Такое мнение озвучил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей Конюшков в ходе круглого стола «Кавказ — родина гостеприимства», состоявшегося в рамках международной выставки «Интурмаркет-2016». В последние несколько лет туризм в СКФО активно развивается, но для настоящего успеха требуется синхронизировать региональные программы с федеральными. Первым шагом на пути к этому станет реализация проекта «Великий шелковый путь».

«В 2013 году на Северный Кавказ приехало около 1,2 млн человек, в 2015-м — уже 2,8 млн. Мы оцениваем потенциал региона в 10 млн туристов за год. Для сравнения: Крым принимает порядка 5 млн гостей», — привел статистику Алексей Конюшков. Он отметил, что два года назад в туриндустрии России сменился вектор развития: государство стало уделять значительное внимание продвижению внутреннего туризма, в том числе на Кавказе. «Большие ресурсы вкладываются через АО «Курорты Северного Кавказа», через Ростуризм. Все они идут в одну копилку — курорты СКФО, которые получают развитие», — подчеркнул Конюшков.

По мнению директора Департамента инвестиционных проектов Министерства РФ по делам Северного Кавказа Ольги Рухуллаевой, важна синхронизация действий всех участников процесса по формированию и продвижению туристического бренда региона. «Мы должны рассказать о потенциале, о конкретных турпродуктах, которые есть на Кавказе, и вместе выработать концептуальные подходы к их популяризации, — призвала Рухуллаева. — В ближайшее время необходимо выйти на уровень правительства с конкретными предложениями. Они будут касаться синхронизации федеральных программ поддержки туризма, таких как особые экономические зоны, развиваемые АО «КСК», туристические кластеры Ростуризма, проекты, поддерживаемые в регионах по линии малого и среднего предпринимательства. Предстоит выстроить общую логику и поддерживать эти программы. Проект «Великий шелковый путь», соглашение о реализации которого подписали на выставке «Интурмаркет-2016» все регионы СКФО, — первый шаг на пути синхронизации. Мы должны совместно запустить его за год и на следующем «Интурмаркете» представлять уже готовый продукт».

Как заявил директор Департамента экспертно-аналитической работы АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев, компания активно занимается маркетинговым продвижением потенциала всех субъектов СКФО. «Разработан зонтичный бренд курортов, орнаменты которого отражают культурные и исторические особенности каждой из территорий, где располагаются туристические площадки. В зонтичном бренде впервые оформлен единый стенд Северного Кавказа на «Интурмаркете», мы поддерживаем его использование в масштабах всего региона, — сообщил Тимижев. — Туркластер СКФО был первым шагом со стороны правительства России по объединению туристического потенциала округа. Сейчас мы успешно движемся в этом направлении и предлагаем совместно решать возникающие вопросы». 

Архыз.jpg

Особый экономический интерес
В особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Архыз» на территории Карачаево-Черкесии появится еще семь резидентов, которые вложат в строительство объектов инфраструктуры одноименного курорта 1,7 млрд рублей. Их заявки одобрил Экспертный совет по особым экономическим зонам Министерства экономического развития России на заседании, состоявшемся 23 марта в Москве.

Новыми резидентами ОЭЗ «Архыз» станут компании «ПРИО город», «Юг-Туризм», «ЮгРесурс», «Кавказские курорты», «Курортинвест», «АРС Девелопмент» и ИП «Попова О. В.». Они направят на развитие курорта преимущественно собственные средства, без привлечения заемного финансирования. Представленные бизнес-планы предусматривают строительство четырех апарт-отелей емкостью более 750 мест размещения, гостиничного комплекса 3* на 299 мест и отеля 4* на 200 мест. Суммарно резиденты введут в эксплуатацию порядка 1250 мест разного уровня комфортности. Также в состав апарт-отелей и гостиничных комплексов будут включены встроенные рестораны на 160 мест, кафе, лобби- и лаунж-бары на 180 мест. Откроются подземные парковки, конференц-залы, пункты проката горнолыжного инвентаря.
Например, компания «Кавказские курорты» собирается построить ресторан на 200 мест и детский центр со спортивным залом и игровой комнатой, рассчитанный на прием 60 маленьких гостей «Архыза» единовременно. Обеспечивать досуг туристов будут SPA-центр, спортивно-оздоровительная зона, бильярдная и боулинг, а также форелевый водоем для спортивной рыбалки и зона отдыха с деревянными домиками. Суммарно в процессе реализации бизнес-проектов новые резиденты курорта создадут свыше 330 рабочих мест.

«Интерес частных инвесторов к площадке «Архыз» растет по мере ее динамичного развития. Если на первом этапе нам приходилось искать тех, кто готов вложить в проект собственные средства, то сейчас уже есть возможность отбирать наиболее конкурентоспособные проекты из числа предлагаемых к реализации, — прокомментировал генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Олег Горчев. — Сегодня список пополнили еще семь инвесторов, притом, что на календаре — только начало года. После официального присвоения им статуса общее число резидентов ОЭЗ «Архыз» составит 24 компании с общим объемом капитальных вложений свыше 5,5 млрд рублей. Радует, что инвестпривлекательность курорта растет невзирая на сложные экономические условия в мире».