О достигнутых успехах, текущих задачах и планах на перспективу он рассказал в интервью журналу «Вестник. Северный Кавказ».

Владимир Алексеевич, какова главная цель, стоящая сегодня перед системой образования Ингушетии?
Главная цель — эффективное обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного социально ориентированного развития региона. Оценивая итоги предыдущих лет и особенно предварительные итоги текущего года, подчеркну, что у нас многое сделано для решения этой непростой задачи. Я бы назвал 2016 год Годом образования в Ингушетии. Инвестиции, вложенные в последние годы в систему образования и в стране, и в республике, принесли свои результаты. По ряду направлений мы имеем значимые достижения. В нынешнем году Ингушетия является абсолютным лидером по строительству новых школ в СКФО. На сегодняшний день открыто восемь школ, еще десять планируется ввести до конца года.

Цифра, действительно, впечатляет...
Это не все. По итогам года мы сдадим 28 объектов образования: 18 новых школ и четыре школы после масштабной реконструкции, а также шесть детских садов. Проекты, по которым сегодня строятся объекты образования в регионе, существенно отличаются от проектов старого образца в части рационального использования пространственных зон, обеспечения системы безопасности, архитектурной привлекательности и комфортабельности. Наши дети должны и будут учиться в школах, в которых есть все условия для образования и занятий спортом.

А как обстоят дела с трехсменным обучением?
На сегодняшний день вопрос трехсменного режима обучения в ряде школ решается организационными мерами (добавлением ученических мест), по этой причине в республике есть школы достаточно загруженные. Однако к концу года этот вопрос мы частично решим, с 60,3% до 40% будет сокращена двухсменка. В 2017 году планируется еще более
существенное снижение этого показателя. Это, как и общее укрепление материально-технической базы образовательных организаций, значительный шаг вперед.

образование в Ингушетии.jpg

Отразится ли это на качестве обучения?
Безусловно. Работа в одну смену позволяет создать максимально благоприятные условия для развития потенциальных способностей школьника, обеспечить ему занятость в спортивных секциях и творческих коллективах, организовать групповую и индивидуальную работу в рамках проектной деятельности. В общем, обеспечит переход на режим работы по модели школа полного дня. Именно такую цель ставит перед нами новый ФГОС, где повышение качества школьного образования — ключевая задача.

Какая в республике ситуация с бесплатной учебной литературой?
В сентябре 2015 года подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Ингушетии и издательством «Просвещение». В его рамках в 2016 году заключен госконтракт на обеспечение бесплатными учебниками учащихся с 5-го по 11-й классы и обновление фонда учебников для 1-4 классов. Закуплено и направлено в общеобразовательные организации республики 763 293 экземпляра новых книг. Таким образом, новый учебный год мы начали практически полностью обеспеченными учебной литературой, что может стать одним из ключевых факторов повышения качества образования. В данный момент продолжается работа по укомплектованию школ учебниками и учебными пособиями по родному языку. В текущем году изданы хрестоматии по ингушской литературе для 5-11 классов, продолжается работа по модернизации учебных пособий для 1-4 классов и учебных пособий по ингушскому языку для 5-9 классов.

А вопрос со школьным транспортом решается?
Всего на балансе подведомственных нам учреждений находится 57 школьных автобусов, сверхнормативный срок эксплуатации имеет четверть из них. Дефицит на сегодня составляет 74 транспортных средства. В августе в Минобрнауки России прошло селекторное совещание с представителями регионов, сообщивших о своей потребности в школьных автобусах. Ингушетия в их числе. Государственный контракт на поставку уже заключен, и в октябре в республику поступит 28 единиц вместимостью от 13 до 24 детских мест. Еще 61 автобус мы получим в 2017 году.

В рамках указа президента России Владимира Путина с 2012 года в Ингушетии проводится модернизация региональной системы дошкольного образования. С какими результатами республика подходит к 2017 году?
Результаты хорошие. С 2012-го по 2015 год в Ингушетии введено 32 современных учреждения дошкольного образования. В 2016 году открыто 3 детсада. В ноябре планируется открытие еще 3 — в с.п. Верхние Ачалуки, Али-Юрт и Экажево. В целях обеспечения 100% доступности дошкольного образования республике необходимо еще 48 дошкольных образовательных организаций на 12 100 мест, так что строительство будет продолжено.

Нельзя не затронуть тему ЕГЭ. Как прошла сдача экзаменов, какой уровень подготовки продемонстрировали ребята?
У нас есть несомненная позитивная динамика по некоторым показателям. Мониторинг результатов ЕГЭ показал рост уровня подготовки выпускников по основным предметам — русскому языку и математике. По русскому языку средний балл составил 49 — на 5 баллов выше, чем в 2015 году. Преодолели минимальный порог 83,7% обучающихся. Средний балл по математике вырос на 10,7%, преодолели минимальный порог 58% выпускников. Результаты по остальным предметам сопоставимы с итогами экзаменов предыдущего года.

Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец недавно отметила рейтинг 200 лучших сельских школ России и отличный результат ряда регионов, в числе которых Ингушетия. Вы и ваши коллеги довольны этим?
Проект независимой оценки и презентации лучших российских школ позволяет фиксировать те школы, которые по праву должны быть ориентирами для других. В ТОП-200 лучших сельских общеобразовательных организаций вошли 13 школ
Ингушетии, и, я согласен, это отличный результат.

Вы определили для себя приоритетные направления развития республиканской системы образования?
Конечно. На современном этапе модернизации республиканской системы образования нам необходимо продолжить строительство общеобразовательных организаций с целью ликвидации сменности и изменения школьной инфраструктуры, а также внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на уровнях основного общего и среднего общего образования; реализовать проект «Я сдам ЕГЭ» в полном объеме; обеспечить доступность допобразования, ориентированного на развитие индивидуальных способностей ребенка, а также доступность и качество образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ; развивать систему поддержки талантливых детей; повысить методическое мастерство и профкомпетентность педагогов; продолжить внедрение информационных средств, продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.