В середине марта Дагестан посетили заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Они посетили Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий порт в нашей стране, который призван сыграть существенную роль в организации «зеленого коридора» между Россией и Ираном по перевалке сельхозпродукции.

Рамазан Абдулатипов напомнил, что поручение о создании «зеленого коридора» дал заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. В феврале российская делегация посетила Иран, и сейчас на территории Дагестана предпринимаются практические шаги по реализации проекта. Визит в республику представителей федерального центра — одно из важных звеньев в этой цепи. «Зеленый коридор» — специальный комплекс правительственных решений, которые позволяют досматривать и оформлять сельскохозяйственные грузы двух стран в упрощенном порядке, — пояснил Сергей Левин. — Товарооборот между Россией и Ираном сегодня составляет 700-800 млн долларов США. Мы экспортируем зерно, лес и металл, а импортируем свежие фрукты и овощи. С учетом ограничительных мер и санкций со стороны ряда государств нужно активнее наладить работу с иранскими коллегами. Махачкала и ее торговый порт должны стать ключевыми точками в этом процессе».

Рамазан Абдулатипов.jpg

Сергей Лисовский акцентировал внимание на необходимости транспортирования по разработанным маршрутам в Дагестан качественной продукции. «Продукция должна быть доступной. Мы не можем допустить, чтобы ее цена оказалась завышенной для конечного потребителя», — подчеркнул сенатор. По данным генерального директора Махачкалинского морского торгового порта Ахмеда Гаджиева, в рамках товарооборота между Россией и Ираном только в прошлом году в соседнее государство отгружено более 300 тыс. тонн зерна. Одновременно с этим зафиксирован рост импорта строительных материалов. В частности, за последние три года в республику завезено около 1 млн тонн иранского цемента. «Конечно, те объемы, которые имеются сегодня, недостаточны, — признал Гаджиев. — Мы ожидаем значительного увеличения перевалки грузов. Уже готовы возобновить паромное сообщение, подготовили оборудование для приемки до 200 рефрижераторных контейнеров в месяц».

В настоящее время в порту строится новый пункт пропуска, который планируется ввести в строй в конце года; его общая площадь составит 27 тыс. кв. метров. Реализация проекта позволит полностью удовлетворить требования контрольно-надзорных органов и повысит эффективность их работы. Новый объект оснастят современным оборудованием: сканирование будут производить, не выгружая товар, и скорость прохождения грузов значительно возрастет.

«Махачкалинский порт располагает 3,5 тыс. кв. метров закрытых складских помещений, которые можно использовать под любые грузы. Также он оснащен железнодорожным паромным причалом, чего нет в портах Ирана. Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка», — проанонсировал гендиректор. Со своей стороны представители территориальных управлений федеральных структур доложили о степени взаимодействия с иранскими коллегами и готовности к увеличению товарооборота между странами.

Как рассказала и. о. первого заместителя начальника Дагестанской таможни Рейна Балаголанова, 80% продукции, поступающей через дагестанский участок границы, составляют товары из Ирана. «Зеленый коридор» нацелен на то, чтобы ускорить и упростить оформление поступающих грузов, — констатировала она. — Однако есть некоторые проблемы с сопроводительными документами на прибывающие товарные партии, которые связаны с неполнотой информации о них. Также выявлены некоторые факты несоответствия ввозимой сельхозпродукции и данных в сопроводительных документах». А врио руководителя Управления Россельхознадзора по Дагестану Керим Керимов сообщил, что налажено тесное взаимодействие с фитосанитарным надзорным органом Ирана, проблем с оформлением и досмотром грузов у инспекторов не возникает.

«Предстоит сделать еще много для того, чтобы «зеленый коридор» заработал, — предупредил Сергей Левин. —Товарооборот между Россией и Ираном будет увеличиваться, и в каждой из стран расположено несколько портов, которые могут обрабатывать растущий поток. Поэтому есть прямое предложение в первую очередь к Махачкалинскому морскому порту: нужно занять более активную позицию, установить плотные взаимоотношения с портами в Иране и решить вопрос налаживания скоростного паромного сообщения между Дагестаном и соседним государством». Замминистра особо остановился на уникальных возможностях, которые имеет Махачкалинский порт: «У порта огромные возможности, и работа по их задействованию должна быть проведена в кратчайшие сроки. Тем более, я вижу огромную поддержку со стороны руководства республики. Иран — основной покупатель российского зерна, позже мы планируем наладить активные поставки туда российского мяса. Создавайте надлежащие условия для экспортеров и транспортных компаний, а мы поможем на правительственном уровне». «Необходимо сделать все, чтобы обеспечить привлекательность Махачкалинского порта для перевалки грузов в иранском направлении», — согласился Рамазан Абдулатипов. Он поручил заинтересованным структурам четко расписать каждый этап работы по реализации «зеленого коридора», который сулит бюджету, а следовательно, и населению региона солидные дивиденды. 

5 говорящих цифр Республики Дагестан
  • 700-800 млн долларов составляет товарооборот между Россией и Ираном.
  • 300 тыс тонн зерна отгрузила РФ в Иран в прошлом году.
  • Около 1 млн тонн иранского цемента завезено в Дагестан за последние три года.
  • 80% продукции, поступающей через дагестанский участок границы, составляют товары из Ирана.
  • До 200 рефрижераторных контейнеров в месяц готов предоставить Махачкалинский порт для приемки иранских грузов.