Шовгеновское ДРСУ — старейшее, стабильно развивающееся предприятие Адыгеи. Из года в год его коллектив успешно справляется со всеми поставленными задачами, внедряя в свою работу современные технологии и материалы.

История в лицах
История дорожной отрасли Адыгеи берет свое начало в 1938 году, когда во всех районах республики при райисполкомах были созданы дорожные отделы. В отделе работал всего один техник, в обязанности которого входило и строительство дорог. В распоряжении техника-строителя имелась подвода с ездовым для объезда дорог. В те годы дороги района были обустроены грунтовым полотном, накатанным естественным образом. Первым техником-строителем дорожного отдела в Шовгеновском райисполкоме являлся Мос Коблев. С 1943 года, после освобождения территории района от немецких захватчиков, при райисполкоме образовался дорожный отдел. Именно в этот период с привлечением гужевого транспорта близлежащих колхозов и началось активное строительство дорог к аулам Кабехабль и Пшизов. С 1949-го по 1956 год дорожный отдел райисполкома возглавлял Зимдин Шаов, под руководством которого были построены дороги к Ульскому пенькозаводу, хуторам Михайлову, Семено-Макаренскому, Хапачеву, аулу Джерокай. С 1956-го по 1958 год дорожным отделом руководил Исмаил Меретуков. С ним начинал работать Нуралий Киков, носящий сегодня высокое звание «Почетный дорожник России».

С 1958-го по 1971 год во главе дорожного отдела стоял Нурбий Пчентлешев. А в 1968 году дорожный отдел был преобразован в производственно-дорожный участок — ПДУ-2330. Появление целого участка специалистов-дорожников позволило внедрить в строительство дорог новые для того времени вяжущие материалы. Впервые они были опробованы на подъездных автодорогах к аулам Пшичо и Шовгеновскому протяженностью 2 км. Новый виток развития в строительстве дорог Шовгеновской территории начался в 1972 году, с вводом в эксплуатацию асфальтобетонного завода. За 1971-1982 годы под руководством начальника ПДУ-2330 Нурбия Емшукова были построены подъездные дороги с асфальтобетонным покрытием к аулам Кабехабль, Джерокай, Шовгеновскому, Шовгенов-Пшизов. С 1982-го по 1988 год ДРСУ возглавлял Нурбий Хачемизов. В 1988 году на смену ему пришел Нуралий Зафесов, который до сих пор занимает должность генерального директора ОАО «Шовгеновское ДРСУ».

Крепкие позиции
«Сегодня в обслуживании нашего управления находятся сеть автомобильных дорог протяженностью 164,5 км и 11 мостовых сооружений в пределах Шовгеновского района, а также свыше 116 км автомобильных дорог и 5 мостовых сооружений в Гиагинском районе Адыгеи», — рассказывает Нуралий Зафесов.

Также специалисты ДРСУ занимаются ремонтом и содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений по контрактам с Управлением автомобильных дорог РА «Адыгеяавтодор», активно участвуют в благоустройстве территорий для внешних заказчиков. Только за истекший период текущего года предприятие освоило свыше 114,2 млн рублей. Уникальное преимущество ДРСУ — отличная оснащенность. В структуру предприятия входят три подразделения: карьер Хапачевского месторождения песчано-гравийной смеси, производственная база протяженностью 1,2 га, асфальтобетонный завод мощностью асфальтосмесителя 25 тонн в час и дробильная установка для приготовления щебня производительностью 13 куб. метров в час. В распоряжении управления находится и много дополнительного оборудования, позволяющего, в том числе, выполнять работы по благоустройству объектов дорожной инфраструктуры: два токарных и два сверлильных станка, заточный и деревообрабатывающий станки. Автопарк представлен всей необходимой техникой: 18 единиц грузового автотранспорта, четыре трактора, пять дорожных катков, два бульдозера, три экскаватора, два автогрейдера, автокран «МАЗ», асфальтоукладчик... Благодаря Комитету РА по имущественным отношениям технический арсенал ДРСУ дополнили три КамАЗа и экскаватор.

Золотой фонд
«Однако самым главным богатством предприятия, его движущей силой я считаю наш коллектив, работающий с максимальной отдачей», — отмечает Нуралий Зафесов. В ДРСУ трудятся настоящие мастера дорожного дела — специалисты, чей опыт был годами проверен на прочность. При этом они регулярно следят за инновациями, изучают современные технологии, применяемые в строительстве дорог. Например, последние годы для изготовления щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей работники ДРСУ используют новую стабилизирующую добавку СД-3 ГБЦ — она способствует предотвращению стекания битума при приготовлении, транспортировке и укладке ЩМА смесей. Сегодня на предприятии трудятся 102 человека. Для работы на удаленных участках сформированы три мобильные бригады, которые возглавляют Галим Тутаришев, Аслан Тлевцежев и Артур Зафесов. Высококлассный коллектив, отлаженная организация труда наряду с крепким материально-техническим оснащением — три кита успеха, позволяющие Шовгеновскому ДРСУ сдавать объекты в эксплуатацию качественно и в срок. «Раньше мы сталкивались с проблемой задержки финансирования работ, но она была успешно решена после создания дорожного фонда. Сегодня в наличии нашего предприятия — серьезные производственные мощности. Из-за недостаточных объемов работ они не задействованы в полной мере», — сожалеет Нуралий Зафесов. Тем не менее, в настоящее время специалисты мобильных бригад ДРСУ трудятся на строительстве автомобильных дорог в Майкопе.

Нуралий Зафесов, генеральный директор ОАО «Шовгеновское ДРСУ»:
— От всей души поздравляю сплоченный коллектив Шовгеновского ДРСУ, дорожников Республики Адыгея, представителей отрасли из всех регионов России с Днем работника дорожного хозяйства! В этот замечательный праздник хочу пожелать коллегам интересных проектов, финансовой уверенности, увеличения объемов работ, а также славного труда на благо нашей родины — России!

385440 Республика Адыгея, Шовгеновский район, аул. Мамхег, ул. Советская, 87, тел.: (87773) 9-24-67