— В последние годы в крае появилось большое количество механизмов государственной поддержки: различные фонды, обеспечивающие доступ к кредитным ресурсам, гранты начинающим предпринимателям, субсидирование затрат при реализации проектов и т.д. Кто активнее пользуется льготами, предусмотренными государством, —мужчины или женщины? Чем, на ваш взгляд, «женский» бизнес отличается от «мужского»?

— С каждым годом все больше женщин-руководителей появляется в среде предпринимателей. Однако еще рано говорить об их преимуществе по количеству. Отсюда и результат участия в механизмах государственной поддержки — «женский» бизнес составляет пятую часть. Но это при том, что торговля у нас не является приоритетным направлением инвестиционной деятельности при оказании предпринимателям поддержки.
А в торговле в основном руководят женщины. Что же касается деловых качеств, то здесь женщины не только не уступают мужчинам, а зачастую преуспевают. «Мужской» бизнес, на мой взгляд, агрессивнее, жестче.
Женщинам в большинстве своем комфортнее руководить салонами красоты, швейным производством, частными детскими учреждениями, организациями общественного питания, по предоставлению консалтинговых, юридических и прочих услуг. Но нельзя умалять способностей женщин-руководителей, поскольку примеров, когда женщина берется за якобы мужское дело и успешно справляется, предостаточно.

— Женщины в отличие от мужчин могут, как говорится, из топора кашу сварить. Были ли в вашей практике примеры, когда имея в качестве стартового капитала достаточно скромную сумму, женщины-предприниматели развернули серьезный и конкурентоспособный бизнес?

— Вот примеры креативных идей бизнес-леди, которым по плечу все сферы экономики, вплоть до инноваций. Например, директор ООО «Эпоха инноваций» Вероника Кокоева организовала производство безалкогольных напитков функциональной направленности с использованием настоев пряно-ароматического сырья на основе структурированной воды. Научно-производственное объединение «Прикладные БиоТехнологии» под руководством Марины Золотаревой займется модернизацией пищевых предприятий на основе принципов биологической безопасности.
В качестве стартового капитала предпринимательницы получили грант в размере 300 тысяч рублей.
Интересен инновационный проект ООО «Аэростарт». Предприятие возглавляет Ольга Павловна Кононова, которая ради реализации креативной идеи проекта активно участвует во всех возможных конкурсах. Проект, стоимость которого почти два миллиона рублей, связан с разработкой, проектированием и запуском в серийное производство конкурентоспособных ветроэнергетических установок мощностью 4 кВт и 10 кВт.Такие установки целесообразно устанавливать на территориях, где среднегодовая скорость ветра превышает 6 м/с, а это как раз Ставропольский край (кроме Кисловодска), Дагестан, Калмыкия, Ростовская область. «Ветродувы» являются альтернативными источниками энергии для потребителей, удаленных от сетевых линий.
Уже не один год успешно работает ООО НПФ «Здоровое питание» под руководством Натальи Павловны Оботуровой. Это инновационное предприятие получило господдержку и сейчас занимается разработкой ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий производства функциональных продуктов питания.
Среди бизнес-леди есть и такие, которые без помощи государства организовали свой бизнес и с успехом его развивают. Елена Владимировна Гребенюк решила попробовать себя в сфере услуг, создала свое предприятие — «Химчистку №1», которое работает на новейших машинах химической чистки, аквачистки и прачечной и использует только высококачественные препараты немецких фирм.
Ну как не восхищаться такими женщинами? Я уверена,что «женский» бизнес более живуч и стабилен. Своему детищу женщина вряд ли позволит погибнуть, будет преодолевать трудности и предпримет все возможное, чтобы сохранить и «взрастить» то, что сама же создала.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать женщина-бизнесмен, женщина-руководитель? Какие женские черты, по-вашему, в бизнесе неприемлемы?

— Успешная женщина-бизнесмен обладает организаторскими способностями, у нее высокий профессиональный уровень, она уверена в себе, решительна, не боится рисковать. Важную роль играют личное обаяние и умение вести диалог. В принципе эти качества характерны и для мужчин. А вот преимущественно женские черты — кокетство и мягкость — в бизнесе неприемлемы. Невозможно строить свою деловую империю (хоть и маленькую) и быть для всех белой и пушистой.

— В правительстве Ставропольского края среди новых назначенцев — немало женщин. Такое прибавление как-то сказалось на правительственных мужчинах?

— Безусловно. Умные и красивые женщины в правительстве края заставляют мужчин, мне кажется, подтянуться. Мужчины по природе своей чувствуют себя победителями, а тут вдруг женщина-министр. Тем не менее, иметь таких соратниц, значит, быть защищенными, ведь женщина-руководитель — хранительница не только домашнего очага, а еще и служебного.