Самый древний город России Дербент через год празднует свой юбилей — 2000 лет. Эта дата не подтверждается историческими источниками и вызывает много споров. Бесспорным является лишь сам факт существования в стране прекрасного города, возраст которого многократно превышает срок жизни самого нашего государства.

Ворота в море
Наличие в предгорьях Большого Кавказа и на южнодагестанском побережье Каспия древнейших поселений кавказских албанцев (гаргаров, гелов, легов, чилбов, сильвов, лпинов, цодов и других) сомнений у ученых не вызывает. Древние авторы на берегах Каспийского или Гирканского моря размещали легендарные библейские племена гог и магог (яджудж и маджудж).
Горы защищали их от ветров, плодородная земля давала пищу, море — рыбу. С другой стороны, даже при наличии пульсирующего состояния Каспийского моря — то отступающего, то наступающего на сушу — между хребтом и водой оставалось достаточно места для перемещения больших людских масс с севера на юг и обратно, минуя опасные горные перевалы, вдоль морского побережья из степей Дикого поля в самое сердце Азии.
В начале I тысячелетия до нашей эры с севера на Переднюю Азию обрушиваются с походами кочевники-киммерийцы, затем ее громят скифы царя Мадия, открывшие азиатам использование лошади в качестве средства верхового передвижения.

В Закавказье частенько оказываются северяне-сарматы, хазары, аланы. Мало кто из них рисковал прокладывать путь в малознакомых и голодных горах через Дарьяльское ущелье — зато вполне реально и безопасно это было сделать вдоль морских берегов. Вдоль Черного моря пройти было невозможно, а вот рельеф Прикаспийской низменности вполне позволял это совершить. Естественно, за счет ограбленного местного населения.
Поэтому вполне объяснимо, что вопрос выживания сам подсказал туземцам строительство крепости в районе наибольшего сближения восточных склонов Большого Кавказского хребта и моря (3 км) — на месте нынешнего Дербента. А поскольку крепость фактически запирала проход для северных кочевников, в античных исторических источниках она и получила название «Албанские» или «Каспийские ворота».
Так ее называл логограф VI-V веков до нашей эры, предшественник Геродота и ученик философа Протагора Гекатей Милетский в своем «Землеописании». Сам Геродот полувеком позже писал уже о «Дербентском проходе», которым скифы прошли в походе на Мидию.

Личный историограф Александра Македонского (Искандер Зулькарнайн) Харес Митиленский повествует о Дербенте как о существующем городе в рассказе о событиях VIII-VII веков до нашей эры. Как раз этими веками датируются находки в море у Дербента каменных якорей с отверстиями для канатов.
О «Железных воротах», «Воротах ворот», преграждавших степнякам путь в Азию, писали римские историки и географы Плиний Старший и Страбон в I веке нашей эры. Об их функции можно судить по обилию скифо-сарматских курганов к северу от нынешнего Дербента и минимальном их количестве к югу.
«Ворота» существовали как граница Мидии уже в эпоху Александра Македонского. Его полководец Селевк I посылал войска, чтобы установить контроль над стратегически важным пунктом с албанским названием Диа-уна. Следовательно, строили самую древнюю крепость, вероятнее всего, после 28-летнего похода скифов в Малую Азию при мидийском царе Киаксаре и до начала греко-персидских войн — в середине VII — начале V века до нашей эры.
То есть спор о возрасте только самой крепости как постоянного места пребывания гарнизона может быть удлинен с 1,5, как минимум, до 2,5 тысячи лет. Поселениям же кавказских албанцев и массагетов (царство Маскут) под персидским названием Чола на этом месте и того больше. Первые поселения бронзового века археологи датируют III тысячелетием до нашей эры.

Но, как и Великая Китайская стена, дербентские «Железные ворота» так и не смогли остановить тайфуном промчавшихся через них гуннов, тюрков, хазар, персов, арабов, монголов, воинов Тамерлана. По меткому замечанию македонского царя Филиппа II, частенько «осел, нагруженный золотом, способен взять любую неприступную крепость». Даже с железными воротами.

Удав на солнце
Бывший в Дербенте во время Кавказской войны разжалованный декабрист Александр Бестужев-Марлинский сравнил крепость Нарын-Кала («Солнечная крепость») с огромным удавом, спустившим каменный хвост в Каспийское море и задравшим зубчатую голову на вершину горы к солнцу.
«Дербент — огромная пелазгическая стена, которая загораживала дорогу, простираясь от горной вершины до моря. Перед нами находились лишь массивные ворота, принадлежащие, судя по контурам, могущественной восточной архитектуре, предназначенной презирать века», — писал во время своего путешествия на Кавказ знаменитый француз Александр Дюма.
Сама цитадель Нарын-Кала — лишь самая заметная часть мощной оборонительной системы «Дагбары» из нескольких десятков соединенных стеною башен, которая уходила на 40 км западнее Дербента до аула Ягдык (Табасаранский район) через горные цепи, перекрывая возможности флангового обхода по соседним ущельям.
Фортификационные сооружения с опорой на «Железные ворота» (в городе их всего было 10) начали строить в 438 году владеющие этими землями персидские шахиншахи династии Сасанидов. Шахиншах Йездигерд II вел длительную войну с Арменией за обращение ее населения из христианства в зороастризм, но натолкнулся на отчаянное сопротивление.
В ходе войны армянский спара-пет-полководец Вардан Мамиконян напал на Сасанидов с севера и взял «Железные ворота» Чолы, после чего призвал на помощь кочевников-эф-талитов. Одержав победу в нелегкой войне с Арменией, Йездигерд II начал укреплять обветшавшие сырцовые стены Чолы, куда уже стучались кочевые племена гуннов, тюрков, хазар.
В 562 году шахиншах Хосров I Ануширван («С бессмертной душой») заключил мир с византийским императором Юстинианом, согласно которому обессиленные нескончаемыми войнами с вандалами, готами, персами византийцы обязались в обмен на прекращение военных действий финансировать строительство и укрепление оборонительной линии вдоль Большого Кавказского прохода.
10-метровую стену строили 300 архитекторов и 15 тысяч каменотесов, в раствор для кладки замешивали глину, известь и козлиную шерсть. При этом были переложены, надстроены и укреплены каменной кладкой двойные стены древней албанской крепости, цитадель которой площадью 4,5 га теперь находилась на склонах Джалганского хребта.
Он нее шли северная и южная стены высотой 10-18 метров, сложенные из тесаных стандартных блоков камня-ракушечника (1 метр в длину, 0,8 метра в ширину, 2,3-3,8 метра в толщину), скрепленных установленными в пазы железными болтами (отсюда тюркское название «Темир капы» — «Железные ворота»). Стены уходили на 270 метров в мелководное море, которое, периодически изменяя уровень, на несколько башенных пролетов затопляло их.
Снабжение водой осуществлялось из источников горы Джалган, а также построенных фонтанов Хан-булах (Ханский источник), Дгиарчи-булах (Источник вестника) и других. Были сооружены огромные каменные резервуары для воды и подземные каналы, бани, тюрьма-зиндан с наклонными стенами (глубина 11 метров), храмы зороастрийцев, шахский дворец.
Персидское название города, кварталы которого с морской гаванью (площадь 14 га) оказались внутри северной и южной стен, стало Дарбанд («Запертые ворота»). Для защиты и обслуживания гарнизонов Хосров переселял на оборонительную линию персов из внутренних областей Ирана.
Но в покое город не оставляли. В VII веке Чолу-Дарбанд осаждали хазары (христианские святыни пришлось перевезти в Партав), в 626 году его взяли тюрки.

Захватившие в 651 году город арабы дали ему название Баб-аль-Абваб («Главные ворота») и начали последовательную исламизацию (храмы огнепоклонников превратили в мечети), сюда было переселено 24 тысячи сирийцев, появилась со святой Торой община евреев, от которых впоследствии приняла иудаизм как государственную религию Хазария.
Город постепенно превращается в кавказский Вавилон. Город был разделен на 7 кварталов-магалов, в которых жили представители определенной народности или вероисповедания. На всякий случай в 733 году в каждом из магалов построили по одной мечети, главной из которых сделали Джума-мечеть — старейшую на территории современной России и СНГ (это бывшее святилище зороастрийцев, поэтому у мечети вход с юга, а не с севера, как принято в мусульманских храмах). На тот момент она была самым крупным зданием города: 68 на 28 метров, высота купола — 17 метров. Спустя 1200 лет это «оценили», и в 1938-1943 годах в ней находилась тюрьма.
В 869 году комендант Дербента Хашим ибн Сурак создал эмират, который сам же и возглавил. В последующие века город постоянно переходит из рук в руки: сельджуки, монголы, ильханы, Тамерлан, ширваншахи, турки, персы династии Сефевидов, восстановившие название Дарбанд, постепенно редуцировавшееся в Дербент.
Бурно развивалась и торговля — город был ключевым пунктом кавказского ответвления Великого шелкового пути. Здесь впервые в России (с XI века) начали делать шелк, бумагу, варить мыло, было распространено ковроткачество. В 1467 году сюда подался ограбленный ордынцами в Астрахани по пути в Индию тверской купец Афанасий Никитин.

Трехцветный флаг

В XVIII веке жители города и крепости узрели у себя и русские флаги. Сначала Петр Великий прибыл сюда в 1722 году в ходе Персидского похода. Дербент сдался без боя, императору преподнес два серебряных ключа и книгу «Дербенд-намэ» (история города, написанная азербайджанцем Мухаммедом Аваби Акташи в конце XVII века, которую перевел впоследствии бывший с царем в походе князь Дмитрий Кантемир) сам наиб имам Кули-бек с делегацией духовенства.
Как раз в «Дербенд-намэ» упоминается конкретная дата основания города — 733 год до нашей эры (на 20 лет моложе Рима).
В планы Петра входило обосноваться здесь всерьез и надолго, прорубая «окно в Азию». В городе обосновался русский гарнизон, были построены новая гавань, продовольственные склады, лазареты, фактории русских купцов.
Петр I предоставил дербентцам право свободной торговли в пределах России, планировал развитие здесь виноградарства, виноделия, шелководства.
Однако сил на все не хватало, и по Гянджинскому договору после 13 лет владения Россия вернула Дербент Персии, хотя от него и не отказалась. В конце века при Павле I и еще через 20 лет русские войска дважды штурмовали «Железные ворота» с тем, чтобы оставить их навечно под контролем империи.
С приходом Дербента «под скипетр» город был включен в процесс экономического развития суперрегиона Кавказ, через него проложили железную дорогу в Баку.
Именно здесь начали культивировать выращивание многолетней травы марены — ценного красителя. Петровские начинания претворили в жизнь — Дербентский район стал самым виноградным на юге России, одним из главных очагов виноделия.
В Дербенте родились многие знаменитые политики, военные, культурные и общественные деятели, спортсмены различных национальностей: несостоявшийся глава израильского «Моссада» (убит за несколько дней до назначения) генерал Йекутиэль Адам, участник Кавказской войны генерал-майор Наум Гайдаров, генерал-лейтенант артиллерии Гусейн Расулбеков, начальник генштаба Азербайджана генерал-лейтенант Неджмеддин Садыхов, экс-министр энергетики России Игорь Юсуфов, олигарх Сулейман Керимов, певица Жасмин, писатели и поэты Миши Бахшиев, Манувах Дадашев, Сергей Изгияев, Айдын Ханмагомедов, композиторы Готфрид Гасанов, Асеф Зейналлы, скульптор Омар Эльдаров, дзюдоист Камал Ханмагомедов.
С 2003 года цитадель Нарын-кала, Старый город и крепостные сооружения Дербента включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Через год Дербент готовится встретить юбилей, точная цифра которого не так уж и важна для одного из древнейших и признанных культурных центров России. Теперь «Железные ворота» распахнуты для всех людей доброй воли и умных мыслей.