Разные народы многонациональной России отмечают Новый год по собственным, зачастую сильно отличающимся друг от друга традициям. Для одних христианских конфессий он совпадает с календарным началом года, для православных — отстает от него на пару недель. Для живущих по лунному календарю буддистов Калмыкии, Тывы, Бурятии знаменующий Новый год «праздник лампад» Зул отмечается на 25-е сутки месяца коровы (2 декабря 2018 года). А для некоторых мусульманских народов Кавказа Новый год, именуемый Навруз-байрам, накрепко привязан к языческим традициям и празднуется вместе с «зарождающимся Солнцем» — в день весеннего равноденствия (21 марта). В 2009 году ЮНЕСКО внесла его в специальный Список нематериального культурного наследия человечества.

праздник.jpg

Благочестивая астрономия
Смена одного года другим, в принципе, не столь уж редкое явление на планете Земля. Тем не менее ее обитатели всегда с особым трепетом относятся к этому астрономическому явлению, издревле придавая ему сакральное значение, отождествляя с субстанциями предвечными и пребывающими вне сферы понимания простыми смертными.
Прежде всего Новый год был привязан к так называемому рождению Солнца — новому солнечному циклу оживления, цветения и увядания природы. Однако у разных народов этот момент определялся по-своему. Римляне относили его к зимнему солнцестоянию (21-22 декабря), отмечая началом праздничных торжеств — сатурналий, в честь «золотого века» бога Сатурна. Именно у римских язычников идею переняли первые христиане, приурочив рождество собственного мессии как раз к солнечно-сатурнальной неделе — 25 декабря.
Славянские язычники тяготели к дате 1 марта — началу сельскохозяйственных работ, когда «земля просыпалась» и требовала ухода. После крещения Руси из Константинополя был перенят византийский календарь, где Новый год отмечали 1 сентября — на манер «плавающего» еврейского Рош-ха-Шана (на 163-й день после Песаха-Пасхи).
Иранские огнепоклонники-зороастрийцы, а затем и мусульмане-шииты, живущие по лунному календарю, свой «навидад» относили именно ко дню весеннего равноденствия. После чего отмечалось увеличение продолжительности дня, а значит, и начинался новый годичный цикл.
Шииты, обитающие в Кавказских горах, и по сей день следуют за последователями пророка Заратуштры (Зороастра у греков) и свой Новый год — Навруз-байрам — отмечают, как и почитатели бессмертного жизнедарующего Солнца и его земного проявления — огня. А в ряде стран (Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане, Македонии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане) он даже стал государственным праздником.

праздник.jpg

Солнечный круг
На Северном Кавказе Навруз считается одним из древнейших праздников — куда древнее, чем появление еще одной мировой религии — ислама. Что лишь подчеркивает его языческие корни.
Согласно верованиям зороастрийцев, все сущее в мире, в том числе человек, создано четырьмя стихиями: воздухом, огнем, водой и землей. Человек дышит, ходит по земле, подпитывается энергией огня, носит в себе кровь, лимфу и воду. Победа этих стихий, сиречь сил Света (бога Ахурамазды) над силами Тьмы (бога Аримана), знаменуется увеличением светового дня и видов на новый урожай, что вызывает бурный восторг у живущих на Земле почитателей солнца и огня. Как раз очищающая сила огня стала источником любимой традиции Навруза на Кавказе — возжигать костры и прыгать через них (вспомним славянские скачки через огонь в честь бога Сварога). В обычаях Навруза огонь выступает в качестве пожирателя зла и всех недугов. Прыгая через костер, люди отдают огню все плохое, оставляя его в уходящем году.
В Дагестане, где число шиитов наибольшее на Кавказе, празднование Навруза проводится под патронажем республиканских властей. Его отмечают 22 из 42 районов республики, население которых исторически тяготело к Персии еще с глубокой древности. Отмечающим Навруз необходимо прыгнуть через костер семь раз (счастливое число) независимо от возраста и пола. После чего его тушить нельзя — только дождаться, пока сам прогорит. Золу от очистительного костра нужно рассыпать за пределами селений, чтобы вся очищенная нечисть и людские неудачи покинули этот оазис Ахурамазды. Считается, что для отпугивания темных сил всю ночь нужно производить как можно больше шума. Бить в бубны, кастрюли, стрелять из ружей.
Наибольшую любовь вызывает Навруз у народов южного Дагестана: лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агульцев, азербайджанцев и лакцев, живущих в центральной части высокогорного Дагестана. В Махачкале на горе Тарки-Тау запаливают гигантские костры, которые видны далеко в Каспийском море. Вместе с ритуальным очистительным огнем должны уйти и все ссоры между людьми: в традиции Навруза — примирение и прощение обидчиков.
У даргинцев, лакцев, аварцев и других народов Навруз считается началом земледельческого сезона и носит свои названия: у лезгин его называют Яран-Сувар — праздник Солнца. Перед Яран-Суваром лезгины специально заготавливают и вяжут в снопы сухие стебли растений, которые ставят на специальных площадках для костров. В новогоднюю ночь празднующие возжигают по семь костров и втыкают в землю по семь факелов. В костры бросают старые вещи, ненужный хлам, рванину. В небо запускают разнообразные огненные шары из тряпья или соломы, пускают горящие стрелы, скатывают с гор большие огненные колеса или шары (опять же вспомним славянский солнцеворот — зажженное колесо, спускаемое с пригорка, символ бога Ярило).
Наутро юноши натягивают на себя шкуры животных и с праздничными песнями и кличем «Яран суваркай!» ходят по селению, поздравляя народ. А хозяйки выносят им сухофрукты, вареные и свежие яйца, лепешки, халву, обожженные зерна ячменя и конопли, свежие яблоки, орехи и прочие угощения (аналог славянской Коляды).
Лезгины на Яран-Сувар красят вареные яйца, готовят различные блюда так, чтобы в каждом доме их количество равнялось семи. Часто варилась каша из семи продуктов (сушеное мясо, кукуруза, ячмень, фасоль, горох, нахуд, картофель или что-либо другое). Готовились также традиционные блюда из проросшего ячменя, аналогичные иранскому «саману». Период празднования продолжался в течение 14 дней вплоть до 4 апреля.
Рачительные хозяева готовят инвентарь к полевым работам, убирают дворы и участки, молодежь гадает. Неудивительно, что мусульманское духовенство не признает Навруз правоверным праздником, вполне обоснованно подозревая его в языческих проявлениях. Ну, так и Масленица на Руси — чисто языческий праздник, победивший все конфессии и преодолевший ограничения.
Табасаранцы называют Навруз праздником «Эбелцан». В этот день разводят большой костер, поют песни, раздают угощения. Чести развести огонь удостаивается уважаемый аксакал и местная красавица — «девушка-весна». Лакцы готовят кислый хлеб, делают бузу (кислый напиток, напоминающий квас), варят кашу из семи злаков — пшена, кукурузы, ячменя, фасоли, гороха (хахари), но не проращивают пшеницу. В этот день выпекают лепешки самой разной формы с различными начинками, обмениваются ими друг с другом, ходят друг к другу в гости с пожеланиями мира и благосостояния. До вечера в селе идет веселье, где-то поют, а где-то танцуют. К вечеру все сельчане собираются у горки. Молодежь мастерит из прутьев и соломы круги, поджигает их и скатывает с горы. Разжигается также большой костер, через который прыгают все сельчане — от детей до стариков. Делают большую куклу и сжигают на костре (как у славян на Масленицу). У даргинцев, аварцев и других народов Дагестана Навруз считается праздником земледельческим — праздником первой борозды, после которого в горах обычно начинали пахоту и сев.

праздник.jpg

«Наши предки считали, что в день весеннего равноденствия пламя костра очищает человека от болезней и горестей, накопившихся за прошедший год. Исторически сложилось так, что календарный год у народов Дагестана начинался весной. Поэтому к этому дню готовились ритуальные блюда, накрывались праздничные столы», — рассказывает директор республиканского Дома народного творчества Марита Мугадова.

Сладкий стол
Стол — особая традиция Навруза. Праздник символизирует сладкие надежды, поэтому столы должны ломиться от сладостей. В первый день праздника принято встать пораньше и не только обмениваться пожеланиями добра, но и угощать родных, соседей, друзей и даже обычных прохожих какими-либо вкусностями — как правило, это сладости. Каждый день Навруза стоит начинать с чего-то сладкого.
Проживающие на Ставрополье и в Северной Осетии —Алании азербайджанцы обязательно готовят на праздник пахлаву. Как рассказал глава Ставропольской общественной организации национально-культурной автономии «Азербайджан» Фахраддин Ярыев, приготовленная из нескольких слоев сладкого теста пахлава является символом Навруза. Кроме того, готовят гогал (круглая слоеная булочка), символизирующий Солнце, и шекербуру (сдобные пирожки), представляющую Луну.
Российские азербайджанцы также ставят на праздничный стол семь блюд, каждое из которых начинается на букву «С». Стол обязательно украшается блюдом с пророщенными зернами пшеницы (ее принято украшать алой лентой) — сямяни. На столе должны находиться крашеные яйца, свеча и небольшое зеркало. Яйцо символизирует Новый год, свеча не дает войти в дом злым духам, а зеркало отражает отрицательную энергию и дает ясность мышлению.
Поклонники сладкого, азербайджанцы к тому же не позволяют себе убивать каких-либо животных или закалывать скот. Ведь коровы и овцы тоже должны радоваться скорому наступлению лета. В этот праздник скоту, предназначенному для будущих свадеб, обвязывают рога яркими красными лентами.
Горцы Северного Кавказа также издавна отмечают Навруз. В Балкарии его называют Голлу или Озай, в Карачае он носит наименование Шертмен. В этот день из всех близлежащих сел собираются аксакалы, мужчины, женщины, молодые джигиты, девушки на выданье, детвора, представители соседних народов. Все вместе веселятся, поют, танцуют, соревнуются (в скачках, национальной борьбе, стрельбе из лука и ружья, беге наперегонки, метании камней и т.д.).
Балкарцы таким образом с языческих времен поминают души усопших в течение нескольких дней и ночей. На поминальные мероприятия Навруза в горах пекут пироги, жарят баранов, предлагая лучшие куски приготовленного мяса в качестве подношения покойникам. Согласно народным поверьям, в эту ночь предки выходили из своих могил. Карачаевское название праздника Шертмен обозначает танец, который исполнялся хороводом вокруг ритуального костра.
Все отмечающие Навруз народы сходятся в общем: праздник не может омрачаться ссорами, сквернословием, враньем, сплетнями, организацией заговоров. Нельзя также давать деньги в долг — вряд ли кредитуемый будет испытывать впоследствии добрые чувства к своему заимодавцу. Ну и, конечно, же почитающие новогодний праздник Солнца не могут встречать его в неубранном доме: если в доме грязно, то и за весь предстоящий год счастье не заглянет сюда. 

праздник.jpg