В Республике Дагестан завершена программа по созданию филиальной сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Ежедневно 57 МФЦ и почти 350 удаленных офисов оказывают населению республики более 5 тысяч услуг.

Многофункциональный центр — это современное здание, оформленное согласно общероссийскому бренду «Мои документы». Центр отвечает всем требованиям комфортности и доступности: электронная очередь, зал ожидания, детский уголок, терминалы доступа к порталу госуслуг и оплаты госпошлин. Удобный график работы центров и транспортная доступность — все, что нужно для комфортного получения госуслуг. Время ожидания в очереди в среднем не превышает 15 минут. И самое важное — работа специалистов МФЦ для заявителей бесплатна.
Центры «Мои документы» сегодня есть в каждом муниципалитете Дагестана. Они действуют по принципу «одного окна». Клиент приходит лишь с документами домашнего хранения: паспорт, трудовая книжка, свидетельство о рождении, а остальное делает уже сотрудник центра.

Как работает центр 
Люди обращаются с разными вопросами: паспорт заказать, документы на дом получить, оформить субсидии, детские пособия, льготы, встать на учет по программе «Жилье молодым», поставить ребенка в очередь в детский сад и многое другое.
На входе посетителей встречает администратор. Универсальный оператор центра принимает документы от заявителя. Переводит их в электронный вид и передает специалисту, который уже и занимается дальнейшей работой с государственными органами. В ходе исполнения услуги заявитель уведомляется о каждом этапе на выбор — звонком либо смс-сообщением. Также заявитель может наблюдать за исполнением услуги на сайте центра. Все разговоры оператора и заявителя записываются. Это позволяет контролировать качество оказания услуг. Сервис и комфорт, удобство и доступность — вот ключевые принципы работы центров предоставления госуслуг населению.

МФЦ в цифрах
Многофункциональные центры Республики Дагестан предоставляют 300 видов услуг 33 федеральных и республиканских ведомств. Причем перечень оказываемых услуг регулярно пополняется, — рассказывает директор многофункционального центра Республики Дагестан Осман Хасбулатов. — За 2015 год жителям республики на площадках МФЦ было оказано более 487 тысяч услуг. Из которых почти 250 тысяч — федеральные, более 80 тысяч — муниципальные и более 55 тысяч региональные услуги». Более 119 тыс. услуг касались земельно-имущественного характера. За оформлением различных видов пособий, субсидий и справок в центры обратилось более 90 тысяч человек. Услугами миграционной службы в МФЦ воспользовались около 58 тысяч жителей республики. Помимо государственных в МФЦ можно получить и такие услуги как составление договоров купли-продажи, представительство интересов в суде, составление исковых заявлений. Кроме того, можно заказать услугу выезда оператора МФЦ к заявителю, на дом или на работу. При этом выезд к ветеранам, инвалидам, заявителям пожилого возраста и в лечебные учреждения осуществляется бесплатно. Также республиканский МФЦ заключил соглашение со Сбербанком, согласно которому в центрах будут устанавливаться банкоматы, востребованные гражданами, особенно в отдаленных районах. 14 центров республики уже оснащены такими банкоматами. С помощью информационно-платежных терминалов Сбербанка жители могут совершать денежные переводы и платежи в наличной и безналичной формах, проводить оплату госуслуг (пошлин, налогов, штрафов), услуг ЖКХ, сотовой связи. Кроме того, в районах на базе МФЦ планируется организовать прием специалистов банка по графику. Всего до конца года платежные устройства появятся еще в 40 многофункциональных центрах Дагестана.

МФЦ — помощь бизнесу
«Одно из направлений, которое сегодня активно развивается в МФЦ, — это комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, — говорит директор республиканского МФЦ Осман Хасбулатов. — В рамках этого направления в наших центрах можно получить 38 услуг министерства сельского хозяйства, 16 видов услуг министерства промышленности, торговли и инвестиций Дагестана, услуги Фонда содействия кредитованию малого бизнеса и Фонда микрофинансирования. Всего через многофункциональные центры можно подать документы на получение более 100 услуг для бизнеса. В дальнейшем в перечень планируется внедрение новых, наиболее актуальных услуг. Благодаря подписанным соглашениям предприниматели могут обратиться в МФЦ за получением микрозаймов от 50 тысяч рублей до 1 миллиона».
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов на открытии МФЦ.jpg

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов: «МФЦ — это оформление документов без взяток
и прямого контакта с чиновником, современный и удобный инструмент предоставления
государственных и муниципальных услуг, и этим надо пользоваться».

Оценка на федеральном уровне
Создание МФЦ было включено в приоритетный проект главы Дагестана Рамазана Абдулатипова «Эффективное государственное управление». После завершения программы по созданию сети многофункциональных центров, в рамках реализации этого проекта продолжается работа по повышению качества оказания госуслуг. Востребованность и качество работы республиканских МФЦ вызывает положительные отзывы не только внутри республики, но и на федеральном уровне. «Дагестан открывает одни из самых качественных центров госуслуг в стране. Красивые комфортные залы, молодой коллектив. Вижу ответственный подход к работе. Специалисты центров осознают всю важность своего дела», — такую оценку республиканским МФЦ дал в ходе визита в Дагестан директор департамента Минэкономразвития РФ Алексей Херсонцев.
А недавно один из типовых центров МФЦ Дагестана был признан лучшим в России. Центр «Мои документы» в Хивском районе представлял республику на всероссийском конкурсе в номинации «Лучший МФЦ до 20 окон» с проектом «Повышение качества и доступности предоставления услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сопутствующих услуг межевания». Стоит также отметить, что оператор Хунзахского филиала МФЦ Мадинат Мухумаева вошла в десятку лучших универсальных специалистов по итогам этого же конкурса. «Это доказывает эффективность нашей системы отбора и подготовки персонала, — уверен директор МФЦ Осман Хасбулатов. — За прошедший год нам удалось поднять деятельность наших филиалов на качественно новый уровень. Завершив программу создания сети центров, мы продолжаем работу по совершенствованию качества предоставления услуг. Главная задача МФЦ — удовлетворить потребность гражданина в получении нужных документов быстро и без проблем».