Ларису Хабицову называют гибким политиком. Но есть и такие, кто воспринимает ее стиль руководства как жесткий. Сама Хабицова уверена: любое властное решение требует гибкости мышления.

— Вы — первая женщина на Северном Кавказе, занявшая высокий пост. Как вам удалось войти в мир власти, мир, которым правят мужчины?

— Для меня никогда не было самоцелью войти в мужской политический мир, обязательно сделать карьеру. Просто всегда старалась профессионально выполнять свою работу. На примере собственной биографии могу с уверенностью сказать: если человек знает свое дело, он обязательно будет востребован и чего-то в жизни добьется.
С каждым годом все больше женщин приходят в политику, становятся крупными управленцами, успешно занимаются собственным бизнесом. Статистика неумолима — женщин в России больше, чем мужчин, и Северная Осетия — не исключение. Поэтому одна из основных задач государственной власти всех уровней — воплотить в реальность тот необходимый гендерный паритет, который обеспечит гармоничное функционирование всего управленческого механизма.
Однако отстаивая принципы равенства полов, не стоит забывать о главном предназначении женщины — матери, хозяйки дома, продолжательницы рода.

— Есть такое понятие «железная леди» — так характеризуют женщин, добившихся успеха в политике и бизнесе. На ваш взгляд, насколько оправдана такая характеристика? Подходит ли она вам?

— Это зависит от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие. Если так называемое «железо» — это самоорганизованность, принципиальность, требовательность к себе и подчиненным, умение правильно поставить цель и достичь ее, дальновидность и житейская мудрость, то этими качествами должен быть наделен любой руководитель, независимо от того, женщина это или мужчина. Далеко не все руководители — лидеры по своей натуре. Но с каждым новым этапом жизни приходит понимание, что необходимо постоянно учиться. Для руководителя этот процесс постоянного самосовершенствования неизбежен. И если мы ставим знак равенства между твердостью человеческого и управленческого характера и «железом», то в определенной степени это можно применить ко мне как к руководителю-женщине.
С другой стороны, понятие «железная леди» стало неким стереотипом, за которым часто понимают жесткий стиль женщины-управленца, которая авторитарным путем стремится достигнуть определенной легитимности своих действий. Не думаю, что это мне подходит. Мне никогда не нравился тип женщины во власти, принимавшей этакий грубовато-мужской стиль поведения, словно пытаясь преодолеть некий комплекс неполноценности. Даже в манере одеваться это сказывалось. Одной из первых женщин-руководителей, в ком твердость характера сочеталась с женственностью, была Маргарет Тэтчер.

— Вас считают гибким политиком. Приведите пример, когда искусство компромисса помогло вам в решении проблем, которые вы считали действительно насущными для Северной Осетии?

— В парламенте Северной Осетии не привыкли разделять проблемы на насущные и те, которые можно отложить в долгий ящик. Вся наша каждодневная работа направлена на улучшение социально-экономического климата в республике. А там, где идет разговор о реальном улучшении уровня жизни людей, не может быть второстепенных проблем.
Что касается стиля политического поведения. Любое властное решение требует гибкости мышления, разносторонней оценки поступающей информации, умения абстрагироваться от стереотипов, адекватного восприятия тех фактов, которые иногда идут вразрез с твоей личной точкой зрения. Важно помнить, что жизнь всегда сложнее наших гипотез, а политика — та стезя, на которой нужно семь раз отмерить, а отрезать всего лишь один.
Конечно, в работе приходится применять искусство компромисса, совместно с оппонентами находить оптимальный вариант решения проблемных вопросов. Возьмем, к примеру, работу над республиканским бюджетом, над распределением финансовых средств. Что это, как не поиск компромиссов.
Вместе с тем бывают ситуации, однозначно требующие проявить волю и решимость. Так, мы в республике приняли законы, запрещающие игорный бизнес, торговлю кондитерским маком, который использовался, как наркотическое средство. К тому времени подобных федеральных законов еще не было, и такие решения, поверьте, давались очень непросто.

— Какими достижениями, которых вы добились для республики на посту спикера, вы по праву гордитесь?

— В последние годы у парламента выработался, можно сказать, собственный почерк. Мы анализируем ту или иную проблему, и затем вместе с исполнительной властью обсуждаем ее на своих заседаниях. Таким образом мы смогли повлиять на ситуацию с работой общественного транспорта, навести относительный порядок в том, что касается уличной торговли, выполнения программы модернизации здравоохранения. Наши депутаты активно противодействовали так называемой аптечной мафии, занимавшейся распространением препаратов с содержанием наркотиков.
Так же тщательно депутатскими комиссиями изучались и анализировались проблемы утилизации бытовых отходов, необоснованного банкротства предприятий, тарифной политики, организации школьного питания, состояния автомобильных дорог и так далее.
В последние годы в Северной Осетии заметно улучшилась демографическая ситуация. Уверена, этому способствовал и целый ряд принятых нами законов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.

— Мир власти — это мир мужчин. Может быть, поэтому социальные вопросы, к которым больше тяготеют женщины, у нас решаются не так эффективно, как хотелось бы?

— Действительно, все мы знаем, что есть многие проблемы, которые, не в обиду мужчинам будет сказано, женщины и знают лучше, и умеют найти лучшие пути для их решения.
Мировые аналитические агентства констатируют, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30% женщин, плохо справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребенка, социальной защиты.
В последние годы в России ситуация с количеством женщин в органах государственной власти несколько лучше, чем в девяностые — 14%. Но этого недостаточно. По показателю участия женщин в высших органах представительной власти нас оставили далеко позади не только европейские страны, но и Таджикистан (17,5%), Узбекистан (17,5%), Туркменистан (16%), Казахстан (15,9%). Говоря о женщинах в представительной власти, можно отметить, что несколько лет назад региональные парламенты возглавляли всего три представительницы прекрасного пола. Сегодня женщин-руководителей законодательных собраний в Российской Федерации уже семь. И это уже хороший знак.