заявил и президент РФ Владимир Путин, поручивший удвоить объемы строительства и реконструкции дорог к 2022 году. По прогнозу минэкономразвития, уже к 2017 году размер инвестиций в дорожную отрасль за счет всех источников финансирования может достичь 614,5 млрд рублей. Это может заметно оживить экономику северокавказских республик как транзитных регионов между Россией, Грузией, Арменией, Абхазией и Азербайджаном.

Транскавказ
«Какими бы ни были финансовые сложности, они не должны сказаться на темпах и качестве дорожного строительства, — уверен глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. — Состояние дорог является обязательным условием для развития в нашей республике бизнеса, повышения доступности курортов». В прошлом году в КЧР отремонтировано 185 км дорог регионального и муниципального значения. В том числе был заключен крупнейший контракт на реконструкцию автодороги А-155 Черкесск — Домбай — граница с Республикой Абхазия. Стоимость работ превышает 5,5 млрд рублей — это самый дорогостоящий контракт, позволивший ООО «ИСК «Кубанское» возглавить рейтинг генеральных подрядчиков. Начало реконструкции дороги послужит стартом для создания транспортного коридора, соединяющего через Главный Кавказский хребет Карачаево-Черкесию с побережьем Черного моря. Амбициозный проект лоббировал Рашид Темрезов: он высказал идею о строительстве дороги Черкесск — Адлер, но в итоге поддержал альтернативный вариант по реконструкции дороги, которая соединит КЧР с Абхазией и повысит доступность Домбая — главного туристического центра региона. Дорожники намерены завершить реконструкцию в 2019 году. Еще один крупный проект реализуется на территории Северной Осетии.

Модернизация транскавказской автомагистрали является стратегически важной для круглогодичного транспортного сообщения между Северной и Южной Осетией. В правительстве РСО-А полагают, что создание современного транспортного коридора в южном приграничье России обеспечит азиатским и ближневосточным партнерам более выгодный транзит в страны Европы с увеличением, по прогнозам международных транспортно-экспедиторских компаний, объемов перевозки грузов в 4-5 раз. Вдобавок к этому увеличится интенсивность движения по автомагистрали до курорта «Мамисон» с 5 до 22 тыс. автомобилей в сутки. Стоимость работ по проекту составляет почти 2,3 млрд рублей. Подрядчиком выступает ООО «Дорстройсервис», занимающее второе место в рейтинге.

Соединяя север и юг
Наиболее активное дорожное строительство отмечено в Дагестане. Связано это с тем, что и проблем в дорожном хозяйстве региона предостаточно. «Сегодня у нас происходят очень сложные процессы, многие из которых годами не анализировались. Решались частные проблемы, но отсутствовала эффективная система, которая работала бы на экономику, на бизнес и на перспективу, — посетовал глава республики Рамазан Абдулатипов. — Транспортная проблематика — это проблема каждого района и города. У нас даже в Махачкале не было ясно обозначенной транспортно-логистической системы, и ее до сих пор нет. Дагестану даны уникальные географические возможности, но мы ими не пользуемся». Исправить ситуацию призвана реализация нескольких крупных проектов. В нашем рейтинге оказалось сразу 10 предприятий, которые заключили контракты на выполнение работ в Дагестане. Особое место уделяется реконструкции и расширению дороги М-29 «Кавказ», которая связывает Москву и Баку и является частью транспортного коридора север — юг.

Начало реконструкции автодороги Гунибское шоссе — Вантляшевский перевал предполагает создание единого транспортного коридора между Черным и Каспийским морями. «Общая протяженность коридора, который образуется после реконструкции Аваро-Кахетинской дороги, составит 470 км. Эта транспортная артерия будет иметь гораздо большее значение, чем автодорога Ростов — Баку. Она обеспечит прямой выход к Черному морю и странам Азии», — отметил руководитель «Дагестанавтодора» Загид Хучбаров. Стоимость реконструкции 73 км дороги — 940 млн рублей. Работы на этом участке ведет ОАО «Мостоотряд-99», которому досталось третье место в рейтинге. Восстановление же всей заброшенной Аваро-Кахетинской дороги обойдется в сумму порядка 32 млрд рублей.

ТОП-30 крупнейших генподрядчиков дорожно-мостового хозяйства СКФО

№№

Название компании

Общая сумма контрактов, млн руб.

Вид работ

Регион, где выполнялся или выполняется контракт

1

ООО ИСК «Кубанское»

7794

реконструкция, капитальный ремонт

Карачаево-Черкесская Республика

2

ООО «Дорстройсервис»

2810,23

реконструкция, ремонт, строительство

Республика Северная Осетия — Алания

3

ОАО «Мостоотряд-99»

1279,26

реконструкция

Республика Дагестан

4

ООО «Дорстройотряд-99»

1085

реконструкция, строительство

Республика Дагестан

5

ООО «Мовла»

1010,3

капитальный ремонт, строительство, реконструкция

Чеченская Республика

6

ООО «Партнер»

845,4

капитальный ремонт

Кабардино-Балкарская Республика

7

ООО «Дорстройсервис»

605,3

реконструкция

Республика Дагестан

8

ГУП СК «Минераловодское ДРСУ»

526,42

ремонт, содержание, реконструкция

Ставропольский край

9

ООО «Дорсервис-09»

511,11

капитальный ремонт, ремонт

Республика Дагестан

10

ООО «Махачкалинская ДПМК»

463

реконструкция

Республика Дагестан

11

ОАО «ДСУ № 3»

407,13

ремонт

Республика Дагестан

12

ООО «Строй-Гранд»

392,27

капитальный ремонт

Кабардино-Балкарская Республика

13

ГУП СК «Кировское МДРСУ»

391,52

ремонт, содержание

Ставропольский край

14

ГУП СК «Труновское МДРСУ»

347,1

ремонт, содержание

Ставропольский край

15

ООО «Инстрой»

338,74

реконструкция, строительство

Кабардино-Балкарская Республика

16

ООО «Дорремстрой-1»

294,4

капитальный ремонт

Кабардино-Балкарская Республика

17

ГУП СК «Александровское ДРСУ»

285,66

ремонт, содержание

Ставропольский край

18

ОАО «Севкавдорстрой»

267,83

реконструкция

Ставропольский край

19

ООО «Контакт»

244,09

реконструкция, содержание

Республика Ингушетия

20

ООО «Раян»

214

строительство, реконструкция

Ставропольский край

21

ООО «Урванское ДРСУ»

206

ремонт

Кабардино-Балкарская Республика

22

ООО НПО «Дормост»

204,41

содержание

Республика Дагестан

23

ГУП СК «ДЭСУ № 2 имени В. И. Демидова»

181

капитальный ремонт

Ставропольский край

24

ООО «Севкавдорстрой»

150

строительство

Республика Дагестан

25

ГУП СК «Ипатовское ДРСУ»

137,64

реконструкция

Ставропольский край

26

ОАО «Управление механизации строительства «Черкесское»

106,2

реконструкция

Карачаево-Черкесская Республика

27

ООО «АРЭМ»

99,42

капитальный ремонт

Республика Дагестан

28

ООО «Главдорстрой»

92,8

ремонт

Ставропольский край

29

ООО«СК«НЕОН»

92,77

строительство

Республика Ингушетия

30

ООО «Эко-М»

90,97

содержание

Республика Дагестан


Как мы считали
В рейтинг вошли контракты на строительство, реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, строительно-монтажные работы и содержание дорожно-мостового хозяйства СКФО. Основание для ранжирования — сумма заключенных контрактов со статусом «закупка завершена».
Учитывались контракты, которые заключены в период с 1.01.2014 г. по 31.12.2014 г. и сумма которых превышает 30 млн рублей. Если компания заключила несколько контрактов по разным объектам, то мы публиковали общую сумму. Данные взяты с сайта www.zakupki.gov.ru. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.