Северо-Кавказский федеральный, кажется, единственный округ в России, где за все время его существования ни разу не менялся полномочный представитель президента. Выходец из крупного бизнеса Александр Хлопонин сумел «переквалифицироваться» в чиновника и уже пятый год энергично занимается проблемами одного из самых значимых регионов страны. Какие проблемы Хлопонин считает наиболее актуальными и заметен ли прогресс в их решении в преддверии первого юбилея СКФО? Чтобы ответить на этот вопрос, «Вестник» проанализировал последние выступления полпреда.

Территория контрастов
Северный Кавказ — это территория демографического роста: практически во всех республиках наблюдается тенденция к увеличению рождаемости. В 2013 году плюс по сравнению с 2012-м составил около 15%.
Причем хорошие показатели не только в Дагестане, Чечне, Ингушетии, но и в Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае. Тем самым они успешно решают демографическую проблему, названную президентом в числе приоритетных.
Вместе с тем Северный Кавказ — это территория, где сохраняется высокий уровень безработицы, особенно на фоне других субъектов Федерации. Однако если в 2010 году, на момент создания СКФО, численность официально зарегистрированных безработных в округе достигала критической цифры — порядка 460 тыс. человек, то к концу 2012-го мы сократили ее практически в два раза — до 280 тыс.
При этом на Кавказе есть регионы, в которых безработица даже ниже, чем в среднем по стране, — 1,5-2 %. Это Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край. Сложнее ситуация в Чечне, Дагестане, Ингушетии.
Хотя та же Чечня показывает очень хорошую динамику. Только в прошлом году там было создано около 20 тыс. новых рабочих мест — в основном, это малый и средний бизнес, перерабатывающая промышленность.
Решить проблему безработицы в СКФО можно двумя способами.
Во-первых, необходимо развивать конкурентоспособные предприятия, которые будут производить востребованную на рынке продукцию. Речь идет об импортозамещении с локализацией производства, минимум, 50 %.
Во-вторых, нужно стимулировать профессиональную подготовку молодежи. С крупными компаниями — такими, как «Российские сети», «Роснефть», «Транснефть», «Лукойл», РЖД и ряд других, мы договорились о развитии среднего профобразования.
Запланировано создать сеть техникумов, где на самом современном оборудовании предстоит готовить специалистов высокой квалификации. Причем для работы не только в республиках СКФО. Ребята будут разъезжаться по всей России и занимать достойное место на экономической площадке страны.
Пилотный проект уже запущен в Дагестане. «Российские сети» открыли современный колледж, в котором готовят кадры для своей отрасли. Мы ожидаем, что на одно место в этом учебном заведении будут претендовать около 70 человек.

Вопреки рекомендациям недоброжелателей
Посольства некоторых зарубежных государств пишут письма с рекомендациями своим соотечественникам не посещать республики Северного Кавказа. При таком подходе рассчитывать, что мы сможем с легкостью привлечь в регион международные инвестиции, сложно.
Это один фактор, который влияет на активность инвестпроцессов в СКФО. Другой фактор связан с общим кризисом в мировой экономике. Проведение в ряде территорий Кавказа контртеррористических операций тоже не добавляет ему положительного имиджа.
В столь непростой ситуации мы вместе с правительством выработали определенный план действий.
Образована правительственная комиссия по Северному Кавказу, которую возглавляет лично премьер Дмитрий Медведев. Созданы институты развития, цель которых — привлечение в СКФО инвесторов, поддержка и сопровождение их проектов. Разработан механизм предоставления государственных гарантий компаниям, которые готовы вкладывать средства в экономику округа...
Удалось ли благодаря всему этому достичь ожидаемого результата или нет?
Считаю, что проделана достаточно большая работа. Она велась не такими темпами, как нам хотелось бы, тем не менее, рассказать есть о чем. В ряд субъектов СКФО пришли серьезные инвесторы, построены и продолжают строиться новые предприятия...
Думаю, 2014 год станет для округа еще более успешным.

За туристов бояться не стоит
На Северном Кавказе — очень много мест, куда исторически, из поколения в поколение люди приезжают отдыхать. И будут приезжать. По минеральным ресурсам СКФО — в 10 раз мощнее Баден-Бадена или Карловых Вар, просто пока регион не научился себя преподносить. Поэтому и было принято решение развивать курорты.
Сегодня формируется СевероКавказский туристический кластер. Зарегистрированы особые экономические зоны туристического типа.
Уже есть первый резидент — группа «Синара», строящая в Ар-хызе горнолыжную, инженерную, гостиничную инфраструктуру. Это будет один из самых современных курортов в стране.
Развиваются «Мамисон» в Северной Осетии и «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии.
Начинаются работы в «Ведучи» на территории Чеченской Республики.
Прикаспийский кластер в Дагестане — это теплое море, песчаные пляжи. Ветер? Да. Так ведь для серфинга он самое то!
В Ингушетию приезжали французы и восхищались: это кладезь истории! Такого количества сохранившихся исторических памятников вы нигде не найдете...
Наша идеология заключается в том, что курорты Северного Кавказа должны быть мирового уровня. Единственное, что советуют нам все эксперты, — не копировать Европу.
Я уверен: туризм в СКФО — ведущая отрасль. Другое дело — ни кадров для работы на курортах, ни институтов, которые бы целенаправленно их готовили, пока нет.
Поэтому подключаем созданный недавно Северо-Кавказский федеральный университет. Привлекаем иностранных специалистов, которые начнут читать в этом и других вузах региона специальные программы. Будем также отправлять наших студентов стажироваться на ведущие зарубежные курорты.
Очень хочется побыстрее обеспечить на курортах СКФО высокий сервис, потому что они способны дать огромное количество новых рабочих мест.
За туристов, которые приедут на Кавказ, я не боюсь. В Египте менее опасно? Или в Ливии? Или на побережье Марокко?.. Нашего туриста ничем не напугаешь.
Единственное — развитием туризма нужно серьезно заниматься, связанными с этим процессами нужно профессионально управлять. Что мы и стараемся делать, чувствуя поддержку со стороны президента и председателя правительства.

Молодые, талантливые, креативные
На Северном Кавказе — очень много интересной молодежи. Начинаешь общаться со студентами — они говорят: «Слушайте, у нас нет межнациональных конфликтов, нет и межрелигиозных. Они есть у вас, у старшего поколения, а мы нормально между собой общаемся. Нас не втягивайте».
Посмотрите на ребят из разных регионов России на молодежном форуме «Машук», который в 2013 году проходил уже в четвертый раз. Они вместе поют песни у костра, обсуждают различные темы, рассказывают друг другу о себе.
Мы думаем над тем, чтобы форум перерос в круглогодичную площадку, чтобы на нем появились объекты капитального строительства. Полагаю, «Машук» рано или поздно станет центром молодежного движения или даже региональным отделением всероссийского молодежного движения на Северном Кавказе.
А до тех пор, пока этого не произошло, не думаю, что объемы финансирования молодежной грантовой программы должны снижаться. Наоборот, они должны расти, чтобы могло появляться как можно больше хороших проектов. При этом, конечно, источники финансирования должны диверсифицироваться.
Не исключаю, что в дальнейшем форум станет местом для подбора кадров, этакой хэдхантерской площадкой. Сегодня все компании ищут креативных, талантливых молодых людей, способных генерировать идеи и предлагать интересные проекты. Мы дадим им возможность делать это на «Машуке».

Нужны информационные поводы
Наши силовые структуры научились работать на опережение. Об этом говорит количество предотвращенных терактов. Практически все боевики крупных террористических организаций были уничтожены нашими спецслужбами. Огромное количество было взято в плен, огромное количество сдалось. И если мы возьмем 2013 год и сравним его с 2010-м, то увидим, что количество террористических проявлений сократилось почти в два раза, терактов — почти в четыре.
При этом я отдаю себе отчет: чтобы переломить ситуацию и изменить имидж Северного Кавказа, нужно не только по телевизору с утра до вечера рассказывать, какой это красивый регион. Нужно создавать информационные поводы, проводить мероприятия, интересные для всех жителей России. Чтобы они могли посмотреть и убедиться: Кавказ, действительно, очень гостеприимный, там абсолютно безопасно жить и отдыхать. И мы идем таким путем.
В 2013 году в СКФО впервые прошел всемирно известный фестиваль этнической музыки WOMAD. На него съехались гости из 19 стран, собралось около 50 тыс. человек. Люди жили в палатках, безо всякой охраны, и впечатления у них остались просто потрясающие.
Впервые за много лет на Кавказе состоялся фестиваль малых театров. Именитые московские и петербургские артисты побывали в каждой республике и выступили там со спектаклями. Такого ажиотажа со стороны местных жителей я прежде не видел — настолько люди соскучились по русской культуре, по русским традициям.

Оказаться на Кавказе — гиперуспех
В моей жизни гиперуспех, что я оказался на Северном Кавказе. Здесь богом намоленная земля. Посмотрите, сколько великих людей прошли через Кавказ, сколько на Кавказе свершилось историй.
Мне не только как руководителю, но и по-человечески интересен этот регион. Интересны его культура и традиции, которые раньше были присущи всей России, но сейчас в большей степени сохранились на Кавказе.
Кавказ впитывал все самое лучшее, что давала Россия, поэтому быстро рос и развивался. Так и мы должны учиться впитывать самое лучшее с Кавказа. Мне хочется открыть Кавказ для жителей всей страны.