В развитии Южной Осетии особую роль играет восстановление дорожной сети. Шесть лет назад реконструкция и строительство дорожного полотна стало стратегически важной задачей. Ее решение было возложено на Комитет по строительству и эксплуатации автодорог РЮО. За четыре года возведены главные дорожные артерии региона, но в будущем предстоит не меньший пласт работы.

Сложность с развитием дорожной сети Южной Осетии заключается в том, что большинство дорог были построены во времена СССР и их путь пролегал через Грузию. В связи с известными событиями ситуация изменилась, для полного восстановления экономики республике требуется создание внутренних дорог. По состоянию на 2010 год общая сумма, необходимая для проведения данных работ, оценивалась в миллиарды. В целях решения поставленной задачи и был создан Комитет по строительству и эксплуатации автодорог Республики Южная Осетия, который впервые задействовали в программе социально-экономического развития региона в 2013 году.

Дороги Южной Осетии.jpg

Дорогам быть
До 2013 года в Южной Осетии было 250 км дорог регионального значения. Причем большинство из них, по оценке российских экспертов, находилось в неудовлетворительном состоянии. С появлением комитета ситуация значительно улучшилась. «За трехлетний период деятельности специалистами комитета было построено и восстановлено четыре крупных автомагистрали общей протяженностью 319 км. Их без преувеличения можно назвать главными дорожными артериями республики, — рассказывает председатель Комитета по строительству и эксплуатации автодорог РЮО Эдуард Гуззитаев. — Цхинвал — Дзау — Рук, Цхинвал — Ленингор, Цхинвал — Знаур, Цхинвал — Гуфта — Квайса, дороги в этих направлениях помогли наладить транспортное сообщение между удаленными районами республики. Сейчас мы ведем их круглогодичное обслуживание и продолжаем строительство новых участков, наращивая объемы и темпы». Самым первым и стратегически важным объектом для комитета была автодорога Цхинвал — Дменис — Ленингор протяженностью 73 км. Ранее прямого пути из Ленингорского района до Цхинвала не существовало, дорога проходила через Грузию. Для того, чтобы наладить транспортную связь с центральными районами, пришлось проделать огромный массив работы — большая часть трассы проходит по пересеченной местности, что вызвало трудности и с проектированием, и с прокладкой дорожного полотна. Для этого было решено разделить дорогу на участки, где трудились разные организации. Вместе с этим параллельно было построено шесть мостов. Длина каждого из них от 25 до 50 м. Благодаря сплоченной работе ряда строительных предприятий объект был сдан в эксплуатацию в 2014 году с соблюдением всех сроков и высокого уровня качества. На данный момент специалисты комитета заняты на реконструкции автодороги Гуфта — Квайса. По плану первый 13-километровый этап будет сдан в 2017 году. Всего же протяженность дороги составляет 44 км, часть пути которой лежит через перевал. 

Все работы по строительству и содержанию автодорог выполняются генеральной подрядной организацией РГУП «Дорэкспострой». Также с 2015 г. ведутся работы по строительству приграничной дороги Синагур — Карзман. Объект будет сдан в эксплуатацию до конца 2016 г.

Дороги Южной Осетии.jpg

В соответствии с ГОСТом
«Несмотря на то, что ключевые автомагистрали уже построены, у комитета остается большое поле деятельности по прокладке дорог в отдаленные горные села, где проживает значительная часть населения республики, занятого в сельском хозяйстве, — комментирует Эдуард Гуззитаев. — Для жителей таких аулов появление дороги — давняя мечта, исполнение которой значительно облегчит их жизнь. Но реализация этих работ не может быть осуществлена в короткие сроки, так как прокладка дорожного полотна в горных условиях сопряжена с рядом сложностей. Среди них малая мобильность при переброске и обслуживании строительной техники, выполнение буровзрывных работ, а также переменчивость погодных условий. Для того, чтобы справиться с вышеперечисленными задачами, мы организуем работу вахтовым методом. При этом на зиму строительство приходится замораживать». Но и в зимний период деятельность комитета не останавливается: продолжается обслуживание дорог, расчистка снежных заносов, осуществляется заготовка материала — битум и цемент завозится из России, а остальное сырье и материалы производятся в Южной Осетии. На сегодня в республике налажен выпуск инертных материалов из местных природных ресурсов. 

Так, для производства щебня, отсева дробления, гравийно-песчаной смеси разрабатываются местные карьеры, откуда полученный материал транспортируется в дробильно-сортировочные установки. Также в республике работает бетонный узел по выпуску бетонных изделий (бордюров, поребриков, бетонных ограждений) и функционирует асфальтобетонный завод по выпуску асфальта. Применение надежных материалов, современных технологий и осуществление контроля на всех этапах строительства (от подготовительных работ до обустройства автодороги и сдачи объекта в эксплуатацию) стали залогом качества построенных дорог. Они соответствуют ГОСТам и строительным нормам, действующим на территории РФ. В числе ближайших планов комитета — реконструкция Транскавказской магистрали (Транскам) — единственной связующей автодороги между Южной Осетией и РФ. За 30 лет эксплуатации ее инженерная инфраструктура устарела, к тому же проезд по ней не всегда возможен в связи со сходом лавин, селей, оползней и камнепадами. Планами по модернизации Транскама предусмотрено строительство вентиляционных систем, водных стоков в Рокском тоннеле, противолавинных галерей, камнеулавливающих стен, селевых пропусков и тоннелей на самой магистрали. Пока проект находится на рассмотрении, строительные бригады осуществляют обслуживание данной дороги, что также требует больших трудозатрат. «Уверен, что с тем темпом работ, который мы задали, через несколько лет по всей Южной Осетии появятся комфортабельные дороги, способные выдержать самый напряженный трафик и возродить жизнь в отдаленных горных селениях», — констатирует Эдуард Гуззитаев.

Республика Южная Осетия,
г. Цхинвал, пр. А. Джиоева, 36,
тел.: (929) 811-96-95, (929) 805-95-05