В центральной части Северного Кавказа расположен благодатный край — Ингушетия. Узкой полосой в 115 километров простирается она с севера на юг. На севере она граничит с Кабардино-Балкарией, на юге Кавказский хребет отделяет ее от Грузии, на западе по реке Терек соприкасается с Северной Осетией, наконец, на востоке к ней примыкает Чечня.

Мой дом — моя крепость

Гар-гареи, дзурдзуки, кисты, глигви, по-разному именовали ингушский этнос на протяжении всей его длительной истории.
Великолепная башенная культура, развитые формы хозяйствования и оригинальные черты общественного быта представляют собой неисчерпаемый источник изучения Ингушетии, вся земельная площадь которой умещается на 3,6 тыс. кв. километров.
Длительная сохранность традиционных форм быта и культуры, которая на первый взгляд кажется признаком отсталости ингушской общности, на самом деле указывает на преемственность процесса развития в области хозяйственной, социально-культурной жизни, на автохтонность, способность традиций выполнять различные функции на различных ступенях общественного развития.
Первые упоминания о далеких предках ингушей встречаются в очень ранних исторических источниках. В своей «Географии» Страбон (I в.н.э.) размещает их на северном склоне центральной части Северного Кавказа, называя гаргареями. Под этим именем они упоминаются в «Естественной истории» Гая Плиния Секунда (Старший, II в.н.э.) и в «Истории Армении» Моисея Хоренского (V в.н.э.).
В советское время рядом крупных специалистов историков и археологов было высказано предположение об отождествлении древнего этнонима «гаргареи» с современным самоназванием ингушей — «галгаи» (В.Н. Гамрекели. О племени двалов. T.IX. Тбилиси 1957. стр.203, И.М. Дьяконов. Рецензия на книгу Г.А. Мелинишвили «Древневосточные материалы по истории народов Закавказья». ВДИ 1946. № 2 стр. 59).
Кроме того, ими были довольно точно локализованы страбоновские гаргареи в ингушской долине «ПалгIай-чуэ» — древнейшем месте поселения ингушей, что сегодня подтверждается археологическими, этнографическими и антропологическими данными. (Е.И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа. М.1960. стр. 72).
Важные сведения о предках ингушей содержатся в закавказказских письменных источниках. В «Армянской географии VII в.» Анания Ширакского среди народов некогда населявших Азиатскую Сарматию упоминаются «кусты» («кисты — кистинцы»).
В более поздних работах русских историков (XVIII-XIX вв.) ингушские племена локализуются отдельными родоплеменными обществами, названия которых в некоторых случаях образованы по наименованию местожительства. Такими были общества Хамхинское, Цоринское, Джераховское, Мецхальское. Однако значительная часть названий средневековых ингушских обществ представляла собой этнонимы, имевшие глубокие традиции и указывавшие на отдельные этапы в процессе формирования ингушской этнической общности.
Одним из древнейших и главных этнических пластов ингушей являлась родоплеменная группа — йалйа (впоследствии распространившая свое название на все ингушские племена, ныне самоназвание ингушей — «ИалНай»), а древнейшим местом их поселения — Эгикал, Таргим и Хамхи, расположенные в Таргимской котловине, центральной зоне бассейна реки Ассы.
Это подтверждается не только устными народными преданиями, но и памятниками материальной культуры. Это прежде всего так называемые циклопические (мегалитические) постройки, сложенные из огромных каменных блоков. Это предшествующие башням дома-крепости, вокруг которых развивался сложный комплекс жилого и оборонительного сооружения. Ярким примером может служить Таргим, где преобладает сложный комплекс замкового типа, а дом-крепость является лишь одним из элементов. В наиболее архаичной форме дома-крепости сохранились в Эгикале, Бархане, Тори, Хамхи.

Совет у храма
Эгикал — Хамхи — Таргим является колыбелью ингушской этнокультурной общности. Здесь, в Таргимской котловине, на берегу правого притока Ассы расположен уникальный памятник ингушской культуры эпохи раннего средневековья — храм Тхаба-Ерды. В территориальном отношении храм занимал ключевые позиции и был средоточием религиозной и культурно-политической жизни галгаевцев.
Здесь собирался «Мехк кхел» — совет страны (суд страны), на котором старейшины устанавливали порядок землевладения и землепользования, согласовывали нормы поведения и меры наказания за их нарушение; решали вопросы внутренней и внешней торговли. Храм являлся местом сбора общенародных сходов и вооруженного ополчения. Здесь решались все важнейшие вопросы в жизни древних ингушей — вопросы хозяйственного и культурного развития, мира и войны. Это придавало особое положение галгаевцам среди всех остальных ингушских родоплеменных групп.
В дальнейшем, в процессе внутренних миграций, галгаевцы начали движение на восток в сторону Цори и на запад в ущелье реки Армхи. В Цори галгаевцы основали несколько селений, с этого момента жители среднего течения Ассы и ее правого притока Гулой-Хи образовали два общества: Хамхинское и Цоринское. Переселенцы, осевшие в Армхинском ущелье, также основали два общества: Джейрахское и Мецхальское.

Свадебный подарок
Сегодня невозможно представить горные селения ингушей без устремленных к небу боевых башен, так органично они вписаны в окружающий пейзаж. Горные селения разбросаны на расстоянии 500 -1 000 м одно от другого и сосредоточены на вершинах холмов, на склонах ущелий и гребнях хребтов. Они тянутся непрерывной цепью вдоль речных долин Ассы, Армхи и их притоков.
Основу горных ингушских селений, как мы уже говорили, составляют дома-крепости — архаичные массивные 2-3-этажные жилые башни с плоскими крышами — «Нала». Считается, что они возникли из циклопических (мегалитических) построек (VII-V вв. до н.э.), сложенных из каменных блоков до 1,7 м в поперечнике. Башни ставились недалеко от водных источников-родников и ручьев.
Башни прекрасно вписываются в окружающий ландшафт. Стены сложены из хорошо подогнанных камней — песчаника, известняка, мергелевых пород. Первый этаж жилой башни служил загоном для скота, верхние этажи были жилыми. Переход из нижнего этажа в верхние осуществлялся по переставным лестницам через специальные люки.
Жилые башни не предназначались для отражения внезапных нападений и долгих осад.
В дальнейшем неспокойная эпоха средневековья наложила свой отпечаток на эволюцию башенного зодчества, что привело к появлению нового типа жилых башен — полубоевых. Жилые башни приспосабливают к возможным столкновениям: появляются бойницы для стрельбы из лука и специальные балкончики без пола — «машикули», которые защищали подходы к башне. Из них можно было отстреливаться, сбрасывать камни, лить кипяток и расплавленную смолу.
Вершиной архитектурного и строительного мастерства древних ингушей являются боевые башни — «воув». Это отмечают все без исключения исследователи. Боевые башни поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Это уникальные инженерные сооружения: при площади основания до 25 кв. м они поднимаются ввысь на 25-30 метров. Соотношением высоты и основания (5:1) ингушские боевые башни резко отличаются от других кавказских башен.
Классический тип ингушской боевой башни — с пирамидально-ступенчатой крышей. Они воздвигнуты с соблюдением зеркальной симметрии.
Дверные проемы, маленькие окна, машикули разделяют стены строго по центральной оси. Этим подчеркивается завершенность башенной архитектоники. Стройность башни подчеркивалась закругленным каменным шпилем, которым завершается пирамида кровли. Время возникновения этих башен относят к XVI-XVII вв. Боевые башни «вырастали» возле жилых построек и в самых неприступных, стратегически важных местах — на пересечении дорог, у входа в ущелье и др. Построены башни без фундамента, в их основание уложены большие валуны, иногда превышающие человеческий рост.
Как доносят народные предания, в то время одним из дорогих подарков для молодоженов считался массивный каменный блок в основании будущей башни.
Ингушские башни богато декорированы узкими полосками выступающих камней, поставленных косо или на ребро. Красив выемчатый узор из камней, в шахматном порядке углубленных в плоскость стен. Симметрично расположенные треугольники, ромбы, кресты и другие фигуры оживляются светотенью и придают нарядность постройкам.
По мнению исследователей, массовое строительство ингушских боевых башен возникло в XVI в. и продолжалось вплоть до XVIII в. Башенные постройки ингушей часто образуют целые замки: над жилыми башнями возвышаются боевые, уязвимые участки замыкают высокие стены. Великолепны башенные постройки Эгикал, Таргим, Лялах, Бархане, Цори, Ний и многие другие.
В эпоху средневековья Горную Ингушетию образно называли «Страной башен», а талантливые ингушские строители на всем Кавказе славились свом мастерством. У соседних народов считалось почетным и престижным приглашать на работу именно ингушских «мастеров камня». Многие башни в горной Грузии, Чечне, Северной Осетии также являются результатом их творчества.

Место под солнцем
Непременным атрибутом горного ингушского селения является некрополь, который называют «солнечная могила» (малх-каш). Ингушская пословица гласит: «человеку для жизни нужна башня, а после смерти — склеп». Родовые усыпальницы ингушей были довольно компактными. Они достигали в высоту до пяти ярусов, а число захороненных в них доходило от 2 до 190 человек. Перекрытия между ярусами сделаны из деревянных брусьев, на которые укладывали покойников. Сухой высокогорный воздух на высоте 1 000-2 000 метров над уровнем моря способствовал естественной мумификации покойников. Усопших снабжали оружием, украшениями, предметами быта, что позволяет датировать склепы XII — XVIII вв.
Такой обряд захоронения предопределен в том числе и малоземельем. Ведь лучшие земли отводились под сельхозугодия.
Особое место в архитектурном наследии ингушей занимают культовые памятники, связанные с двумя религиозными культами — язычеством и христианством. Самым выдающимся и уникальным архитектурным памятником является одноапсидный христианский храм Тхаба-Ерды IX-ХИ вв., расположенный близ с. Хайрах на правом берегу Ассы. Тхаба-Ерды украшен резным декором в виде карнизов, бордюров, барельефов, выполненных искусным мастером по известковому камню. Красив барельеф на западном фасаде храма. Здесь, в центре треугольной композиции, изображен сидящий человек. По обе стороны его две стоящие фигуры — одна в одежде священника, другая с мечом и крестом. Над ними три барельефа с ангелами. К сожалению, время сильно испортило барельефы храма, и камни с резьбой сохранились лишь частично.
Языческие святилища самые многочисленные культовые памятники средневековой Ингушетии. Среди них — «сиелинг» — столпообразное каменное сооружение с двускатным верхом и нишей для жертвоприношений. Такие святилища размещались на окраинах селений и главных дорогах и являлись своеобразным залогом благополучного возвращения домой.
Храмы-святилища также сооружались на горных кряжах и возвышенных местах. Наиболее известны святилища на Столовой горе (3 000 м.) — Мят-Сели, Мятер-Дела, а также Тумга-Ерды, Делите, Тушоли, Маго-Ерды и др. Это прямоугольные каменные постройки с двускатно-ступенчатой крышей. Внутри стены образуют стрельчатый свод, помещение часто разделяется стрельчатой аркой, в стенах (чаще восточных) устроены ниши, иногда со следами копоти и высеченным четырехконечным крестом. По праздникам жители селений наряжались в белые одежды и шли к святилищам, чтобы вымолить у бога урожай и приплод. Процессии возглавляли старейшины-жрецы. После молитв совершались жертвоприношения и пиршества.
По данным археологических раскопок святилища датируются Х-ХШ вв., а более поздние — ХVII-ХVIII вв.
Оригинальные типы башенного, склепового и культового зодчества, яркая специфичность женских украшений и головных уборов и другие особенности историко-архитектурного наследия ингушского народа подчеркивают его уникальность и самобытность.