Фотопроект «Хребет. Кавказ от моря до моря» воплотил в жизнь известный фотограф, натуралист Антон Ланге. Его работа стала важным шагом на пути создания нового имиджа Северного Кавказа. Впечатления о беспрецедентном путешествии, выразившиеся в сотнях кадров, легли в основу фотоальбома «Хребет». Здесь и удивительные по красоте пейзажные снимки, и колоритные портреты горцев, зарисовки из жизни городов и многое другое. На страницах издания оживают кавказские легенды, открывая своим читателям затерянные миры. Но фотоальбом — это лишь первый значимый этап большого дела. В скором будущем Антон представит серию документальных фильмов, где подробно расскажет о тех местах и людях, которых он узнал за полтора года пребывания на Кавказе.

И снова в путь
Идея создания масштабного фотопроекта, предложенная «Курортами Северного Кавказа», мне понравилась сразу. Должен признаться, я не очень люблю горы, но именно возможность оказаться в чужой для меня атмосфере и стала причиной того, почему я согласился. Я понял, что после трех с половиной лет работы над проектом «Россия из окна поезда», после путешествия по нашей стране, такой бесконечной и плоской, я смогу резко переместиться из мира горизонтального в вертикальный. Кавказ мне бросил вызов, и я его с радостью принял.

Детальная подготовка
Когда я раскрыл карту, то увидел, что все объекты, на которых АО «КСК» ведет свою деятельность, расположены вдоль Главного Кавказского хребта, между Черным и Каспийским морями. Так и родилось название проекта «Хребет. Кавказ от моря до моря». За опорные точки я взял все настоящие и будущие курорты: «Атлас», «Армхи», «Ведучи», «Архыз», «Эльбрус-Безенги», «Мамисон», «Лаго-Наки». Дальше началась сложная, кропотливая работа по изучению природно-климатических особенностей местности, по прокладке маршрута и детальному планированию логистики. Очень важно было привязать экспедицию ко времени года: к примеру, если Западный Кавказ потрясающе выглядит осенью, то в Центральной части региона в это время делать нечего, там выгоднее снимать летом. Чем больше мы с коллегами в это погружались, тем все более трудные задачи перед собой ставили. В результате были организованы сложнейшие съемки, в том числе и вертолетные. Но добиться этого было очень непросто, ведь горы в состоянии в одну минуту кардинально изменить твои планы.

Дивный край
На Кавказ я ехал открытым впечатлениям и, как всегда, настроенным на волну первооткрывателя. Сегодня могу сказать, что многое увидел, многое понял и узнал, чем-то был восхищен, что-то меня ужаснуло. На Кавказе есть чему удивиться. Если западная часть с ее горнолыжными и альпинистскими традициями нам хорошо знакома, то дальше к востоку начинается настоящая терра инкогнито. Этот непознанный мир можно исследовать бесконечно. Мы не раз возвращались в одну и ту же республику, вновь и вновь находя что-то новое, необыкновенное. За одну поездку просто невозможно всего охватить, по-настоящему прочувствовать, что надо снимать. Мне и полутора лет было мало. Я бы с большим удовольствием вернулся на Кавказ, чтобы запечатлеть не менее интригующие территории предгорья и равнины.

Мифы и реальность
Фотопроект «Хребет. Кавказ от моря до моря» несет очень важную просветительскую функцию: во-первых, он открывает для большинства жителей страны неизведанные земли, а во-вторых, разрушает сложившийся стереотип о Кавказе как о территории опасности. Находясь там, видишь, как прямо на глазах рассыпается карточный домик, собранный из общепринятых суждений. Перед тобой все время открывается обратное от того, что ты представлял. Отдельных слов достойны местные жители. Большинство из тех, с кем мы познакомились, стали мне и всей съемочной группе настоящими друзьями. Сложно передать, как много и старательно они нам помогали, тратя огромную уйму времени, сил и собственных средств на то, чтобы оказать содействие в рождении проекта, посвященного их родной земле.

ЧЕЧНЯ

Черная тень близлежащей горы.jpg

Черная тень близлежащей горы неумолимо наползает на древний город Никарой, расположенный в теснине между двумя ущельями, давно оставленный людьми. Этот город живет в звенящей тишине на границе света и тени. Утром тень одной горы отступает, как бы стягивая с него покрывало ночи, а вечером этот занавес появляется вновь — уже с другой стороны, скрывая руины, остатки мечети и боевую башню.

мечеть Сердце Чечни.jpg

Закатный или, как говорят профессионалы, режимный свет — один из лучших моментов для съемки мечети Сердце Чечни и окружающих ее цветных фонтанов. Впрочем, самая большая мечеть страны, построенная по образу и подобию Голубой мечети Стамбула, фотогенична в любое время суток. Она, безусловно, представляет главную городскую доминанту современного Грозного.

ДАГЕСТАН

Хунзахское плато.jpg

С головокружительной кручи Хунзахского плато открывается вид на долину Аварского Койсу, нагорья и сияющие вдали вершины Главного Кавказского хребта. Нагорный Дагестан совершенно не похож на Западный и Центральный Кавказ —
на то, что в той или иной степени привычно глазу европейца: альпийскую горную структуру, предполагающую чередование хребтов и ущелий. Здесь все иначе, и глаз, даже опытный, далеко не сразу видит хоть какую-то организованность в этом перепутанном ландшафте. Лист бумаги, скомканный невидимой рукой, брошенный и оставленный расправляться, как придется, — вот, наверное, самая точная метафора, передающая облик Нагорного Дагестана.

пожилая кубачинка.jpg

Следуя генетическому закону горского гостеприимства, пожилая кубачинка, с трудом говорящая по-русски, открывает дверь своего дома, приглашая на чай. Горское гостеприимство — не миф и не фигура речи. Здесь, в аулах, путника приглашает в гости буквально каждый. В любом из домов можно разделить с хозяевами кров и стол, и взять за это деньги считается недопустимым поступком, позором для всей семьи.

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

Эльбрус.jpg

Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
А. С. Пушкин. «Кавказский пленник»

Зона ледопада на леднике Уллу-Чиран.jpg

Зона ледопада на леднике Уллу-Чиран — самого большого на Кавказе. Район Безенги, находящийся на территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника — крупнейший узел современного кавказского оледенения. Это по-настоящему грозные места, таящие в себе все опасности и риски, свойственные высокогорью: резкие изменения погоды, лавины и ледопады, внезапно образующиеся туманы... Все то, что требует напряжения не только физических сил, но и интуиции профессионала.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

Конная экспедиция проекта «Хребет».jpg

Конная экспедиция проекта «Хребет» переходит вброд реку Кизгыч в одноименном ущелье. Это Архызский участок Тебердинского заповедника, одно из самых красивых ущелий Западного Кавказа. Экспедиция направляется в верховья ущелья, где растет самый высокий в стране пихтовый лес.

Софийский ледник.jpg

Софийский ледник, наверное, самый выразительный на Западном Кавказе. Он относится к своеобразному типу, называемому гляциологами «ледником кающихся». Зона ледопада у подобного ледника образована высокими, последовательно откалывающимися от него глыбами, которые в массе, особенно при взгляде в профиль, похожи на процессию склонивших головы, кающихся монахов, покрытых белыми покрывалами.

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ

Казбек.jpg

Удивительно, но Казбек был в гораздо большей степени объектом литературного и художественного воплощения, чем Эльбрус. Именно Казбек со своей сверкающей идеальной конусовидной вершиной вдохновлял поэтов и художников. В наше время, когда к горе можно приблизиться с воздуха, она выглядит не такой идеально конической, но не менее завораживающей.

Дигория.jpg

Пойманные непогодой, в плену тумана мы провели в Дигории три незапланированных дня. Это, возможно, самая далекая и малопосещаемая часть Северной Осетии — поэтическая, туманная земля. Судьбе было угодно распорядиться так, что именно здесь мы сделали большую часть кадров, посвященных этой республике.

ИНГУШЕТИЯ

Столовая гора.jpg

Летом табуны лошадей поднимаются на высокогорные альпийские пастбища, в том числе на плоскую вершину Столовой горы над Джейрахским ущельем. Сверкающая вершина Казбека перекликается с храмом-святилищем Мятцил, свидетелем языческого прошлого ингушского народа. Божество Мятцил — покровитель земледелия, считалось могущественным, ему поклонялись не только ингуши, но и жители соседних Чечни, Северной Осетии и горной Грузии.

аул Эрзи.jpg

На горном кряже, над рекой Армхи в Джейрахском ущелье высятся башни необитаемого аула Эрзи. В родовой структуре народов Центрального Кавказа башни занимают важнейшее место. Каждому тейпу, то есть сообществу родственных семей, принадлежит фамильная башня, построенная предками несколько веков назад.

АДЫГЕЯ

Адыгея.jpg

Последний кадр длинного дня, когда усталый вертолет возвращается домой после насыщенной работы, взлетов, посадок, пилотажных полетов на больших высотах, когда уже зачехлены камеры и рабочее настроение сменяется усталостью. Солнечный свет все еще скользит, едва касаясь горизонтальными лучами самых верхушек гор. Это момент, когда делается финальный кадр — просто так, на память об еще одном съемочном дне, прожитом в горах, без мысли о том, что этот кадр когда-нибудь попадет в основной отбор.

осень на Кавказе.jpg

Шок от красоты — состояние, в которое впадает человек, оказавшийся в разгар осени на Западном Кавказе. Первичные девственные леса, равных которым нет в нашей стране, леса, с которыми невозможно расстаться, попав в них однажды. Это серьезное испытание для фотографа, когда глазам уже становится больно смотреть на красоту даже через видоискатель камеры.