Что так влияет на осетинских мальчишек и девчонок, берущих в руки дирижерскую палочку и смело выходящих на лучшие сцены мира? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на условия, в которых рождаются великие маэстро. Именно в Северной Осетии юным музыкантам открывают все дороги: хочешь петь — пой, хочешь сочинять музыку — сочиняй, хочешь дирижировать — бери оркестр и дирижируй.

Женский лейтмотив
Начнем с того, что старинный осетинский род Дударовых подарил миру первую в отечественной истории женщину-дирижера Веронику Дударову. Можно сколько угодно говорить о том, что дирижирование симфоническим оркестром — не женская профессия. Но достаточно один лишь раз увидеть, как это делала маэстро Дударова, чтобы замолчать.
Эту женщину не зря называли «огненная Дударова». С 1960-го по 1989-й она — главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра. С 1991-го по 2009-й возглавляла Симфонический оркестр России. Ею записана музыка к 50 кинофильмам. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса, а в малой солнечной системе горит звезда Ника Дударова.

Звезда Дударовой открыла путь к дирижерскому пульту многим женщинам. Заметим, что и сейчас в Северной Осетии пост главного дирижера Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия — Алания занимает Сабрие Бекирова — выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классам скрипки (1990 год) у профессора Е. А. Комаровой и оперно-симфонического дирижирования (2000 год) у профессоров И. А. Мусина и Ю. Х. Темирканова.
За время своей работы Сабрие Бекирова осуществила постановки опер с участием коллектива театра и приглашенных солистов из Мариинского театра: «Иоланта» Чайковского, «Манон Леско» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» Чайковского, «Фауст» Гуно, «Травиата» Верди, «Зори здесь тихие» Молчанова и т. д.
Выступала с симфоническим оркестром радио и телевидения Финляндии, с симфоническим оркестром Мариинского театра, а также с симфоническим оркестром камерной филармонии Санкт-Петербурга. Постоянно сотрудничает с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Симфоническим оркестром радио Армении, Академическим симфоническим оркестром Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, Сочинским камерным оркестром.
А тем временем в республике уже зажглась новая звезда — Дана Муриева, вставшая за пульт дирижера еще школьницей.
«Это такой мощнейший дигорский вариант настоящего руководителя. Она очень наблюдательная, замечает все, что происходит вокруг нее, — дает оценку осетинский композитор, пианист, директор и художественный руководитель Северо-Осетинской госфилармонии Ацамаз Макоев. — Не раз она видела, как оркестранты вставали и уходили с репетиции, «потому что закончилось время». Мне приходилось улаживать конфликты в таких случаях. После одного из них Дана сказала отцу: «Папа, я всех их запомнила. Когда я вырасту, я приду руководить этим оркестром...» Восходит «огненная Муриева».

Мужской лейтмотив
Отдельный разговор — о мужчинах-дирижерах. В Северной Осетии все знают имена Тимура Зангиева, Хетага Тедеева, Георгия Албегова. Мужчинами этих юношей называть еще рано, а вот дирижерами — в самый раз.
«В Осетии созданы все условия для развития школы дирижирования, — отмечает Ацамаз Макоев. — Судите сами: Валерием Гергиевым и Туганом Сохиевым занимался Анатолий Брискин — выдающийся педагог, пианист, дирижер, заслуженный деятель искусств Северной Осетии, лауреат премии им. Коста Хетагурова. Это он открыл в них талант, дал им направление в жизни».

Подрастающим поколением дирижеров занимается Тамерлан Хосроев — талантливый педагог, композитор, дирижер, заслуженный деятель искусств РСО—Алании. Звездочки из Осетии имели и имеют возможность с раннего возраста дирижировать настоящим оркестром. Во всех остальных странах дети тоже учатся дирижированию, но они делают это в классе, где оркестровую партию им исполняют пианисты-иллюстраторы...
Порой маленького дирижера из-за пульта и не видно. Тимур Зангиев, вышедший к оркестру еще семилетним мальчиком, вынужден был дирижировать, стоя на нескольких подставках. Это, однако, не мешало ему слышать каждую фальшивую ноту и требовать совсем по-взрослому выполнения своих замыслов.
Сейчас Тимур учится в Московской консерватории, параллельно работает дирижером-ассистентом Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. О том, сколько раз и где он выступал с оркестром будучи еще ребенком, даже говорить не приходится.
На смену Зангиеву идут Георгий Албегов, Хетаг Тедеев — участники многочисленных всероссийских и международных фестивалей. Эти ребята дирижировали не только во Владикавказе, но и в Цхинвали, Москве.

Впереди — Metropolitan Opera
Подрастающим дирижерам из Северной Осетии есть к чему стремиться и кому подражать. Нет смысла, например, перечислять все звания, титулы и награды осетина Гергиты Абисалы фырт Валери. Достаточно сказать — Валерий Гергиев, и всем все будет понятно.
На слуху еще одно осетинское имя — Туган Сохиев. Уроженец Владикавказа, воспитанник петербургской дирижерской школы, лауреат престижных международных конкурсов и бывший ассистент маэстро Валерия Гергиева, он уже давно нарасхват: театры всего мира с радостью принимали молодого и талантливого дирижера.
Зарубежные критики оценили дирижерский дебют Сохиева с Национальной оперой Уэльса еще в 2002 году. Потом был великолепный концерт в «Метрополе» в Нью-Йорке. Туган покорил Страсбург и Франкфурт, Токио и Тоскану.
С 2008-го он дирижирует национальным оркестром театра «Капитоль» во французской Тулузе, с 2010-го — симфоническим оркестром Берлина. Кроме этого, сотрудничает с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, лейпцигским Геванд-хаусом, Лондонской филармонией, Венской оперой... А теперь он еще и главный дирижер Большого театра.
«Когда-то я напророчил осетину Сохиеву, что он возглавит Большой театр, — улыбается Ацамаз Макоев. — А сейчас с уверенностью говорю, что осетин Хетаг Тедеев будет дирижировать в Metropolitan Opera».