48-летний Артем Темников — выпускник Калужского педагогического университета и Всероссийского института повышения квалификации работников кино. Преподаватель Института МАСС МЕДИА, Московского университета культуры и искусств. Автор 15 документальных фильмов, среди которых «Поезд Москва — Грозный», «Покушения на вождей», «Спецназ ГРУ. Волкодавы». По заказу федеральных ТВ-каналов снимал самые рейтинговые тревел-программы «Вокруг света», «Далеко и еще дальше с Михаилом Кожуховым», «Русский экстрим», посетив более 90 стран. No comment — его первая полнометражная игровая картина. О войне, а точнее, о неприятии войны.

На войне как на войне
— Известный продюсер и кинопрокатчик Сергей Сельянов первый обратил внимание на мой сценарий, но посмотрев No comment, сказал: «Кино получилось хорошее, однако такой фильм в прокат я взять не могу. Потому что теперь зрителей на такое кино в кинотеатры не загонишь». Люди привыкли развлекаться и отвлекаться от реальности, им лень думать.
Мои студенты признавались, что им трудно смотреть наши советские фильмы и европейское авторское кино. Ведь там — другие ритмы, другое течение времени, другие вопросы ставятся. А мозги не хочется включать при просмотре, вот и не смотрят. А поскольку голосование идет рублем, то большинство продюсеров или вовсе не занимаются авторским кинематографом, или рассматривают серьезное кино как довесок к основной деятельности. Ведь они бизнесмены, а если бизнес не приносит прибыли или хотя бы не возвращает деньги назад, то он прогорает. Их тоже можно понять. Я все понимал, но хотел снять фильм именно на эту непопулярную тему. Мне кажется, что тема неприятия войны сейчас актуальна как никогда. Мой отчим, полковник запаса, доктор исторических наук, как-то сказал мне: «Нужно запретить войны вообще. Мы живем уже в XXI веке, а все еще не научились договариваться, решать вопросы иначе, без пролития моря крови. Нужно взять и юридически запретить войны». Эти слова в моем фильме говорит комбат Дмитрий Родин. В моем фильме есть и война, и люди, которые стоят по разные стороны окопов, и вчера еще мирные жители, втянутые в нее. Немецкий юноша, его противник — молодой капитан Леша Басаргин, шестнадцатилетний чеченский паренек Саид, его отец Иса. На войне таких много — как военных, так и гражданских. И если бы не война, возможно, их жизнь сложилась бы иначе. Но, к сожалению, несовершенный мир так устроен, что войны являются его частью. Мы стали частью системы, где войны — обязательная составляющая устройства мира. Общество потребления настроено на захват — новых рынков сбыта, новых ресурсов.
Капитализм был рожден в войнах и в войнах он, видимо, должен и почить в свое время. Я долго работал в документальном кино, снимал в горячих точках, видел разгромленный Грозный как апофеоз войны, где на стенах домов не было живого места — все было изрешечено пулями и снарядами. Всем нормальным людям понятно, что война отвратительна, но войны продолжаются, и мир несовершенен. Это грустно.

Артем Темников.jpg

Жертвы обстоятельств
Все началось с того, что несколько лет назад канал «Россия 1» предложил Артему Темникову сделать фильм к годовщине второй чеченской войны. Среди прочих материалов к нему попали видеокассеты с личными съемками как спецназа ГРУ, так и боевиков, найденные после боя в блиндаже под селением Сержень-Юрт. Военные снимали видеофиксации рейдов, а боевики — видеоотчеты для своих спонсоров. Но также были съемки, предназначенные для личного пользования и тех, и других. 

— Мне как документалисту это было очень интересно: когда сам снимаешь такие сюжеты, то между тобой и героем всегда есть некоторый естественный барьер, которого здесь совсем не было, потому что снимали свои и для своих. При отсмотре материалов эпизоды из жизни людей по разные стороны фронта порой рифмовались. Например, с одной стороны отмечают Курбан-Байрам, а с другой — день рождения комбата. Боевики, кстати, и в действительности погорели на том, что сняли часовых, когда пошли поздравлять командира с рождением сына. Некоторые из таких сюжетов попали в сценарий фильма.
Я старался показывать всех персонажей истории в первую очередь людьми и быть объективным. Ведь человек везде человек. Я объездил больше 90 стран и уверен, что между людьми куда больше общего, чем различного. А тогда, при
просмотре видеоматериалов, я обратил внимание на то, что в кадре звучит немецкая, арабская, турецкая речь. Изучив все документы, я узнал, что в реальном бою под Сержень-Юртом со стороны боевиков участвовали только два чеченца и один немец. Остальные — турки и арабы. Командовали отрядом два турка — Муслюм Дак и Халим Ос. В войну в Чечне, также как теперь в Сирии, были вовлечены глобальные силы, преследующие по большому счету те же деструктивные цели. На Северный Кавказ тогда, как щепки в водоворот, попадали различными путями разные люди — герои моего фильма. У главного героя, немецкого юноши, есть реальный прототип — Карл-Томас Фишер. История о том, как он попал в террористическую организацию, оказалась громкой, в свое время о ней писали известные немецкие издания. Мне было интересно, что подвигло парня на этот шаг, как обработали его сознание, вложили в него другие ценности, как, в конце концов, он попал в организацию, которая использует религию лишь как ширму для совсем других интересов. А сам парень верил, что отправился в Чечню, чтобы помочь страдающим братьям по вере. Юноша, отвергнутый своим социумом, не понятый родителями, попавший под влияние, пошел по пути, который показался ему правильным, и пришел к убийству и смерти. Его противник Леша Басаргин — военный, сам выбрал свой путь. Он подчиняется уставу, выполняет долг, защищает родину. Приезжает в Чечню в самом конце второй КТО, чтобы найти и обезвредить оставшуюся банду, которая по ночам минировала объекты, а днем отдыхала. И, наконец, гражданские герои истории, которые волей-неволей стали участниками тех событий. У них не было выбора идти или не идти: не пойдешь с бандитами — расстреляют во дворе твоего же дома... 

фильмы Артема Темникова.jpg

У героев фильма No comment из войны практически нет выхода, кроме смерти. А для некоторых актеров, принимавших участие в его создании, выходом из войны являлась потеря родины. Семья нашего актера, который играет чеченского юношу Саида, бежала из воюющей республики в Москву, где и живет до сих пор. Дом юной актрисы, сыгравшей девочку-турчанку, разбомбили американцы во время операции «Буря в пустыне», когда ей было всего шесть лет. Тогда ее семья бежала в Германию. Были и другие актеры в Германии, которым пришлось бежать от войны. Ведь сейчас тоже самое, только в более страшных масштабах, происходит в Сирии и Йемене.

Русские идут
Понимая, что происходит сейчас с отраслью, рассчитывать на прокат картины No comment Артему Темникову особенно не приходилось. Однако хоть не широкий, но он все же состоялся в нескольких десятках кинотеатров страны.

— Большинство продюсеров, также как и прокатчиков, не хотят брать в производство и прокат серьезное кино. На Западе на подобные фильмы зритель ходит, конечно, не столь массово, как на блокбастеры, но ходит. Там проекты поддерживают различные фонды, а у нас главным образом государство. Об инвесторах говорить не приходится. В авторском кино это либо авантюрист, либо увлеченный человек, но таких остались единицы. В жанровом кино государство тоже оказывает серьезную поддержку: на блокбастер и крупная кинокомпания может найти часть денег у инвесторов, но львиная доля средств — государственные субсидии. Это хорошо, потому что благодаря такой поддержке не происходит полного замещения нашей культуры на глобалистскую, голливудскую.

Снимая наш фильм на грант Министерства культуры РФ, мы рассчитывали в основном на фестивальные показы, но нас взяли и в прокат 37 кинотеатров. А в Ростове-на-Дону картина была показана на кинофоруме «Рукопожатие». На нескольких западных кинофестивалях класса А No comment не брали, откровенно называя причины: русские военные показаны слишком положительными. Мы сталкивались с этим в Каннах, Берлине, других городах Европы. В начале санкционной войны на кинорынках и фестивальных показах за рубежом случалось так, что закупщик или отборщик три минуты положительно отзывался о фильме, а потом начиналось: Путин, Украина, русские идут и так далее... Раиса Фомина, очень опытный продюсер, работающая с зарубежными фестивалями не одно десятилетие, признавалась: «Артем, это первый раз в моей работе, когда хотят взять на фестивали хорошие картины российских производителей, а потом отказываются, иногда без объяснения причин». Правда, после терактов в Париже французы несколько скорректировали свое мнение, и в ноябре 2015-го No comment завоевал Гран-при на XXIII фестивале русского кино в Онфлере. Сейчас Артем Темников работает над новой драмой «Кровь» по книге своего друга Валерия Былинского, которая получила главный приз литературной премии «Ясная поляна» в категории «Детство, отрочество, юность», а сам проект выиграл конкурс Министерства культуры РФ. 

фильмы Артема Темникова.jpg

15 документальных фильмов режиссера-постановщика Артема Темникова

Название

Производитель

год

1. «Поезд Москва — Грозный»

«Первый канал»

2004

2. «Новые Маугли»

«Совершенно секретно»

2005

3. «Заложники» однорукого бандита»

«Совершенно секретно»

2005

4. «Покушения на вождей»

«Совершенно секретно»

2005

5. «Тайны кремлевских пациентов»

«Совершенно секретно»

2005

6. «Спецназ ГРУ. Волкодавы»

«Спутник 2000»

2005

7. «В поисках снега»

«Рашен хелибординг клуб»

2005

8. «Дорога шести струн»

«Дидюля»

2008

9. «Госпожа удача»

«Бемис продакшен»

2009

10. «Под крышей мира»

«АПВ»

2009

11. «Гималайское притяжение»

«АПВ»

2009

12. «Барышня и хулиган»

«Бемис продакшен»

2009

13. «Двух судеб линия одна»

«Бемис продакшен»

2010

14. «Я не умею быть слабой»

«Бемис продакшен»

2010

15. No comment

«Третий Рим»

2014