Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии
Этот мощнейший организм по хранению и транспортировке сухих грузов и нефтепродуктов был создан еще во времена правления Александра II — в 1870 году. Активно работал при советской власти, в годы Великой Отечественной войны подавал на фронт нефть. Сегодня он не только сохранил свой стратегический ресурс, но и в десятки раз приумножил собственные достижения.

В настоящее время ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» — это сухогрузная гавань с причалами, оснащенными современным оборудованием для перевалки и хранения грузов. Комплекс обладает мощностью 3 млн тонн грузооборота в год. К нему примыкают железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год. Рядом с ним находится самая большая в России нефтебаза. Пирсы нефтегава-ни способны принимать танкеры грузоподъемностью 13 тыс. тонн. Предприятие имеет собственный флот — он состоит из пяти сухогрузов общим дедвейтом 19 тыс. тонн и 1 нефтерудовоза, из которых 3 — собственность порта и 3 находящихся во временном пользовании.
Вот только несколько цифр, дающих представление о масштабе деятельности порта:
сухогрузная гавань: 6 причалов позволяют параллельно обрабатывать 6 судов (загружать — разгружать); общая протяженность причальной линии — 913 м; площадь складов открытого
хранения — 60 000 кв. м, крытого хранения — 3 500кв. м;
нефтегавань: 5 причалов;
протяженность причальной линии — 829,7м; мощность действующих причалов — 7,9 млн тонн в год.
Всю эту огромную махину обслуживают около 900 человек, и она работает без остановки, круглосуточно.
Порт без преувеличения можно назвать важным стратегическим звеном транспортной системы Юга России. Он помогает вести деловое сотрудничество с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем. Это один из основных транспортных узлов на южных рубежах России.
Известно, что только развитие вперед может позволить держаться на плаву любому, даже самому успешному предприятию, даже порту. Поэтому, как рассказывает генеральный директор Ахмед Гаджиев, здесь реализуется масштабный инвестиционный проект, который предусматривает в будущем завершение реконструкции и развитие порта. Он предполагает обновление существующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов и нефтегавани с образованием акватории и новой территории, а также строительство подъездных железнодорожных и автомобильных дорог.

Планы ближайшего времени — развиваться в том же темпе, чтобы довести мощности перегрузочных комплексов порта к 2015 году по сухогрузной гавани до 5 млн тонн в год, нефтеналивной — до 10 млн.
А все началось с крепости на горе Анжи-Арка, где в 1870 году оружейным выстрелом было оповещено на весь мир, что в России стало на одни морские ворота больше — появился «Порт Петровск». Правда, строился он не один десяток лет, видимо,с самого начала взяв курс на основательность, прочность и надежность. Сегодня он и сохраняется, и расширяется. Так, в планах развития до 2025 года у морского предприятия значится сотрудничество в сфере транспорта, логистики и торговли с иностранными государствами. Прежде всего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прикаспийскими государствами и странами ЕврАзЭС. В качестве трех главных партнеров по транзиту грузов через территорию Республики Дагестан рассматриваются Китай, Южная Корея и Индия. Они относятся к международному транспортному коридору «Восток-Запад». В Европу грузы предполагается перевозить в направлении «Север-Юг». Огромным преимуществом в конкуренции за транзит евразийских грузов является особенность Махачкалинского порта не замерзать. Это не потребует зимней ледокольной проводки и постоянных дноуглубительных работ. Поэтому планы дальнейшего развития предприятия на фоне его достижений и выгодного территориально-географического положения выглядят вполне реальными. Морской порт стремится сделать устойчивой такую международную и внутреннюю контейнерную линию: западная граница Китая — Центральная Азия — порты Каспийского бассейна (выход — Актау, Туркменбаши, вход — Махачкала) — Юг России — порты Черного моря (Новороссийск, Поти) — западная граница России (центральные регионы России — северо-западная граница России) — Европа, по аналогии с Океаническими или Морскими контейнерными линиями.

Но уже сегодня Махачкалинский морской торговый порт является одной из основных составляющих транспортировки генеральных грузов, каспийской нефти и нефтепродуктов из Ирана, Казахстана и Туркменистана. Это понимают и ценят зарубежные партнеры. Так, недавно, во время визита в Дагестан делегации торговых и инвестиционных компаний Ирана, представители этой страны заявили, что «одно из серьезных направлений сотрудничества — развитие Махачкалинского морского торгового порта». Они выразили заинтересованность в паромных переправах между Махачкалой и каспийскими портами Ирана и увеличении международного транзита грузов по транскаспийскому коридору Персидский залив — Иран — Каспий — РФ — страны СНГ — Европа.
Для этого уже сделано немало, и реконструкция — лишь часть из всего перечня задач, которые необходимо решить.
— За последнее время нам удалось снять большинство бюрократических барьеров, искусственно создававшихся при оформлении документов и погрузочно-разгрузочных работах, — считает руководитель Ахмед Гаджиев. — Многие представители бизнеса, ушедшие в другие порты, начали возвращаться в Махачкалинский порт.
Забот у руководства предостаточно: высокие тарифы ОАО «РЖД» на перевозку транзитных грузов; влияние мирового финансового кризиса; отголоски эмбарго на экспорт зерна, действовавшего до середины 2011 года на территории России. Но все решаемо, если работает дружная команда, разбирающаяся в особенностях мирового рынка, умеющая правильно ориентироваться и выходить из сложных ситуаций. А главное, стремящаяся двигаться вперед, не останавливаясь на достигнутом.

367000 Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Портшоссе, 5, тел.: (8722) 70-02-98, тел./факс: (8722) 70-06-88, е-mail: mmmtp@mail.ru, www.mmport.ru