Эта новость всколыхнула общественность не только потому, что отечественная система образования нуждается в усовершенствовании, но и потому, что сама министр является неординарной личностью. В первые же дни она провела ряд кадровых перестановок и сделала несколько громких заявлений, дав окружающим понять, что страну ждет новая образовательная эра.

Престиж профессии
«Для меня в приоритете — учитель. Потому что учитель — это служение, учитель — это миссия, учитель — это наше будущее. Сегодня дети, а завтра народ», — заявила Ольга Васильева. Она пообещала поднять социальный статус педагога и развить систему социальных гарантий и льгот. В настоящее время рассматривается введение дифференцированной системы должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, ответственности и трудовой функции. Это делается для того, чтобы у учителей был карьерный рост, а следовательно, возможность развиваться профессионально и финансово. Рассматривается вариант трех градаций: ведущий учитель, старший учитель, учитель. Соответствующую работу предполагается закончить к январю 2018 года и постепенно вводить в практику до 2020-го. Также в ближайшей перспективе будет пересмотрена базовая часть зарплаты учителей, которая станет не меньше 70%. Оставшиеся 30% составят премии и надбавки. Изменится и подход к оценке профессиональной компетенции педагогов. В отличие от опыта прежних лет, когда работники образования получали диплом на основании прослушанного курса повышения квалификации, теперь по нему будет сдаваться экзамен, состоящий из трех этапов: оценка профессиональной компетенции, педагогические вопросы и предметная часть. Такой подход поможет осуществить объективную проверку знаний учителей и стимулирует их к реальному повышению квалификации.

Ольга Васильева.jpg

Предметный разговор
Среди обсуждаемых заявлений Ольги Васильевой — введение новых школьных дисциплин и увеличение часов по второстепенным предметам, таким как астрономия, финансовая грамотность, основы религиозных культур и светской этики, трудовое воспитание. Разумеется, новый министр не могла обойти вниманием тему Единого государственного экзамена. «Во многих европейских странах ЕГЭ проходил длительную апробацию, а у нас фактически речь идет о десятилетии, в течение которого мы работали и уже подводим первые итоги. Это большое социальное благо: можно поступить в очень хороший вуз, приложив много усилий в школе, и при этом не важно, где ребенок живет территориально. Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Однако предела совершенству быть не может. Я не думаю, что будут какие-то кардинальные
изменения, будет отшлифовываться то, что уже есть», — заявила Васильева. Под «отшлифовыванием» она подразумевала отказ от тестовой части ЕГЭ практически по всем предметам и введение устной части экзамена по русскому языку. Кроме этого, руководитель минобрнауки собирается добавить еще один обязательный к сдаче предмет — английский язык и вернуть оценки по школьным выпускным сочинениям.

Инновационное пространство
Среди приоритетных проектов министр назвала развитие цифровой образовательной среды, подготовку рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, формирование на базе вузов пространства для создания инноваций. Один из наиболее интересных проектов — масштабный образовательный ресурс «Российская электронная школа». Находящиеся на домашнем обучении или не имеющие возможности регулярно посещать учебное заведение смогут получить полный курс начальной и средней школы, сидя дома перед экраном компьютера. Лекции, конспекты, задания, дневники и классный журнал будут существовать в интерактивном виде. «В электронных образовательных ресурсах есть много положительного, — считает Ольга Васильева. — Используя видеоконференции, общение по скайпу, мы можем услышать лекцию сильного учителя, посмотреть мастер-класс. Но еще важнее — дать возможность сельским ученикам пообщаться с ровесниками из других школ. Я думаю, что такие видеоконференции и видеоолимпиады станут нашим ближайшим будущим, дадут толчок к дальнейшему развитию системы образования». 

Досье
Ольга Васильева родилась в 1960 году в г. Бугульма (Татарская АССР). Имеет три высших образования по специальностям: дирижер хора, учитель истории, международные отношения. В разные годы работала учителем пения, отечественной истории.
Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны», докторскую диссертацию на тему «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг.». В 2002 году возглавила кафедру религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ. В 2012 году назначена заместителем директора Департамента культуры правительства РФ, а в 2013-м — заместителем начальника Управления президента РФ по общественным проектам, в том числе в области образования. С 19 августа 2016 года — министр образования и науки РФ. В 2005 году Васильевой присвоено ученое звание профессора, под ее руководством подготовлено и защищено три докторские и более 25 кандидатских диссертаций. Автор более 160 научных статей и восьми монографий.