Есть в России понятия и слова, которые просто невозможно перевести на какой-либо другой язык. Одно из таких слов — однодневка. Конечно, «технические» или «спящие» компании бывают везде. Но только в России на такие фирмы приходится более трети всего зарегистрированного бизнеса — больше миллиона юрлиц. Только в России они выполняют столь разнообразные функции: от обналички и ухода от налогов до прямого мошенничества и обслуживания коррупции. Соответственно, некоторые однодневки несмотря на название живут годами, имеют миллиардные обороты и выглядят вполне благонадежно: офис, юридический адрес, гендиректор...
Учитывая такое многообразие ролей и огромное поголовье однодневок, очень сложно сразу определить, является компания однодневкой или нет.

Но вполне можно построить аналитическую модель, которая, суммируя и анализируя все, даже самые незначительные факторы, сама будет предупреждать, если есть опасность (а значит, требуется дополнительная проверка контрагента).
Такую аналитическую модель, получившую название индекс должной осмотрительности (ИДО), можно на практике протестировать в информационной системе СПАРК-Интерфакс.
ИДО отражает вероятность того, что компания создана не для уставных целей, а в качестве «транзакционной единицы», не имеющей существенных собственных активов и операций, или же является брошенным активом.
В карточке компаний ИДО отражается в виде светофора. Индекс находится в зеленой зоне — это низкий риск, в красной — высокий.
Для этого индекс по сложному математическому алгоритму обсчитывает более 10 различных факторов: массовость адреса, массовость директора, массовость телефона, наличие дочерних компаний, наличие госконтрактов, финансовой отчетности...
Важность каждого из этого факторов была тщательно протестирована на выборке из сотен тысяч реальных предприятий-однодневок, с одной стороны, и благонадежных компаний, с другой.
Северо-Кавказский федеральный округ — не самое простое место для ведения бизнеса даже по российским меркам. И ИДО это тоже показывает: в СКФО (исключая Ставропольский край) самая низкая среди других округов доля компаний с минимальным риском однодневности — чуть больше 5%.
Тут можно вспомнить и о том, что доля убыточных предприятий по итогам 2012 г. в СКФО тоже самая высокая среди федеральных округов — больше 30%.

Проверка как процесс
Учитывая реалии российского бизнеса, а также требования Федеральной налоговой службы по проявлению должной осмотрительности, проверка — обязательная фаза работы при установлении отношений с любым новым контрагентом.
В СПАРКе вы найдете любую российскую (а также украинскую, казахстанскую) компанию. Сразу можно понять, существует ли эта компания, сколько лет работает, кто является ее руководителем и учредителями. Можно увидеть не только непосредственных владельцев, но и всю цепочку собственников компании (при желании — включая зарубежных) и построить корпоративное дерево.
СПАРК, если надо, покажет, в каких еще компаниях этот учредитель или директор занимали руководящие должности. Сколько таких компаний, и насколько успешно развивался их бизнес.
Проверяемые компании можно ранжировать по финансовым показателям — в своем регионе или отрасли. Это поможет понять, как компания смотрится на общем фоне, какова ее доля в производстве отдельных видов продукции.
Для оценки бизнеса, благонадежности компании пригодятся и хранящиеся в СПАРКе данные о выигранных фирмой государственных тендерах, о принадлежащих ей патентах, лицензиях, адресах интернет-доменов.
Однако нужно помнить, что бизнес — вещь рискованная. Даже изначально благонадежная компания затем (и совершенно неожиданно для ее партнеров) может столкнуться с финансовыми трудностями.
Для постоянного мониторинга партнеров можно использовать информацию о существенных фактах юридических лиц, о банкротствах, судах.
Так, с помощью информационной системы можно с минимальной временной задержкой узнавать обо всех поданных судебных исках и решениях судов.
Важным сигналом может быть и сообщение о реорганизации компании (например, путем присоединения ее к другому юрлицу, расположенному где-нибудь на Дальнем Востоке, которое на проверку оказывается однодневкой).
Система вовремя сообщит о том, если компания-контрагент оказалась вовлечена в процедуру банкротства. Отследит все этапы этого неприятного процесса: с момента подачи в суд заявления о банкротстве и заканчивая распродажей имущества.
Кредитор, таким образом, может быть уверен, что не пропустит срок, отведенный законом на заявление своих требований к должнику, или дату ключевого судебного заседания.
Еще с помощью информационной системы можно выяснить, какие арбитражные управляющие раньше были у должника, а также узнать, с какими компаниями до этого работал арбитражный управляющий, насколько эффективной была его деятельность.

Добровольная прозрачность
Прозрачность, понятные правила игры вредны однодневкам, но идут на пользу цивилизованному и успешному бизнесу. На этой простой идее основана еще одна полезная для управления рисками инициатива — проект СПАРК «Мониторинг платежей».
Участники этого проекта предоставляют в базу данных информацию, вовремя ли их контрагенты оплачивают счета. Эти сведения анонимно поступают в СПАРК, агрегируются и используются с целью построения индекса платежной дисциплины для каждой конкретной компании.
Все это помогает бизнесменам понять, насколько надежен контрагент с точки зрения выполнения своих финансовых обязательств, нужно ли работать с ним по предоплате или можно предоставить более льготные условия.
Мониторинг платежей также покажет, какова ситуация с оплатой текущих счетов в отрасли, регионе.
В проекте «Мониторинг платежей» уже участвуют несколько десятков крупных компаний из Москвы и Московской области, Татарстана, Новосибирской области, других регионов.
Согласно собранным данным в 2012 г. доля компаний, осуществляющих платежи в срок, достигала в этих регионах 74,2%. Процент компаний, допускающих просрочку платежей более 90 дней, был 2,2%.
Проект по мониторингу платежной дисциплины уникален для России: впервые главным источником информации являются данные, которые добровольно предоставляют сами компании.
Таким образом, Интернет и современные технологии, раскрытие информации компаниями сделали доступными огромные массивы данных, которые обрабатываются, анализируются специально с учетом потребностей бизнеса.
На основе этих массивов информационные компании создают уникальные сервисы, которые позволяют управлять самыми разными рисками. Например, в СПАРКе есть сервис, который помогает соблюдать требования недавно вступившего в силу законодательства о трансфертном ценообразовании.
Все эти информационные инструменты, конечно, не являются панацеей, но они дают возможность руководителям компаний получать правильные очень важные «вводные», на основании которых можно принимать максимально взвешенные и безопасные для бизнеса решения.

Подробнее о системе СПАРК вы узнаете в информационном агентстве Интерфакс (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа):
телефон +7 (863) 204-12-22 E-mail: Rostov@interfax.ru