Ситуация на Северном Кавказе сегодня существенно отличается от той, которая наблюдалась в конце 1990-х — начале 2000-х. С каждым годом регион все меньше становится похожим на «горячую точку» и все больше — на точку роста. Дальнейшая судьба СКФО зависит от последовательности социально-экономической политики, проводимой федеральным центром, а также от обеспечения прочного межнационального мира.

Появление внятной национальной политики
Вопросам национальной политики в последние двадцать лет — с момента распада СССР — мы уделяли меньше внимания, чем следовало бы. Несмотря на то, что существовали сначала Госкомитет по делам Федерации и национальной политики, затем министерство по делам национальностей, иные профильные структуры, работе в сфере межнациональных отношений не хватало системности.
Безусловно, сложившийся опыт интернационализма и дружбы народов Советского Союза имел положительное влияние на межнациональные отношения даже после того, как часть союзных республик стали самостоятельными государствами. Многонациональность нашего общества воспринималась как по-настоящему естественная черта. Во многих случаях мы даже не задумывались, что если равновесие постоянно не поддерживать, оно не будет вечным, что необходимо новыми средствами в уже новых условиях воспроизводить опыт межнационального общежития.

Власть проводила работу, но она протекала в русле принятия мер по развитию российского федерализма, укреплению целостности страны в новых границах и недопущению инерции распада по примеру СССР. Буквально в ручном режиме занимались тушением то тут, то там возникающих «пожаров» межнациональных конфликтов, сдерживали и «гасили» дезинтеграционные настроения. И все же первостепенными оставались иные задачи — мы шли по трудному пути преодоления экономического упадка в стране.
Приметой последних лет стало особое внимание со стороны руководства страны сфере национальной политики. Продолжать и дальше решать национальные вопросы по остаточному принципу уже не представлялось возможным. И печальные примеры уязвимости перед вызовами межнациональной конфликтности даже вполне благополучных стран, таких как Франция, Германия, это еще и еще раз доказывают.
За прошедшие годы было принято много важных решений по вопросам государственной национальной политики, которые уже принципиально меняют качество работы в этой сфере. Создан Совет при президенте по межнациональным отношениям, принята Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года, план мероприятий по ее реализации на ближайшие три года.

Благодаря стратегии появилась по-настоящему внятная цель национальной политики — формирование единой гражданской нации, российской нации. Это не означает растворения российских национальностей в некоей монокультурной общности по примеру «плавильного котла» США. Наша цель — укрепить гражданское единство в уникальном этническом многообразии.

Альтернатива национальному и религиозному экстремизму
Задачи обеспечения прочного межнационального мира на Северном Кавказе нашли отражение в стратегии как один из основных вопросов государственной национальной политики. Как и во всех без исключения регионах страны, в субъектах СКФО определяются ответственные за проведение государственной национальной политики структуры региональной и муниципальной власти. Где-то уже приняты региональные планы реализации стратегии, разрабатываются региональные программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России, действуют консультативные советы при главах субъектов.
И здесь необходимо подчеркнуть, что в случае регионов СКФО реализация государственной национальной политики тесно связана с решением задач социально-экономического развития территорий, повышением уровня культуры и образования наших граждан, созданием атмосферы нетерпимости к проявлениям как элементарного бескультурья, так и национального и религиозного экстремизма.

Прошел год, как была утверждена стратегия. Имея в виду этот факт, о скором успехе реализации всех ее задач в регионах Северного Кавказа, так же как и в других субъектах Российской Федерации, говорить было бы преждевременно. Сделаны первые, самые необходимые шаги.
Наша следующая задача — преодолеть тенденцию фестивально-карнавального содержания при планировании мер по укреплению межнационального согласия. Необходимо осознать, что залог успеха в том, чтобы национальная политика реализовывалась по всем направлениям ежедневно — и в рамках работы с молодежью, и в культурной, образовательной, информационной политике, и в работе по раннему предупреждению межнациональных конфликтов, и в адаптации и интеграции мигрантов.

Устранить главную причину нестабильности
Ситуация на Северном Кавказе сегодня в значительной степени иная, чем была в начале 2000-х годов. Нет потока беженцев, нет боевых действий. В республиках СКФО, как в экономическом, так и в социальном плане, положение значительно улучшилось. Притом что до сих пор сохраняются террористические угрозы, существуют проблемы религиозного экстремизма, этнических конфликтов, велик уровень безработицы, опыт минувшего десятилетия показывает, что многие из задач развития северокавказские республики поэтапно решают.
Обстановка все более и более стабилизируется, сказываются результаты проводимой и федеральным, и региональным правительством работы. Это не значит, что мы победили, это процесс долгий и сложный. После тяжелых девяностых годов все регионы Северного Кавказа сегодня переживают новый виток развития. Каждая из республик работает над конкретными задачами по улучшению социально-экономического климата, по увеличению количества рабочих мест, по искоренению коррумпированности на местах.
Для всех очевидно, что главная причина преступности и нестабильности на Кавказе — экономическая. Нелегальный оборот оружия, распространение экстремистских идей — все это выгодно тем, кто в экономической слабости региона видит благодатную почву для собственной наживы.

Стало принято говорить о том, что вся деятельность бандформирований попросту срастается с организованной преступностью. Не надо лукавить: в большинстве случаев это действительно так. Зачастую и не определить, где заканчивается терроризм и начинается бытовая преступность. 80% всех преступлений, которые прикрываются всякого рода религиозными идеями, — это простой передел собственности и бандитизм.
С экстремизмом, с бандитами нельзя бороться только силами МВД или ФСБ. Конфликты и преступность на Северном Кавказе так и будут оставаться на прежнем уровне, если мы все ресурсы не направим на улучшение экономической ситуации. Надо понимать, что когда молодежь делает выбор, как заработать деньги для своего благополучия и благополучия своей семьи, ее не должны искушать легкие деньги, получаемые преступным путем. А для этого нужна реальная альтернатива в виде интересной и перспективной работы, хорошей зарплаты и возможностей роста — личного и профессионального.
В этой связи особое значение приобретают меры, которые принимаются в сфере молодежной политики. Действует Стратегия молодежной политики в СКФО. В ее рамках проводится северокавказский молодежный форум «Машук», который сегодня имеет все перспективы стать центром всероссийского молодежного движения на Северном Кавказе — социальным «лифтом» для умных, образованных и предприимчивых молодых людей.
Создан Межрегиональный ресурсный центр для эффективного решения проблем безработицы, прежде всего, в молодежной среде.
Сегодня важно мобилизовать наиболее активную часть молодежи на решение задач развития своей малой родины. И тогда молодежь не будет стремиться уехать на заработки в соседние регионы, ей будет здесь интересно реализовать свой потенциал.

Работающие примеры успеха
Мне приятно говорить, что Северный Кавказ с каждым годом превращается из «горячей точки» в точку роста. У богатейшего природными ресурсами региона сегодня есть все перспективы для преодоления экономической депрессивности.
Руководством страны уделяется повышенное внимание вопросам социально-экономического развития Северного Кавказа. Принята Стратегия развития СКФО на период до 2025 года. Этот документ объединяет планы реализации крупных проектов на территории всех семи субъектов: Дагестана, Ингушетии, Ставропольского края, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии — Алании.
В декабре 2012 года правительство Российской Федерации утвердило госпрограмму развития Северного Кавказа. Она является инструментом реализации стратегии и предполагает внушительный объем финансирования в 2,3 трлн рублей до 2025 года. Перед региональными властями поставлены конкретные задачи: снизить уровень безработицы до 5%, создать более 400 тыс. рабочих мест, модернизировать, а в некоторых случаях просто создать дорожную, туристическую инфраструктуру, увеличить объемы жилищного строительства и многое другое.
В республиках СКФО уже сегодня принимаются конкретные меры по возрождению промышленности, сельского хозяйства. Главные проекты на территории округа уже определены — ими станут курорты, все остальное будет развиваться вокруг них.

Отрадно, что крупные, включая зарубежных, инвесторы также видят возможности, которые открываются в рамках туристического кластера. В регион уже приходят инвестиции итальянцев, французов, других зарубежных партнеров. Условия, которые предлагают «Курорты Северного Кавказа», по срокам окупаемости, доходности на вложенный капитал выглядят привлекательно. А с учетом того, что государство готово предоставлять гарантии в объеме 70% от привлекаемых инвестиций, то условия для среднего бизнеса получаются весьма комфортными.
Думаю, в ближайшие годы каждый из нас сможет отдохнуть в курортных зонах Северного Кавказа. Уверен, что и Архыз, и Кавказские Минеральные Воды, и горнолыжный Матлас, и каспийское побережье Дагестана и многие другие живописные места «жемчужины» России— Кавказа станут ничуть не хуже европейских по уровню сервиса и предоставляемых услуг.
Сегодня, как никогда, Северному Кавказу нужны реальные работающие примеры успеха туристической отрасли. В этом заинтересованы и жители, для которых это рабочие места, и региональная власть — для нее это налоги на строительство школ, больниц, дорог, и, наконец, вся страна, которая получит свою привлекательную точку на мировой туристической карте.
Иначе так и будут тиражироваться мифы о неспокойствии, опасной криминогенной обстановке, о «диких» условиях для бизнеса на Северном Кавказе. Если такая работа не продолжится, мы будем ходить по кругу, который возвращает нас к проблемам, а не к способам их решения.
И последнее. Необходимо поддерживать наметившуюся тенденцию к возвращению русскоязычного населения в республики Северного Кавказа. В неспокойные девяностые многие предпочли уехать с малой родины, сегодня мы можем и должны создать условия для их возвращения. Тогда кадровый потенциал СКФО, основу которого составляют инженеры, деятели науки, искусства, образования, будет прирастать. Это вселит еще большие надежды на динамичное развитие.

Досье
Гаджимет Сафаралиев родился 26 июня 1950 г. в Махачкале (Дагестан) в семье служащего.
В 1972 г. с отличием окончил физический факультет Дагестанского государственного университета, а в 1975 г. — аспирантуру Ленинградского электротехнического института, досрочно защитив кандидатскую диссертацию. В 1989 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.
C1990 г. по настоящее время — заведующий кафедрой экспериментальной физики Дагестанского государственного университета. Является руководителем научного направления «Широкозонные твердые растворы на основе карбида кремния». Подготовил 5 докторов и 26 кандидатов наук.
В 1991 г. присвоено звание профессора, а в 1994 г. — звание «Соровский профессор».
В 2008 г. общим собранием Российской академии наук избран член-корреспондентом отделения «Нанотехнология и информационные технологии».
Депутат Государственной думы России третьего, четвертого и пятого созывов.
С декабря 2011 г. — депутат Государственной думы России шестого созыва, председатель Комитета по делам национальностей. Заслуженный деятель науки РФ и заслуженный деятель науки РД.
Лауреат премии правительства РФ в области образования и лауреат государственной премии РД в области науки. Награжден орденом Дружбы народов, орденом Почета, орденом «За заслуги в развитии парламентаризма в России» и орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан».

(Продолжение статьи Гаджимета Сафаралиева читайте в № 1 журнала «Вестник. Северный Кавказ» в 2014 году.)