В 1990-е годы регион не по собственной воле превратился в «горячую точку» и стал ассоциироваться отнюдь не с персонажами Леонида Гайдая. На первый план вышли герои и жертвы военных кампаний в Чечне, которым посвящены десятки лент. Их снимали известные телевизионщики и кинематографисты Александр Невзоров, Никита Михалков, Александр Сокуров...

«Холод» по коже
В начале 1990-х в поход за независимостью отправилась не только Россия. Вскоре после распада СССР, в сентябре 1991-го, в Чечне произошел вооруженный переворот, возглавляемый Джохаром Дудаевым. В результате 1 ноября возникла Чеченская республика Ичкерия, которая сразу же заявила о своей независимости от РСФСР. Дудаев ввел на территории Ичкерии военное положение и отказывался вести переговоры с Кремлем до тех пор, пока ее независимость не будет признана... Кинодеятели еще не успели сориентироваться в происходящих событиях и продолжали, скорее, по инерции, снимать фильмы, где поднимали, в основном, исторические темы. В череде экскурсов в историю народов Северного Кавказа выделяется, пожалуй, фильм Хусейна Эркенова «Холод». На волне провозглашенной гласности съемочной группе удалось рассказать о депортации карачаевского народа в 40-е годы XX столетия. 
Также культовой для искушенных киноманов стала вышедшая в эти годы картина Мурата Джусойты «Горец»: настолько тщательно ко всем деталям и с такой огромной любовью к родной земле она снята. Однако рассматривать Кавказ как удобную съемочную площадку уже никто бы не рискнул. Поехать туда в этот период для любой творческой личности — от журналиста до музыканта — было сравнимо с героическим поступком.

Афиши фильмов.jpg

Чистилище
Можно как угодно называть действия, которые происходили на Кавказе в 1990-е: восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике, чеченским конфликтом, первой и второй чеченскими кампаниями — суть не меняется: это была война, обнажающая все самые глубокие язвы, заставляющая забыть о человеческих ценностях, вынуждающая жить на пределе эмоций. Мимо такой яркой картины реальности кинорежиссеры пройти не могли, и, как только появилась возможность говорить об этом открыто, возникли картины на военную тематику. Первым высказался Сергей Бодров-старший, представив драму «Кавказский пленник». Она снималась во время чеченской войны, недалеко от театра боевых действий. Местные партизаны использовались в качестве телохранителей для творческой бригады. В один из дней они узнали, что непрофессиональная актриса Сузанна Мехралиева получала за свои труды деньги в валюте США, и захватили в плен всю команду. Но вскоре гонорар девушки был разменян на рубли, и съемки продолжились, как ни в чем не бывало.

Стремясь к большей правдоподобности происходящего на экране, режиссеры открыли для себя и зрителя новый жанр — художественно-документальный: кадры игрового кино перемежались с кадрами хроники, любительскими съемками, видео военных телекорреспондентов. Первопроходцем в этом направлении стал Сергей Говорухин с фильмом «Прокляты и забыты». По его стопам пошел Валерий Харченко с драмой «Война окончена. Забудьте...». Однако эти ленты не привлекли внимания массового зрителя: правительство не очень поощряло интерес к данной теме, прокат подобных картин не приветствовался. И тогда за дело взялись телевизионщики. Настоящей бомбой взорвался в сознании обывателей фильм Александра Невзорова «Чистилище». Министерство обороны РФ отказало ему в своей поддержке. «Мне выставили счет за все, что я просил, за каждую стреляную гильзу я должен был заплатить 5 или 6 тысяч рублей! А мне их нужны миллионы, потому что стреляными гильзами засыпано все в местах ведения боевых действий. Видимо, армия прочла сценарий и осталась недовольна. Поэтому помощь нам оказали внутренние войска. В массовках снимались солдаты, прошедшие через Чечню», — вспоминал автор. Несмотря на то, что картина снималась в Сестрорецке, на экране — полное ощущение военной Чечни. Невзоров на самом деле был в той больнице, где разворачиваются события его фильма. Слова, которые произносит капитан командиру чеченцев Исрапилову перед своей смертью, это слова из интервью Невзорову реального солдата первой чеченской кампании.

Во сне и наяву
В новый век Кавказ вошел со второй чеченской кампанией. Контртеррористическая операция началась 7 августа 1999 года (дата вторжения боевиков в Дагестан). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999-го по 2000 год, затем по мере установления контроля Вооруженными силами России над территорией Чечни перешла в ведение местных сил самоуправления и самообороны. С 00 часов 16 апреля 2009 года режим КТО был отменен.

Но ни что — ни боевые действия, ни захват заложников, ни недовольство властей всех уровней — не могло остановить интерес деятелей кино к Кавказу. На свой страх и риск киносъемочные группы выезжали в регион, чтобы отобразить происходящее в нем. Начался процесс осмысления того, что случилось, пришел час задуматься: как жить со всем этим дальше? Поэтому и тематика фильмов обогатилась совсем другими жанрами: кроме почти хроникальных картин рождаются ленты-размышления. Появляются новые герои: журналисты, русские и чеченские матери, общественники и правозащитники... Чрезвычайно показательны в этом плане фильмы таких мастеров отечественного кино, как Никиты Михалкова и Александра Сокурова. Картина Михалкова «12» тем и хороша, что представляет все точки зрения на события на Кавказе. Люди, далекие от войны, совершенно разных профессий, национальностей в качестве присяжных должны решить судьбу чеченского юноши, обвиняемого в убийстве своего отца. Каждый из них судит, исходя из собственного мнения о кавказских событиях.

кадры из фильмов.jpg

К концу заседания многие вынуждены понять, что черное — это не всегда черное, а белое бывает и серым. Памятником женщинам-матерям можно назвать фильм Александра Сокурова «Александра». Совершенно бытовая зарисовка: бабушка приезжает в Чечню, чтобы навестить своего внука-солдата. И именно она возвращает в израненный мир общие человеческие ценности, о которых люди на войне забыли. Группа Сокурова — единственная, кто снимал фильм о Чечне в самом Грозном. В нем участвовали чеченские актеры, студенты Грозненского университета. Очень серьезно помогало республиканское телевидение, местные жители, актеры драмтеатра. Война к тому моменту уже закончилась, но все равно Галину Вишневскую, сыгравшую роль бабушки, привозили на съемки под вооруженной охраной: впереди шли саперы, а сзади — БТР. Творческий процесс проходил в экстремальных условиях: был сокращенный съемочный день, потому что в шесть часов вечера военные той части, где жила съемочная группа и актеры, закрывали ворота...

Мудрый Кавказ
Более-менее мирная жизнь начинала диктовать кинематографистам свои правила. Наряду с фильмами, продолжающими муссировать военную тематику, появляются картины совсем другого плана. К примеру, работа дагестанских режиссеров Мурада Халилова и Хаджимурада Набиева «Зизик» — о судьбе неудачника Зизика, снятая в жанре психоделической комедии. Вышла новая «Кавказская пленница» по мотивам фильма Леонида Гайдая, сделанная (непонятно, зачем?) Максимом Воронкиным. Но главным событием кавказского кинематографа последнего периода я бы назвала возвращение осетинского режиссера Мурата Джусойты с его картиной «Рудник». Стоило молчать двадцать лет, чтобы так громко заявить о себе снова. «Рудник» снят в 2014 году по собственному сценарию Джусойты на осетинском языке и повествует не только о событиях XIX века, но и о том, что малая родина автора переживает сегодня. Тогда, как и сейчас, на Кавказе шла геополитическая борьба, шел слом устоявшегося образа жизни, образа мышления. Мурат Джусойты верен себе: в его фильме Кавказ — размышляющий, неспешно философствующий, мудрый, как старейшина. 

кадры из фильмов о Кавказе.jpg

42 фильма о Кавказе, снятых с 1991-го по 2014 год


Год

Название

Режиссер

Студия-производитель

1

1991

«Холод»

Хусейн Эркенов

«Эрхус»

2

1991

«Расстанемся, пока хорошие»

Владимир Мотыль

«Пирамида-Менатеп»

3

1992

«Горец»

Мурат Джусойты

Ассоциация творческой и научной интеллигенции «Ир»

4

1993

«Сумерки надежд»

Руслан Хачемизов, Кассей Хочегогу

«Ленфильм»

5

1994

«Легенда горы Тбау»

Рафаэль Гаспарянц

«Владикавказтелефильм»

6

1996

«Кавказский пленник»

Сергей Бодров-старший

АО «Караван», БГ Продакшн (Казахстан) при участии Комитета РФ по кинематографии

7

1997

«Прокляты и забыты»

Сергей Говорухин

Киностудия «Ровитич»

8

1997

«Война окончена. Забудьте...»

Валерий Харченко

ВГИК, «Прометей», «Наше кино», «ОРФ», «ЭР-фильм»

9

1998

«Чистилище»

Александр Невзоров

«ОРТ-видео»

10

1998

«Блокпост»

Александр Рогожкин

СТВ, ОРТ

11

2000

«Особый случай»

Игорь Талпа

«Синема Спейс»

12

2001

«Ахиллесова пята (Двенадцатая осень)»

Игорь Талпа

Киностудия им. Горького, «Синема Спейс»

13

2002

«Война»

Алексей Балабанов

СТВ

14

2002

«Кавказская рулетка»

Федор Попов

Творческая студия «Стелла», киностудия «Круг» («Мосфильм»)

15

2002

«Марш славянки»

Наталья Пьянкова

«Кинематограф «Третье тысячелетие», «Юнайтед Мультимедиа Проджектс»

16

2002

«Дом дураков»

Андрей Кончаловский

Bac Films, Hachette Premiere, Persona

17

2003

«Марш-бросок»

Николай Стамбула

«Новый век»

18

2003

«Сель»

Ярополк Лапшин

Свердловская киностудия

19

2004

«Честь имею!»

Виктор Бутурлин, Борис Павлов-Сильванский

«2-Б-2 Интертейнмент»

20

2004

«Личный номер»

Евгений Лаврентьев

Top Line Production, творческое объединение «Спецпроект», Film Master

21

2005

«Имам Шамиль. Последний бой имама»

Алик (Юсуп) Исаев

Телекомпания «Дагестан»

22

2006

«Грозовые ворота»

Андрей Малюков

Студия «Вертикаль»

23

2006

«Живой»

Александр Велединский

«Пигмалион Продакшн»

24

2006

«Прорыв»

Виталий Лукин

Paradise Digital

25

2006

«Мертвое поле»

Александр Аравин

«Мосфильм»

26

2006

«Во сне и наяву»

Магомед Магомедов

Телекомпания «Дагестан»

27

2007

«Маршрут»

Владимир Фатьянов

Кинокомпания «Лина»

28

2007

«Кавказ»

Фарид Гумбатов

«Юнайтед Мультимедиа Проджектс», «Метрополь»

29

2007

«12»

Никита Михалков

«ТриТэ»

30

2007

«Александра»

Александр Сокуров

Proline Film, Centre National de la Cinematographie

31

2007

«Русский треугольник»

Алеко Цабадзе

Киностудия «Ремка»

32

2008

«Пленный»

Алексей Учитель

ТПО «Рок», студия «Камера» (Болгария)

33

2008

«Русская жертва»

Елена Ляпичева, Ирина Мелетина

Продюсерский центр «Духовность и армия»

34

2009

«Олимпус. Инферно»

Игорь Волошин

«Красный квадрат»

35

2010

«Черкес»

Мухадин (Мохи) Кандур

Иордано-российская кинокомпания «Синдика»

36

2010

«Зизик»

Мурад Халилов, Хаджимурад Набиев

Творческое объединение «Экран»

37

2011

«Садовник»

Андрей Зозуля

Кинокомпания «А-1 Кино-видео», СПбГУКиТ

38

2011

«Стреляющие» горы

Рустам Уразаев

Студия «Центр кинопроизводства» по заказу кинокомпании «Форвард-фильм»

39

2012

«Август. Восьмого»

Джаник Файзиев

ГК «Главкино» «Бонанза» при поддержке Фонда кинематографии

40

2014

«Рудник»

Мурат Джусойты

Кинокомпания «Ирмон»

41

2014

«Поиск»

Мишель Хазанавичус

La Petite Reine Worldview Entertainment, La Classe Americaine Georgian, Film Investment Group, Sarke Studio

42

2014

«Кавказская пленница-2»

Максим Воронков

Продюсерский центр Ильи Олейникова