Справляться с кризисами за счет внутренних ресурсов
— Компанию мы основали в 2006 году, изначально занимались дистрибуцией алкогольных напитков, а в последующие годы расширили ассортимент за счет безалкогольных напитков и продуктов питания. Со временем возникла потребность организовать и собственное логистическое направление — теперь оно расширилось настолько, что уже начнем предоставлять транспорт внаем другим компаниям. Сегодня ООО «Премиум» входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков Абхазии. Сказываются ли на нашей работе нынешние экономические сложности? Да. Мы отказываемся от многих импортных контрактов, поскольку из-за роста курса валют они стали невыгодны. Естественным образом сбалансировали текущие издержки, проводим ротацию менее популярных товаров и усиливаем направления, пользующиеся большим спросом. Вводим и новые спецпроекты по реализации продукции, что позволяет нам укреплять свои позиции. Изменили управленческий учет и пока, наверное, единственные в республике запустили систему мобильных продаж.

Вообще система и подход к торговле, существующие в Абхазии, немного отличаются от российских, и те технологии, которые прекрасно работают в России в последние годы, к нам еще не пришли. Но мы стараемся их внедрять. Это очень сложный и долгий процесс, поскольку проторенных дорожек и наглядных примеров тут нет. Тем не менее, нам удается не только увеличивать объемы, но и развиваться в других направлениях.

Астамур Гагулия.jpg

Иногда не стоит гнаться за «длинным рублем»
— Задача, которую мы ставим перед собой в сложных экономических ситуациях, — сохранить коллектив. У нас работают порядка 120 человек, и несмотря ни на какие трудности компания выполняет перед ними все социальные обязательства. Чтобы предприятие оставалось на плаву, соглашаемся на снижение его доходов — это, может, и непопулярный, но, на мой взгляд, честный и правильный путь преодоления сложностей. И в нынешний кризис, и в предыдущий мы старались не поднимать цену на продукцию, удерживая ее за счет собственных резервов. В такие периоды не стоит гнаться за «длинным рублем». Для нас в этом ключе так же важен имидж компании: не хотелось бы выглядеть в глазах наших потребителей и заказчиков спекулянтами, которые наживаются на людях в тяжелые времена. А вообще не стоит ждать, пока «грянет гром» — мы стараемся быть готовыми к спадам в экономике. И если вы спросите, что я мог бы посоветовать предпринимателям, переживающим сейчас сложности, скажу только одно: терпение, трудоспособность и креативность — других рецептов, на мой взгляд, нет.