Для этого у него есть все — мощный кадровый потенциал, традиции и большая история, статус главного образовательного учреждения высшего образования региона. При этом университет должен делать ставку на уникальные программы подготовки, которые выделят его и придадут статус образовательного и научного центра европейского масштаба.

— Экономические трудности, которые переживает Россия сегодня, вынуждают региональные вузы идти на не всегда популярные, но необходимые изменения, без которых невозможно принципиально новое качество подготовки кадров для текущих потребностей экономики. Сегодня многие крупные учебные заведения коренным образом меняют принципы работы, ищут свое место под солнцем, совершенствуют организацию и управление. Причем, для многих региональных вузов эти изменения являются вопросом выживания, — рассказал и. о. ректора КЧГУ им. У. Д. Алиева Таусолтан Узденов.
В свете постоянно повышающихся требований к университетам как со стороны государства, так и со стороны общества, работодателей, самих потребителей образовательных услуг Карачаево-Черкесскому госуниверситету необходимо безотлагательное реформирование всех направлений деятельности. Но реформы, с одной стороны, должны быть достаточно сильными, чтобы вывести университет на конкурентоспособный уровень в российском и даже международном образовательном пространстве, и в то же время достаточно осторожными, чтобы не навредить вузу, сохранить тот потенциал, который уже есть.

За счет чего региональный вуз сегодня может быть успешен в масштабах страны и даже, как вы говорите, Европы? 
КЧГУ — уникальный университет сразу по нескольким причинам. Достаточно сказать, что Карачаевск как студенческий город, а значит, и наш вуз, расположен выше всех над уровнем моря в России, и мы являемся самым «высоким» университетом в Европе. У нас наработанный с годами опыт, солидная научно-методическая база преподавания учебных дисциплин и проведения различных исследований, связанных с географией, природопользованием и экологией, большой потенциал в направлении декоративно-прикладного искусства. Мы должны быть в авангарде подготовки специалистов индустрии гостеприимства в связи с формирующимся на территории Северного Кавказа туристическим кластером и приоритетной отраслью в развитии КЧР. Одно из наших ведущих направлений — филологическое. Только в нашем вузе есть кафедры карачаево-но-гайской и черкесско-абазинской филологии. Абсолютное большинство действующих учебников, учебных пособий и программ по карачаево-балкарскому, кабардино-черкесскому, абазинскому и ногайскому языкам как для средней, так и для высшей школы составлены преподавателями этих кафедр или с их участием. 

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева.jpg

Очень много внимания уделяется национальным культурам и искусству народов Кавказа, многие наши наработки в этих направлениях являются уникальными. Исследования в области истории и археологии — вот еще один вектор нашей деятельности, особенно востребованный в последние годы, поскольку вызван неподдельным интересом общественности и, что немаловажно, молодежи к изучению своего исторического и культурного наследия. И Карачаево-Черкесия с ее огромным количеством исторических памятников различных эпох в этом плане — необъятное поле деятельности. Наш факультет физической культуры — один из старейших в СКФО, его выпускниками являются выдающиеся спортсмены и тренеры, а в некоторых видах спорта, я говорю, прежде всего, о традиционной для народов Кавказа борьбе на поясах, наши студенты и выпускники доминируют в мировом масштабе. Это всего несколько блоков, которые могут стать локомотивами дальнейшего развития нашего университета, вывести его на лидирующие позиции образовательного пространства Северо-Кавказского региона. 

При этом не стоит забывать и о самой главной нашей функции — подготовке профессиональных кадров для экономики региона в финансовой, управленческой сферах, в области психологии, социальной работы и т. д., не говоря уже о наиважнейшем направлении — кадров для системы образования. Хочу отметить, что КЧГУ в конце прошлого года успешно прошел государственную аккредитацию, мы подтвердили право готовить специалистов абсолютно по всем направлениям, заявленным вузом. Более того, во многих университетах закрываются диссертационные советы, тогда как в нашем, наоборот, не так давно был открыт Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по двум специальностям: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

КЧГУ — правопреемник педагогического университета и реализует, в первую очередь, образовательные программы по подготовке педагогических кадров. Какую роль в стратегическом развитии университета и, шире, республике вы отводите этому направлению? 
Сегодня в КЧГУ реализуется более 80 образовательных программ подготовки профессиональных кадров для региона. Преподавание в КЧГУ ведется на всех уровнях высшего образования: бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, а также докторантуре. При этом, действительно, в приоритете у нас — педагогические направления. Учитель остается и всегда будет той профессией, от которой во многом зависит развитие региона, страны, и мы это прекрасно понимаем. Не будет учителя — не будет ни обороны, ни медицины, ни промышленности, ни государства как такового. К сожалению, за последние годы престиж профессии был изрядно подорван, низкий социальный статус и невысокий доход привели к тому, что сегодня лучшие выпускники школ не стремятся идти учиться на педагогические специальности. Однако поводы для оптимизма есть, и их немало. Лично для меня очень показательно то, что именно на возвращение престижа учительской профессии первым делом обратила внимание новый министр образования Ольга Васильева. Мы со своей стороны готовы возглавить эту работу на уровне нашего региона.

У вас есть конкретные рецепты, как повысить качество подготовки молодых учителей?
Вузом разработана уникальная программа по взаимодействию со школами республики. Каждой из них при нашей методической и аналитической поддержке мы предложим составить прогноз кадрового обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По тем предметам, где у школ прогнозируемо будут возникать кадровые проблемы, мы предложим выделить из числа старшеклассников наиболее способных и начать их целенаправленную подготовку под руководством специалистов нашего университета по соответствующему предмету. За те 2-3 года, которые ученику еще предстоит провести в школе, он сможет не только уделить внимание этому предмету, но и получить первый педагогический опыт, например, ассистируя учителю младших классов. При поступлении в университет заключается трехсторонний договор, в котором вуз обязуется подготовить специалиста, школа — обеспечить его практикой и последующей работой, а будущий студент будет обязан отработать определенное время в родной школе. Мы считаем важным уже с первого семестра назначать такому студенту стипендию, сравнимую с окладом начинающего учителя. На таких условиях, я убежден, мы привлечем на педагогические специальности действительно лучших абитуриентов. В ближайшее время мы начнем тестировать эту схему в нашей республике, и очень надеюсь, что она будет востребована в других регионах России. Привлечение сильных абитуриентов в вуз — одна из важнейших задач нашего коллектива. Мы много делаем в данном направлении. Думаю, что не последнюю роль в этом играет деятельность нашего студенческого коллектива, который устанавливает тесные контакты со старшеклассниками, вовлекая их в кавээновское движение (при университете функционирует школьная лига КВН), различные спортивные, культурные и другие мероприятия. В КЧГУ большое внимание уделяется воспитательной работе, направленной на формирование и гражданской позиции, и патриотизма, и интернационализма, что в условиях поликультурного Северного Кавказа всегда актуально.

Досье
Таусолтан Узденов родился 13 марта 1971 года в ауле Карт-Джурт Карачаевского района КЧР в семье школьных учителей. После окончания школы поступил в Санкт-Петербургский государственный университет, окончил философский факультет (с отличием) в 1995 году и восточный факультет — в 1999 году. В 2001-м успешно защитил кандидатскую диссертацию по политологии. Являлся приглашенным преподавателем восточного факультета СпбГУ. В КЧГУ работает с 2002 года — сначала старшим преподавателем, затем завкафедрой политологии и социологии. С июня 2006 года являлся деканом факультета экономики и управления. С конца декабря 2015 года — и. о. ректора КЧГУ.
Женат, воспитывает 4 детей. Награжден различными государственными наградами.