2017 год объявлен Международным годом туризма. Для России это отличный повод заявить о себе как об одном из самых интересных и перспективных маршрутов отдыха. Северный Кавказ с его богатой историей, уникальной природой и самобытной культурой способен принимать миллионы гостей со всего мира. Необходимо только создать современную инфраструктуру, разнообразить досуг и гарантировать безопасность, считают туроператоры — участники круглого стола, организованного «Вестником».

Дмитрий Шершнев, генеральный директор туристической компании Tez Tour, о Карачаево-Черкесии: 
— Туристический поток в Карачаево-Черкесию растет стремительно. Значительные успехи демонстрируют горнолыжные курорты Архыз и Домбай — у них есть серьезный потенциал принимать не только россиян, но и иностранцев. Наибольший интерес наблюдается со стороны Беларуси, Турции, Болгарии, направление интересно также гостям из Египта, Китая, ОАЭ. В прошлом году мы выпустили около десяти туров посещения Северного Кавказа. Сейчас будем стараться развивать территории, находящиеся вокруг Архыза, сделать качественный продукт с акцентом на экотуризм. Есть перспективы у оздоровительного и лечебного туризма.
К сожалению, туристы не всегда знают, чем можно заняться в КЧР помимо горных лыж. Хотелось бы видеть активные кампании в СМИ, популяризирующие курорты, рассказывающие обо всех возможностях отдыха на них. Должна быть доступная навигация, информационный офис, предоставляющий данные о том, где забронировать жилье, как отправиться на экскурсию — даже такие простые вещи способны существенно повлиять на увеличение турпотока, вызвать дополнительный интерес к региону.

туризм.jpg

Марина Пириева, директор туристического агентства «Маршрут», о Кабардино-Балкарии: 
— В Кабардино-Балкарии расположен один из самых востребованных горнолыжных курортов страны — Приэльбрусье. Думаю, этому способствует комплекс позитивных изменений: люди переориентируются с пассивного отдыха у моря на более активный, повышается интерес к лыжному спорту, свою роль играют пропаганда здорового образа жизни, доступность информации.
Сейчас не возникает проблем с тем, чтобы забронировать тур в КБР. Стремительно развивается инфраструктура. Конечно, на Чегете еще нет того уровня комфорта, как на зарубежных курортах или в Сочи на Красной Поляне, однако в Нальчике, на Голубых озерах, на Чегемских водопадах модернизируются существующие объекты, строятся новые гостиницы, автодороги. В Черекском районе реконструируются подъезды к термальному источнику в селе Аушигер. Все это повышает транспортную доступность к зонам отдыха, положительно сказывается на комфорте туристов, а в будущем обеспечит безопасность крупных пассажирских перевозок.

Элина Батаева, директор ГУП «Тур-Экс», о Чечне: 
— Ежегодно количество экскурсантов в Чечне увеличивается. Если в 2015 году республику посетили 28 тыс. человек, то в 2016-м — уже 40,8 тыс. Порядка 25% от общего потока — деловые люди, приезжающие на форумы, выставки, международные встречи.
В ЧР прибывают отовсюду. Среди иностранцев, на долю которых приходится около 15%, больше всего граждан из Европы, СНГ, Китая, Иордании, ОАЭ. После введения санкций и падения курса рубля туры на Кавказ стали для них доступнее. Повысился интерес к региону: те, кто приезжал сюда раньше, оставляют положительные отзывы. На моей практике уже несколько случаев, когда бывшие туристы переехали жить в Чечню. Вкусная еда, экологически чистые продукты, недорогие цены на услуги... Иногда едут специально к местным дантистам. Мы даже начали сотрудничать со стоматологическими клиниками республики.
Безусловно, туризм способствует развитию региона. Свидетельство этому — появление первого на Кавказе пятизвездочного отеля «Канвас», строительство горнолыжной трассы «Ведучи», возведение современных дорог, позволяющих осуществлять пассажирские перевозки на автобусах вместимостью не менее 40 человек, развитие бальнеологических лечебниц, способных в перспективе составить серьезную конкуренцию Кавминводам...
В начале 2017-го значительно увеличилось количество запросов, связанных с организацией в Чечню туров на сезон весна — лето. Кроме того, все чаще поступают партнерские предложения из Москвы, Ставрополя, других городов об открытии у них представительств нашего агентства.

туризм.jpg

Яна Мартиросова, руководитель проекта туристической компании «Мартитревел», о Дагестане: 
— Повышенный интерес к Дагестану появился в 2014 году. Основной толчок дало празднование 2000-летнего юбилея Дербента — благодаря отличной PR-кампании на федеральном уровне количество туристов стало стремительно расти. Свою роль сыграли санкции и изменение курса валют — россияне стали искать альтернативу загранице внутри собственной страны. Наряду с ними в Дагестан едут граждане Бразилии, Германии, Саудовской Аравии, Китая. 
Дагестан — самый большой регион Северного Кавказа, даже двух недель не хватит, чтобы в полной мере оценить его уникальность. Дербент — музей под открытым небом, Махачкала — город, вошедший в топ событийного туризма 2017 года, знаменитые аулы мастеров — Кубачи, Унцукуль, Гоцатль, Балхар... Еще несколько лет назад в горных селениях сложно было разместить группу численностью более десяти человек, а сейчас там открываются гостевые дома, стилизованные под жилища горцев, с атрибутами их национального уклада, что позволяет знакомиться с самобытной культурой, историей, этнографией и обычаями народов Дагестана. Параллельно это способствует развитию в отдаленных районах малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. К примеру, гостям республики интересны оружие, глиняные изделия, другие продукты ручного труда, что стимулирует возрождение народных промыслов.

Дмитрий Лемешев, генеральный директор туристической фирмы «Кавказ Explorer», о Северной Осетии: 
— Количество туристов, проявляющих интерес к Северной Осетии, растет ежегодно, но говорить о серьезном потоке, с которым можно хорошо и выгодно работать местному бизнесу, пока рано. Массовый турпоток появится после проведения осознанной кампании, которая будет включать поэтапно брендинг территории и ее продвижение. Я не про логотип, а про понимание ключевых преимуществ в контексте стратегии развития региона, как экономического, так и культурного. Причем в процессе должны участвовать все заинтересованные стороны: местные сообщества, предприниматели, эксперты, гости... Иначе бренд будет оторванной от реальности иллюзией.
Раньше мы больше ориентировались на размещение граждан, которые транзитом следовали из разных субъектов России и Европы; такие двухнедельные экспресс-маршруты по всему Северному Кавказу, где Осетия занимает важную часть, по-прежнему очень востребованы. Но теперь основной акцент делаем на привлечение туристов на отдых в самой республике, и основная цель — улучшение качества их обслуживания. Каждый маршрут независимо от размера группы готовим индивидуально. Это недешево, но это и неудивительно: в Осетии еще нет предложений и развлечений, поставленных на поток. Между тем, сама по себе республика уникальна: святые места, традиции застолья, пироги, музыка, танцы, конный театр... Горы здесь — не ключевое преимущество, ведь они на Кавказе есть в каждом регионе. Нет смысла конкурировать с уже ушедшими в отрыв Красной Поляной, Архызом, Приэльбрусьем.

туризм.jpg

Юлия Наумова, директор по развитию туристической компании «СанТрек», об Ингушетии: 
— Турпоток в Ингушетию растет с каждым годом, именно поэтому в минувшем году мы включили ее в свою программу. Интерес есть как у российских, так и у иностранных туристов, в основном, это гости из Германии, Японии, Великобритании, Чехии, Словении, Китая. Чаще всего они посещают республику в составе комбинированного тура, охватывающего несколько регионов в течение недели. Наверняка наибольший всплеск отмечают туроператоры, организующие межрегиональные маршруты. Интерес к однодневным выездам в Ингушетию набирает обороты среди отдыхающих в Кисловодске, Владикавказе, других соседних субъектах. Это положительная тенденция. Человек, транзитом побывавший в «стране башен и легенд», несомненно захочет вернуться туда для более полного погружения.
Пока в республике ощущается недостаток отелей, объектов досуга, развлечений, торговли, питания. Однако этот вопрос решаемый — требуется лишь время. Сегодня же, когда необходимо разместить туристов, мы работаем с всесезонным курортом «Армхи».