О богатых музыкальных традициях кавказцев в мире ходят легенды. Это золотая коллекция истории, бережно хранимая в творчестве и культуре. Здесь и журчание рек, и молчаливый гул гор, и горячий, как летний ветер, танец. В нынешнем творчестве народов Кавказа можно найти даже самые древние следы прошлых эпох, где почитали обычаи и любили праздники. О том, чем в наши дни живут телевидение и современная национальная эстрада, поделились непосредственные хозяева закулисья.

Станислав Беляков, директор телеканала «Архыз 24»:
— Перед началом телесезона наш программный директор составляет календарь знаковых дат. График утверждается, и уже после из него выходит медиаплан праздничных и специальных эфиров, подготовку которых берет на себя промоотдел.
Изначально сценарии рождаются на бумаге. Это проект, бюджет освещения, спикеры, а после все правится и утверждается. Иногда к разработке сценария привлекаются редакторы отделов, телеведущие, режиссеры монтажа, операторы, графические дизайнеры. Непосредственно перед эфиром подключаются PR-менеджер и специалист по соцсетям. Их задача — анонсировать программу и распространить контент.
У нас есть программы, посвященные государственным и религиозным праздникам, историческим датам, есть и спецпроекты, например день рождения канала «Архыз 24». Особое внимание уделяется подготовке эфирной сетки вещания, она формируется задолго до мероприятия. Имеются собственные съемочные студии, позволяющие создавать целый ряд спецпроектов. Есть и выездная студия, которая работает, например, на День Победы, День республики.
Приглашением знаменитостей для выступления в концертных программах или во время праздничных эфиров занимаются продюсер и редакторы. Заранее утверждаются списки гостей. Наибольшие цифры рейтингов дают популярные артисты, VIP-персоны. На крупные торжества стараемся привлечь и федеральных звезд. Их приглашают Правительство КЧР, мэрия. Параллельно ведем переговоры и мы. К сожалению, возможности регионального телеканала не позволяют обеспечить приезд знаменитостей мирового уровня. Работа с известными артистами рискованна: любое отклонение от достигнутых с директорами и продюсерами артистов договоренностей, несоответствие пунктам райдера чревато срывом эфира. А вот ведущих наших телепроектов довольно часто приглашают вести региональные и окружные мероприятия.
На съемочных площадках конфузы неизбежны. У известного певца одним из пунктов райдера был прописан черный кофе определенной температуры с точностью до градуса. Чтобы выполнить все обязательства, нашему продюсеру пришлось купить градусник и, отливая пробы приготовленного кофе в отдельную емкость, вымерять его температуру.
Ежегодно на нашем телеканале продюсируются около полутора десятков праздничных проектов, и их рейтинг выше среднего показателя. Даже если судить по просмотрам целых программ или фрагментов в соцсетях, можно говорить об их популярности. К тому же мы получаем зрительский отклик: письма, комментарии, звонки. Это показывает, что наш эфир достаточно востребован.

Елена Тагирова, директор РГВК «Дагестан»:
— Всем, что связано с проведением культурно-массовых мероприятий, у нас занимается художественное вещание. Буквально на днях состоялся концерт ансамбля «Лезгинка». Мы направляем бригаду со съемочной группой, снимаем, монтируем, выдаем в эфир. Уже третий год подряд за месяц до Нового года ансамбль дает концерт совместно с коллективами из других регионов страны. В 2016 году это был Домбай, в 2017-м — Алания, в 2018-м — Ингушетия. Выступление выдаем в эфир 31 декабря.
Режиссеры и редакторы работают на площадке, ставят задачу коллегам, выезжают на прогоны, смотрят, что и как. Праздничные концерты всегда идут в прямом эфире. Многое уже делается «на автомате». Бывает, и в проведении мероприятий принимаем самое непосредственное участие, как на Всемирном детском парафестивале в Махачкале.
Программы посвящены календарным праздникам: Дню народного единства, Дню Конституции, Дню защитника Отечества, Дню матери, 8 Марта и др. Вещание идет на семи языках: русском, аварском, даргинском, лакском, кумыкском, лезгинском, табасаранском.
В нынешнем году РГВК «Дагестан» исполняется 15 лет. Мы самостоятельно организовали сразу три мероприятия, приуроченных к юбилею. В театре поэзии презентовали документальный контент — материалы, вошедшие в золотой фонд РГВК. Потом провели ток-шоу, посвященное нашим праздничным событиям. А 30 ноября пригласили на вечер, где было презентовано уже национальное вещание.
Нас всегда тепло встречают. Жители дальних районов организовывают для съемок старинные обряды в национальных костюмах. Например, «укладывание в люльку», свадебный обряд и др.
На приглашения поучаствовать в творческих программах всегда с радостью откликаются наши знаменитости. Среди них — поэтесса Шейит-Ханум Алишева, народный артист РД Тагир Курачев, заслуженная артистка РД Айшат Айсаева, народная артистка РД Зайнаб Махаева. Все знают ведущих Марата Тимохина, Юлию Майорову и др.
В 2017 году мы проводили реформирование канала, меняли сетку вещания. За четыре месяца реализовали сразу 36 проектов. Работали и днем, и ночью, контактировали с десятью ведомствами. К каждому проекту — свои требования. Один из них — «Путешествие в страну поэзии» — совместный с Театром поэзии. Это была целая постановка на сцене Русского театра. Все заставки к проектам снимались отдельно. Радовало то, что такой режим мы смело можем осилить. А вообще в республике, где действует девять национальных театров, скучать не приходится.

творчество.jpg

Магомет-Башир Досхоев, директор Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия», заслуженный деятель искусств РИ:
— Первое выступление нашего ансамбля состоялось в 1993 году на сцене Дома культуры города Малгобека. Время было сложное: репетировать было негде, профессиональных кадров не хватало. Выручили коллективы художественной самодеятельности. Отбирали самых лучших. Концертная программа называлась «Под небом вайнахов». Впервые выехали за пределы республики в 1995 году на Вавилонский фестиваль в Ирак.
Сейчас в танцах заняты 75 артистов. С 2010 года действует школа-студия для одаренных ребят, которые после ее окончания получают сертификат. В феврале 2018 года мы переехали в новое просторное здание в Назрани.
Недавно вернулись из Москвы — выступали на сцене Государственного Кремлевского дворца. С собой привезли танец «Рассвет в горах». Концерт был посвящен 100-летию Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В. Ф. Маргелова.
Решение, где и когда ансамбль будет выступать, принимает художественный совет. Выступления планируются на год вперед, по пятницам строим планы на следующую неделю. Путешествовать приходится много. В нашем распоряжении есть автобус. Весь багаж — около 500 кг реквизита.
Артисты работают в авральном режиме. Например, с 3 по 8 сентября выступали в Абхазии, по 12-е работали в Крыму, до 18-го — в Татарстане, оттуда — в Башкирию, пробыли до 24-го, а через день — уже в Москве, домой вернулись 27-го.
В нынешнем году уже 25 лет, как существует ансамбль. Не один праздник или торжественное мероприятие в Ингушетии без нас не обходится. В год — 100-120 выступлений. Помню, в 2000-м участвовали в фестивале-конкурсе народного танца в Польше. Наши ребята заняли весь «Олимп»: получили приз зрительских симпатий, специальный приз сейма и стали лауреатами. А когда вернулись домой, нас буквально завалили приглашениями со всей Европы! Остановились на Италии — целый месяц гастролировали по ней. Были также в Израиле, Франции, Германии, Бельгии. Зритель везде благодарный, но то, как нас принимают в России, на Северном Кавказе, дорогого стоит.
География танцев обширная — 25 постановок: кабардинский, аджарский, грузинский, осетинский, дагестанский, азербайджанский танцы. В этом году поставили новый танец гвелетских ингушей, которые проживали в Грузии в Гвелетии. Еще одна очень солидная постановка — «Аджарский танец», который только предстоит вывести на сцену. Сейчас работаем над постановкой по мотивам повести Идриса Бозоркина «Из тьмы веков», где описывается праздник «Тушоли» — птицы весны. Он уже почти закончен, и в 2019 году мы его вынесем на суд зрителей.

творчество.jpg

Айна Гетагазова, эстрадная певица, композитор, народная артистка Чечни, заслуженная артистка Ингушетии:
— Музыка со мной столько, сколько себя помню. В четвертом классе поступила в Ташкенте в музыкальную школу им. Глиэра на отделение фортепиано, в шестом занялась вокалом. С этого момента начался мой творческий путь.
В 1997 году стала записывать песни и отсылать их в Ингушетию, на местный телеканал. Занималась этим мама. После очередной телетрансляции она сообщила, что меня ждут с сольными концертами. Первые выступления состоялись в 2000 году, мне тогда было всего 15. Дала восемь концертов вместо запланированных пяти. Зрителей собралось почти восемь тысяч — рекорд, который пока еще не побит. Концерты проходили во Дворце культуры Назрани, но вместить всех ДК уже не мог — люди лезли через крышу, в окна, пришлось переносить выступление на центральный стадион.
Сейчас стараюсь участвовать во всех торжественных мероприятиях в республике и за ее пределами: праздники 8 Марта, Новый год. Если готовится сольный концерт, то включается вся моя команда: концертный директор, продюсер, режиссер. Это мои друзья, с которыми работаю многие годы. В среднем в неделю даю два концерта.
Я прошла долгий путь, чтобы найти свой репертуар. Это лезгинка, ритмы Кавказа, звучание народных инструментов — все то, что сегодня зрителям близко и хочется слушать. В свое время я окончила музыкальное училище им. Гнесиных, сама пишу музыку, благодаря этим знаниям удается привнести в каждое исполнение что-то новое. Даже пришлось переломить понимание, что нужно петь только патриотические песни.
В ингушском языке нет слова «любовь», но в старых народных песнях любви больше, чем принято считать. Каждый раз стараюсь, чтобы концерт на 90% состоял из новых песен. Однако ни один концерт не может обойтись без полюбившихся композиций. Например, «Фаьра хьазилг» («Птица счастья») — моя визитная карточка. «БIасте яьлача» («Когда приходит весна») — песня нашей исполнительницы Раи Евлоевой. «Лорабелаш ГIалгIай мохк» («Берегите Ингушетию») — песня, поднимающая дух. А «Еза алал хьай» («Ну скажи, что любишь») — песня о любви.