В Республике Дагестан процентное соотношение количества детей и молодежи ко всему населению — одно из самых высоких в России. И от уровня образования этой молодежи напрямую зависит будущее региона, его устойчивое развитие. О том, как развивается система образования Дагестана, «Вестнику. Северный Кавказ» рассказал министр образования и науки республики Шахабас Шахов.

— Шахабас Курамагомедович, в республике идет активное строительство и восстановление школ. Какова география строительства? Какие объекты наиболее значимые?

— В этом году предусмотрено строительство 7 школ с общим количеством 4444 места и один спортзал в функционирующей школе. География строительства: 2 школы в переселенческом Новолакском районе, 3 школы в Махачкале, 1 школа в Хасавюртовском районе и 2 — в г. Хасавюрте. В целом, в 2015 году на эти мероприятия предусмотрены субсидии в объеме 1,2 млрд рублей из федерального бюджета и 129 млн рублей — из бюджета республики. При планировании строительства образовательных учреждений в городах Минобрнауки РД сталкивается с проблемами отсутствия земельных участков. Нами представлены предложения о безвозмездном выделении инвесторами земельных участков под строительство образовательных учреждений (детских садов, школ).

— Существуют ли проблемы с укомплектованностью педагогическими кадрами в школах и дошкольных учреждениях региона?

— В настоящее время укомплектованность кадрами в школах — 98%. При этом почти 65% учителей — со стажем больше 35 лет. Доля молодых преподавателей по сравнению с 2014 годом выросла почти на 3% и составляет сейчас десятую часть. Рост количества молодых учителей, в частности связан с тем, что им предоставляется служебное жилье.

В связи с тем, что полноценный образовательный процесс начинается с 3-летнего возраста, все воспитатели детских образовательных организаций должны пройти соответствующую подготовку. С этой целью в Дагестанском институте развития образования организованы круглогодичные курсы повышения квалификации.

— Шахабас Курамагомедович, расскажите о подготовке к Единому государственному экзамену.

— Для нас было важным в течение года настроить и родителей, и детей, и учителей, и руководителей образовательных учреждений на серьезное отношение к госэкзамену. Многие не верили, что ЕГЭ в республике станет прозрачным и честным. Но время расставило все на свои места, и сегодня мы можем заявить, что тот настрой, который задал глава республики Рамазан Абдулатипов, нам удалось сохранить. И как итог, вот уже второй год удается провести ЕГЭ без нарушений. Этот факт признается и руководством республики, и Рособрнадзором.

— Работает ли Дагестан в плане развития инновационного образования?

— Образовательные организации республики работают в данном направлении. Перед нами стоит важная задача: с одной стороны, сохранить лучшее, что было создано отечественной системой, а с другой — внедрять новые образовательные технологии и стандарты, активизировать познавательную деятельность ученика, создать условия для развития его творческих способностей. Сегодня основными инструментами педагога являются не только доска и мел. В учебный процесс прочно внедрились новые информационные технологии: управление образовательной организацией, научная и методическая работа педагога, проектная работа, возможность дистанционного образования, сетевое взаимодействие с коллегами.
Активизировалась работа молодых ученых, аспирантов и магистрантов. Многие выиграли стипендии и гранты президента РФ, гранты президента РД. Значительная часть учащихся и студентов охвачена научной деятельностью, осуществляются перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.

— Какие специальности в вузах наиболее востребованы в 2015 году?

— В 2015 году также, как и годом ранее, наиболее востребованными считаются медицинские и гуманитарные специальности. В то же время растет престиж инженерных и технических направлений, так как на сегодня профессии по этим направлениям — самые высокооплачиваемые в стране. Также растет престижность архитектурных и дизайнерских направлений. Если говорить о потребности региона, то, прежде всего, это инженеры-техники, врачи, преподаватели-языковеды (учителя английского языка), специалисты сельского хозяйства.

— Растет ли популярность среднего профессионального образования в Дагестане?

— Несомненно, в последнее время в Дагестане растет популярность среднего профессионального образования. Объективные результаты ЕГЭ несколько ограничили большинству выпускников школ возможность поступления в вузы. Соответственно возрос конкурс на специальности среднего профессионального образования. Лидирующие позиции по спросу среди населения занимают такие сферы, как информационно-вычислительное обслуживание (19%), транспорт и связь (12%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (11,8%).

— Как в Дагестане поддерживают одаренных детей?

— В своем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин отметил: «Талантливые дети — это состояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность
к техническому и гуманитарному творчеству, добился успеха в интеллектуальных и профессиональных состязаниях...» В республике реализуется подпрограмма «Одаренные дети» госпрограммы «Развитие образования в Республике Дагестан на 2015-2020 гг.». В ее рамках реализуются мероприятия по работе с одаренными детьми, увеличивается число республиканских конкурсов, интеллектуальных состязаний, соревнований. Интеллектуальному развитию детей способствует участие во Всероссийской олимпиаде школьников, всероссийской программе молодых исследователей «Шаг в будущее», олимпиаде «Будущее Кавказа».

— Недавно класс-команды Дагестана победили на всероссийских школьных соревнованиях «Президентские состязания». За счет чего удалось добиться подобного результата?

— Президентские состязания проводятся в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский. В соревнованиях определяется не только физическое развитие ребенка, но и дается возможность проявить себя в других сферах, раскрыться как личность. В 2015 году в мероприятия приняло участие 10,1 миллиона обучающихся со всей России. По итогам всероссийского этапа среди сельских команд Ансалтинская школа Ботлихского района стала призером состязаний.
Среди городских команд команда СОШ № 9 г. Буйнакска также стала призером состязаний, продемонстрировав высокие результаты в спортивном многоборье и личном зачете. Победа наших команд показала, что у молодого поколения Дагестана есть огромный потенциал.

— Каковы перспективные направления развития системы образования в республике?

— Стратегическая цель в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. Пристальное внимание будет уделено, прежде всего, проблемам сельской школы: укреплению учебно-материальной базы, строительству новых школьных зданий. Закономерным логическим завершением учебы в школе должна стать прозрачная объективная оценка учебных достижений выпускников.
В масштабах всей страны, и нашей республики в частности, стоит проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Работа с юными талантами и их педагогами будет продолжена. Безусловно, решить все эти сложные задачи может только высококвалифицированный педагог. И поэтому одна из самых серьезных задач — повышение квалификации, подготовка и стимулирование творческого труда педагогов.