Географическое положение, экологически чистая природа, горный воздух и южное солнце Абхазии — благоприятные условия для выращивания клубники, считает генеральный директор ООО «СП «АбхазАгротик» Георгий Алхазов. По его мнению, как раз климатические условия побережья и грамотный бизнес-план позволят предприятию выйти в лидеры по выращиванию клубники в кратчайшие сроки.

Многие российские и абхазские предприниматели вынашивали идею выращивания клубники в Абхазии, но дальше разговоров дело так и не шло, хотя данный бизнес очень выгоден. Абхазия — это прежде всего курорт, и многие туристы приезжают не только окунуться в теплое море, но и поесть местных фруктов. Обеспечить гастротуры могут не только мандарины или фейхоа, которые созревают строго в определенное время года. Здесь нужен продукт, который бы нравился всем без исключения и радовал любителей свежих фруктов круглый год. И клубника, как оказалось, лучший вариант. Но ее выращивание — не самый легкий процесс. Эта культура очень требовательна к условиям климата, виду почвы, удобрениям. Для нее нужны особый уход, технологии сбора, хранения и деликатная транспортировка. Малейший недочет грозит миллионными убытками. Многие специалисты и предприниматели до сих пор считают, что субтропический климат не подходит клубнике. Однако нашлись смельчаки, которые делом доказали, что абхазская клубника может приносить приличный урожай.

Отличная идея
Идея выращивать клубнику в Абхазии возникла у нынешнего руководителя ООО «СП «АбхазАгротик» Георгия Алхазова еще в Греции, где и сегодня находятся плантации царской ягоды его предприятия. Тогда клубнику в Москву возили прямо из Греции. Машина оттуда до Москвы ехала почти четыре дня, а то и все пять. Риски были большие, и, чтобы довезти ягоду в целости и сохранности в российскую столицу, нужно было максимально сократить путь. Так и появилась мысль выращивать клубнику ближе к российской границе, а абхазский климат оптимально подошел для реализации проекта. А на фоне того, что сегодня российский и абхазский бизнес активно включился в импортозамещение, идею строительства клубничных теплиц поддержали все, включая Министерство сельского хозяйства Республики Абхазия. Предприятие СП «АбхазАгротик» сегодня активно развивается, идет расширение тепличных угодий, и в будущем здесь планируется отправлять на российские прилавки до 200 машин в год. 

«Выращивание такой деликатной ягоды, как клубника — дело сложное и очень затратное, — делится Георгий Алхазов. — Для правильного, без потерь созревания ягоды необходимо создать оптимальные условия, закрыть ее от солнца и дождя. Сложность реализации идеи в том, что из 2 кг выращенной клубники на прилавки попадает 600-700 граммов. Чтобы эти потери минимизировать, необходимо просчитать все детали, начиная с выращивания и заканчивая конечным потребителем. Но самое главное — качество и вкус продукта должны понравиться покупателю. Первоначально по бизнес-плану мы планировали вложить в реализацию проекта порядка 4 млн евро. Когда работы начались, стало понятно, что средств не хватит. Сама ягода, пленка для защиты теплиц, трубы, связующие, даже техника — все завозили из Греции». Механизм выращивания клубники на самом деле прост: в сентябре сажается рассада, устанавливается тепличный каркас, который перекрывается пленкой, чтобы ягода не сгорела под южным абхазским солнцем и не получила большого количества влаги. Далее идет процесс созревания, собирается урожай, упаковывается и отправляется на реализацию. Перед отправкой клубника укладывается в упаковки по 100 граммов и в корзинки по 200, 400 и 500 граммов, а также в большие ящики по 5 килограмм. В перспективе на предприятии будет построен большой упаковочный цех, где продукция будет складываться в деревянные, картонные и пластмассовые упаковки. Сейчас разрабатывается дизайн всех упаковок, и впоследствии бренд клубники «АбхазАгротик» станет узнаваемым и в Абхазии, и в России.

Абхазия клубника.jpg

Работа на внутренний и внешний рынки
Сейчас плодоносящая площадь предприятия составляет свыше 8 гектаров земли. В дальнейшем планируется увеличить тепличный комплекс до 20 и более гектаров. «Наша цель — полностью обеспечить рынок Абхазии клубникой, а после уже выходить на внешние рынки, — признается гендиректор. — А чтобы выходить на российский рынок, нужны значительно большие объемы производства. Сегодня у нас работают порядка 35 человек. Когда компания начнет расширяться, количество рабочих мест будет увеличено в несколько раз. В дальнейшем, когда предприятие наберет необходимые обороты, мы планируем поставлять нашу клубнику в крупные российские торговые сети, такие как, например, «Магнит» или «Фуд Сити». Клубника, которую выращивает компания «АбхазАгротик», отличается особым ароматом и непревзойденными вкусовыми качествами. Этот сорт обладает рядом свойств, которые позволяют выращивать ягоду круглый год. А на благодатной абхазской экологически и органически чистой земле клубника приобретает сладкие бархатные оттенки. У «АбхазАгротик» уже накоплена хорошая материально-техническая база. Компания владеет необходимым современным оборудованием и богатым автопарком. На полях работают трактора известных импортных производителей: New Holland, Lamborghini, Case и др. В процессе используется и специальная техника: мотоплуги, дисковые бороны, мульчиры, фрезы и проч.

Далеко идущие планы
У компании «АбхазАгротик» далеко идущие планы. В перспективе она планирует поставлять в Россию и Абхазию круглый год и другие фрукты. На столе и зимой, и летом будут виноград, яблоки, лимоны, черешня и, конечно, клубника. Для достижения этих целей предприятие планирует организовать государственно-частное партнерство, которое позволит бизнесу укрупниться, нарастить мощности и сделать абхазскую клубнику настоящим брендом. СП «АбхазАгротик» готово к сотрудничеству с потенциальными инвесторами — как с абхазскими, так и с российскими. В республике есть все условия для выращивания клубники очень высокого качества. Это и южное солнце, и достаточная влажность, и полезный воздух. Дело осталось за малым — вырастить хороший продукт.

354000 Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Тванба, 38, тел.: +7 (940) 960-71-59, e-mail: [email protected]