Этому способствует, с одной стороны, активное развитие инфраструктуры на курортах «Архыз» и «Приэльбрусье», а с другой — переориентирование россиян с внешних на внутренние маршруты отдыха. Приносит дивиденды и продвижение СКФО как безопасного и гостеприимного региона, обладающего уникальным природным, климатическим, историческим и культурным разнообразием, рассказал в интервью «Вестнику» Олег Горчев — генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» — управляющей компании туристического кластера.

Сегодня на федеральном уровне уже с уверенностью говорится о том, что «якорями» для СКФО являются промышленность, сельское хозяйство и туризм. Если судить по динамике реализации проекта Северо-Кавказского туристического кластера, какой вклад в развитие региона внесла в нынешнем году туротрасль?

Туризм на протяжении десятилетий — одно из приоритетных направлений развития экономики для Северного Кавказа; отрасль, обладающая мощным мультипликативным эффектом, влияющая на эффективность решения социальных задач в регионе. Благодаря развитию туризма повышается уровень предпринимательской активности в СКФО. Судите сами: большинство резидентов особых экономических зон в составе туркластера — представители местного бизнеса. Идет развитие смежных с туризмом отраслей экономики: производства стройматериалов, изделий народных промыслов, сельскохозяйственных товаров, транспортных услуг и т. д. Создаются новые рабочие места, где преимущественно задействованы специалисты из числа местного населения. Во многом рост популярности северокавказского направления, который мы наблюдаем в последние годы, обусловлен формированием положительного имиджа СКФО как региона, привлекательного для туризма. Это связано, в том числе, с успешным развитием курортов туркластера, которым занимается наша компания. Нынешней зимой только ВТРК «Архыз» посетит в полтора раза больше гостей, чем в прошлом году — 150 тыс. человек. Рекордный рост показателей турпотока ожидается и в Приэльбрусье.

ВТРК «Архыз» — «якорь» туркластера. Какой новой инфраструктурой «прирос» курорт в 2015 году?

В нынешнем году на строительство ВТРК «Архыз» мы направили около 3,3 млрд рублей. Кроме того, уже девять резидентов, осуществляющих частные инвестиции, зарегистрировано в одноименной особой экономической зоне. При активной поддержке нашей компании в ноябре Минэкономразвития России одобрило еще восемь новых заявок на получение статуса резидента ОЭЗ «Архыз» с общим объемом инвестиций 2,3 млрд рублей. До текущего сезона на ВТРК «Архыз» было две канатные дороги — кресельная и гондольная, четыре горнолыжные трассы общей протяженностью 7,4 км. К сезону 2015/2016 мы построили еще один подъемник, рассчитанный на 2400 чел./час, проложили еще 6,7 км горнолыжных трасс. Таким образом, протяженность трасс составила 14,1 км, а пропускная способность подъемников — 6,6 тыс. чел./час. Емкость проката горнолыжного инвентаря мы также значительно увеличили до 2000 комплектов, распределенных в трех пунктах проката. Теперь инфраструктура курорта сможет обслуживать до 5000 человек в день. Рост составит 56% к показателю сезона 2014/15.

В 2015 году гораздо чаще, чем в предыдущие, говорили о развитии Приэльбрусья. Заметно, что работы на курорте активизировались. До 2020 года АО «КСК» вложит в его развитие 6 млрд рублей, включая собственные средства и заемное финансирование. Какой объем из озвученной суммы освоен в текущем году? Какова практическая отдача от этого?

Для обеспечения готовности к новому сезону в 2015 году на развитие горнолыжной инфраструктуры Приэльбрусья мы направили около 1 млрд рублей. Одно из важнейших достижений — создание третьей очереди канатной дороги на горе Эльбрус, самого высокогорного подъемника в Европе, который доставляет туристов на высоту 3847 метров. Об этом показательном российском рекорде теперь знают не только любители горнолыжного спорта и сноуборда, альпинисты в нашей стране, но и жители европейских государств. Уверен, по итогам нового сезона Приэльбрусье зафиксирует существенный приток туристов из-за рубежа. В партнерстве с ПАО «Курорт «Эльбрус» были построены горнолыжные трассы от станции «Приют-11» до станции «Гара-Баши» и от станции «Гара-Баши» до станции «Мир». Уже в этом сезоне они откроют доступ к самой высокой в Европе зоне катания. В рамках благоустройства горнолыжных склонов расширены зоны выката и проведены работы по обеспечению безопасности действующих горнолыжных трасс. Сейчас разрабатывается единый многодневный ски-пасс для ВТРК «Архыз» и ВТРК «Эльбрус» — интересное предложение для туристов, которые за один отпуск захотят успеть побывать сразу на двух горнолыжных «жемчужинах» Северного Кавказа.

отдых в горах.jpg

Третий проект туркластера, называемый в ряду приоритетных площадок вместе с Архызом и Приэльбрусьем, — ВТРК «Ведучи» в Чечне. Насколько результативным 2015 год был для него?

Развитие ВТРК «Ведучи» осуществляется в тесном взаимодействии с якорным инвестором площадки — ООО «Ведучи», получившим статус резидента ОЭЗ в апреле 2014 года. На настоящий момент правительство Чеченской Республики утвердило проект планировки территории ОЭЗ «Ведучи». Кроме того, Наблюдательный совет ОЭЗ утвердил перспективный план, определяющий стратегию развития курорта на ближайшие годы. Мы как управляющая компания курируем строительство здесь инженерной и горнолыжной инфраструктуры (канатные дороги, горнолыжные трассы и т. д.), компания «Ведучи» создает объекты коммерческой инфраструктуры, правительство ЧР обеспечивает возведение объектов внешней инфраструктуры до площадки курорта. В течение 2015 года АО «КСК» подготовило необходимую проектно-сметную документацию ряда инфраструктурных объектов «Ведучей». Это позволит уже в 2016 году начать строительство первых объектов инженерной и горнолыжной инфраструктуры.

В нынешнем году курорты Северного Кавказа посещали представители турагентств из различных регионов России. Ставка на сотрудничество с ними себя оправдала? Можно ли говорить об увеличении количества отдыхающих и расширении их географии?

Конечно. По итогам прошлого года спрос на внутренний туризм вырос на треть, а по итогам 2015-го, как ожидается, увеличится еще на 50% по сравнению с 2014-м. Одновременно снижается популярность зарубежных поездок — по прогнозам Ростуризма, последствием трагических событий станет почти 50% падение спроса на путевки за границу. О росте спроса на северокавказское туристическое направление можно судить по динамике пассажиропотока аэропорта Минеральные Воды — основного транспортного узла региона: в январе-июне 2015 года он увеличился на 17,7% по сравнению с показателем аналогичного периода 2014-го, до 944 тыс. человек. Миллионного пассажира аэропорт обслужил в июле, тогда как в прошлом году этого показателя удалось достичь гораздо позже — только в сентябре. А за пять лет общий пассажиропоток в аэропорт Минеральные Воды вырос примерно в 2,2 раза. Как показывают данные соцопросов, курорты СКФО особенно популярны у туристов из Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов. И на ВТРК «Архыз», и в Приэльбрусье более 34% респондентов в сезон 2014/2015 приехали из Ставропольского края, 14% гостей — из Краснодарского края, третье место делят Ростовская область и Москва — по 13% туристов из каждого региона. Помимо субъектов СКФО — Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, из которых в общей сложности на оба курорта приехали 11% всех гостей, 4% в общем турпотоке составляют туристы из Волгоградской области. Гости, которые приезжают на новые и обновленные курорты в составе туркластера СКФО, проводят аналогию с туристическими площадками Европы. Сравнивают атмосферу, инфраструктуру, дизайн и качество обслуживания — и преимущественно остаются довольны теми услугами, которые предлагают «Архыз» и «Эльбрус». Как показало проведенное по заказу АО «КСК» социологическое исследование, уровень удовлетворенности туристов крайне высок — в среднем он составляет порядка 80-90%. Процент гостей, которые планируют вернуться на курорты Северного Кавказа, еще выше — 98% в «Архызе» и 94% в «Эльбрусе». Показатель заполняемости гостиниц и на территории курорта «Архыз», и в соседнем одноименном поселке на протяжении всего сезона приближается к 100%. Ровно так же обстоит ситуация и с местами размещения в Приэльбрусье. При этом мы продолжаем работу по повышению качества обслуживания на курортах. К новому сезону мы хорошо подготовились, причем речь не только о строительстве объектов горнолыжной инфраструктуры — новых трасс с системой оснежения склонов, канатной дороги «Лунный экспресс». Выросло число пунктов реализации ски-пассов, в том числе установлены автоматы по их продаже, открыты новые пункты проката горнолыжного инвентаря, увеличено количество сотрудников в сервисных службах ВТРК «Архыз». Строятся дополнительные парковочные места, совместно с властями Карачаево-Черкесии расширяется сеть автобусных маршрутов от крупных населенных пунктов СКФО до территории курорта. Понимая, что большее количество наших туристов останавливается в поселке Архыз, во время сезона мы запустим ski-шаттлы между поселком и туристическими деревнями курорта, специально оборудованные для перевозки лыж и сноубордов. Инвесторами — резидентами ВТРК «Архыз» сдаются в эксплуатацию новые объекты: гостиница, коттеджный поселок в формате Ski in — Ski out, развлекательный комплекс и ряд других. Большое внимание мы уделили организации отдыха самых маленьких гостей: для них открывается детский городок и каток под открытым небом. Важной частью подготовки к сезону стало повышение квалификации сотрудников курортов. В декабре в «Архызе» для линейного и административного персонала отелей, ресторанов, пунктов проката горнолыжного инвентаря, касс прошли тренинги по клиентоориентированному сервису.

По вашей оценке, какие программы и проекты, реализованные в 2015 году, способствовали росту популярности кавказских курортов?

Думаю, свою роль сыграл целый ряд факторов. Во-первых, Олимпийские игры в Сочи, которые привлекли внимание ко всему региону и показали и России, и миру, что Кавказ — совсем другой, чем его негативный имидж: открытый, гостеприимный, щедрый. Во-вторых, существенным моментом стало повышение транспортной доступности СКФО: строительство новых дорог в рамках ФЦП и госпрограмм, модернизация аэропорта в Минеральных Водах, правительственная программа субсидирования авиаперевозок на Кавказ, в том числе из регионов Дальнего Востока. Третий компонент — слаженная работа федеральных и региональных органов власти по развитию туризма на Кавказе, помноженная на желание местного населения включиться в развитие этой отрасли и вывести кавказское гостеприимство в статус бренда, сделать его экономически выгодной деловой активностью. Ну и, конечно, гостей привлекают новые объекты туристической инфраструктуры, которые открываются во всех
северокавказских республиках — это и туристический комплекс на озере Кезеной-Ам в Чечне, и трассы в Армхи в Ингушетии, и, разумеется, новые горнолыжные объекты в «Архызе» и «Эльбрусе». В последнее время все регионы СКФО демонстрируют позитивную динамику развития индустрии. Например, число туристов заметно растет в Чечне: в 2014 году в республике побывало около 50 тыс. человек, тогда как в 2011-м — только 7 тыс. В Ингушетии количество туристов ежегодно увеличивается практически втрое — с начала 2014 года республику посетило 28 тыс. туристов, прирост составил 183,2% к аналогичному периоду предыдущего года. Поток туристов в Карачаево-Черкесию увеличился на 38% в 2014 году и превысил 700 тыс. Аналогичный рост мы видим и по другим республикам.

Какое место вы отводите Северному Кавказу в туристическом импортозамещении? Принимая во внимание ставку на развитие внутреннего туризма, какие факторы позволят СКФО выиграть конкурентную борьбу за туристов с другими регионами России и с зарубежьем?

Природно-климатические и историко-культурные достопримечательности Северного Кавказа всегда будут держать регион в числе лидеров в туризме. Однако следует учитывать, что курортам СКФО составляют серьезную конкуренцию другие субъекты России, создающие в настоящее время качественный турпродукт. Если говорить о горнолыжном сегменте отдыха, то это Красная Поляна, Завьялиха, Шерегеш, если о всесезонном отдыхе на природе — Алтай, Байкал, Камчатка, другие заповедные зоны страны. И эта здоровая конкурентная борьба стимулирует Северный Кавказ. На первый план выходят цена, качество, удобство и безопасность предоставляемых услуг. Вместе с тем, важно проводить планомерную работу по продвижению уникального потенциала территории. Один из ключевых для нас в этом направлении — проект «Хребет. Кавказ от моря до моря». Он получился очень «вкусным» — необычайно интересным, красивым, даже завораживающим. Таким, что Кавказ захотят увидеть своими глазами и жители других субъектов страны, и гости из-за рубежа. Увидеть, влюбиться и унести с собой домой это новое чувство, которого Северный Кавказ, безусловно, достоин.