Именно здесь находится единственный в регионе государственный театр оперетты, который дарит зрителям высокое искусство оперетты, как и положено легкому жанру — красиво, ярко и музыкально отточено до каждой ноты. О жизни храма искусств рассказала директор, художественный руководитель Ставропольского государственного театра оперетты Светлана Калинская.

«Но сейчас пора на бал! Он достоин всех похвал...»
Источников для вдохновения творить прекрасное настоящее у Ставропольского театра оперетты немало. Богатый классический мировой репертуар, благодарный зритель, влюбленная в профессию труппа. И великое культурное прошлое Пятигорска. Курортный город вписан в анналы истории не только Кавминвод и Ставропольского края, но всей России литературными именами, балами-маскарадами, «веселым театром художественных эскизов», домом Лейцингера и Лермонтовской галереей в парке «Цветник», где выступали Федор Шаляпин, Владимир Маяковский, Айседора Дункан.
Официально история Ставропольского государственного театра оперетты началась в марте 1939 года: постановкой «Свадьба в Малиновке» в Пятигорске открылся Театр музкомедии. Возложенную на него миссию популяризировать театральное искусство среди жителей и отдыхающих КМВ и Ставрополья театр на достойном уровне несет долгие годы. За 78 лет работы слава театра перешагнула региональные рубежи — труппе Ставропольского театра оперетты рукоплескали в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Ереване, Баку, Грозном, Астрахани, Уфе. Известность театра прирастала его гастролями по стране, венцом которых стало выступление в 1964 году в Москве. Искушенная столичная публика горячо аплодировала спектаклям, показанным в Кремлевском дворце. На сцене театра всегда работали люди высокого профессионального мастерства. Достаточно назвать имена блестящих мастеров, народных артистов СССР Махмуда Эсамбаева и Михаила Водянова, дирижера Авиэзера Боровика и его жены, актрисы Марии Матвеевой-Боровик, заслуженного художника РФ Ивана Арлачева.

театр оперетты.jpg

«Снова туда, где море огней»
В 80-е годы театр взял курс на освобождение от «старой» оперетты и переход к идейным советским спектаклям. Как отмечали театральные критики, это были годы репертуара мелкотемья и снижения зрительского интереса. «Оживление пришло, когда на сцену вернулась любимая зрителями и слушателями классическая оперетта, — вспоминает директор, художественный руководитель театра оперетты заслуженный работник культуры РФ Светлана Калинская. — В каждой постановке нами оттачивается звучание голосов и оркестра, хор и балет активно вовлекаются в театральное действие. Мы чувствуем, что наш жизнерадостный музыкальный жанр любим зрителями разных поколений. Авторитет у преданной публики завоевывают и руководители наших коллективов, и исполнители, и служители закулисья». В Ставропольском театре оперетты любое имя на вес золота. За каждым из тех, кто творит сегодня искусство на пятигорской сцене, стоит качественное образование, многогранный опыт и, безусловно, неподдельная вовлеченность в творческий процесс. Музыкальное руководство возложено на Льва Шабанова, главного дирижера Ставропольского театра оперетты, заслуженного артиста Грузии. Его работы известны в театральном мире России и зарубежья: ставил спектакли на подмостках театров оперы и балета в Тбилиси, Ереване, в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Зрители отмечают, что его увлеченность работой заразительна, водоворот музыкальных страстей увлекает за собой в глубины спектаклей, а оркестр под его управлением звучит слаженно и четко. Главный балетмейстер театра Татьяна Шабанова, выпускница Тбилисского хореографического училища и ГИТИСа, также выступала на мировых сценах в Германии, Финляндии, Тбилиси, Ереване, на Мальте. Режиссер театра Инна Хачатурова — лауреат премии Союза молодежи Ставропольского края им. Героя Советского Союза Александра Скокова. После окончания театральной академии в Санкт-Петербурге она приехала в Пятигорск. За годы служения Ставропольскому театру оперетты поставила не только классические произведения («Сильва» И. Кальмана, «Проделки Ханумы» Г. Канчели, «Филумена Мартурано» С. Томина, «Как вернуть мужа» В. Ильина, «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе), но и детские спектакли, в которых выступила и как автор либретто. «У нас сохранилась традиция преемственности поколений. Заслуженные артисты России Ирина Комленко, Наталья Таланова, Алим Абалмасов, Николай Смирнов, Евгений Зайцев, Виктор Гусаков, артисты Зинаида Зайцева, Галина Перерва, Николай Качанович служат театру не один десяток лет. Зритель с удовольствием приходит и на давно известные имена, и открывает для себя новые таланты. Среди самых перспективных артистов — лауреаты международных конкурсов Наталья Виноградова, Алексей Парфенов, Ольга Шиманская и многие другие. Зрелищность наших спектаклей, красоту декораций и костюмов, спецэффекты создают главный художник Инна Августинович и заведующий художественно-постановочной частью Антон Васютин. Люди идут в театр за минутами отдохновения, поиском красоты и радости. И мы не обманываем их ожидания», — говорит Светлана Калинская. Продолжая традиции постановкой лучших классических оперетт, театр не чужд новаций: в репертуар с успехом вошли опера «Травиата», балеты «Снежная королева» и «Тщетная предосторожность», мюзикл «Скрипач на крыше» и другое. Новый век подарил храму искусства множество наград и признаний, среди них — звание лауреата российской премии 2000 года «Окно в Россию» в номинации «Музыкальный театр года», золотая медаль им. академика Д. С. Лихачева.

«Счастья не ищи ты в высоте небесной! Оно перед тобой красой блестит чудесной»
«В выборе репертуара и его интерпретации, в решении постановочных задач пятигорская оперетта остается островком верности тому стилю, который был сформирован за много лет отечественным музыкальным театром в легком жанре», — отметил журнал «Музыкальная жизнь». Но, как и многие театры России, особенно театры малых городов, Ставропольский государственный театр оперетты испытывает немалые трудности. Артисты мечтают о стабильном финансировании, о гастролях по городам России и не только, о повышении жизненного благосостояния и решении квартирных вопросов. «Очень сложно приглашать специалистов, когда мы не можем предложить достойную оплату и жилье. У театра есть свое общежитие, но мест в нем уже недостаточно. Мы мечтаем осуществить постановку оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон», заказать достойный материал (музыку, либретто) для новой новогодней музыкальной сказки и приобрести новый концертный рояль для малых форм работы с детской и студенческой аудиторией. В этом году театр вошел в программу партии «Единая Россия» и Министерства культуры РФ по поддержке театров малых городов России. На встрече с коллективом депутат Госдумы РФ Ольга Казакова, курирующая данную программу, заверила коллектив, что и впредь она будет поддерживать новые, важные проекты для театра. Мы смотрим в завтрашний день с уверенностью и надеемся, что и впредь будет возможность дарить наше искусство на том высоком профессиональном уровне, который всегда отличал театр», — подчеркнула директор Светлана Калинская. Но самая заветная мечта как руководства, артистов театра, так и зрителей — скорее завершить ремонт и реставрацию театрального здания, начатые более 15 лет назад.