Его выступление перед сенаторами во главе со спикером Валентиной Матвиенко представляло собой не столько отчет о проделанной работе, сколько презентацию планов на перспективу. По оценке Чеботарева, СКФО способен выйти на среднероссийские показатели социально-экономического развития, но при условии активного инвестирования во все его сферы. Именно на это нацелены специальная государственная и более 20 отраслевых госпрограмм. Руководитель Минкавказа уверен: количество выделяемых округу средств обязательно должно выливаться в качество происходящих здесь преобразований.

Позитивные и негативные факторы
— К позитивным результатам развития Северного Кавказа можно отнести следующие факторы: в СКФО — самый высокий в России естественный прирост населения, снижаются показатели смертности, в том числе младенческой, сокращается безработица, растут инвестиции, увеличивается размер заработной платы.
Но мы отмечаем и негативные факторы. В частности, рост промышленности на Кавказе в два раза ниже среднероссийского. Фиксируем также определенное падение в сельском хозяйстве. Бюджеты всех регионов округа остаются дотационными, а трех из них (Дагестана, Ингушетии и Чечни) — высокодотационными. Данные проблемы возможно решить только за счет опережающего развития экономики и социальной сферы. И это для нас на сегодня ключевая задача.

Ключевые инструменты развития
— Основной инструмент в арсенале Минкавказа — государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 года. В 2018-м объем ее финансирования составил около 14 млрд рублей. В рамках программы мы оказываем поддержку реализации на территории СКФО инвестиционных проектов. Это делается с помощью двух механизмов.
Первый механизм поддержки осуществляется через выделение субъектам округа средств на софинансирование инвестпроектов на возвратной основе и реализуется по формуле 40 на 60, где 40% — деньги федерального бюджета, а 60% — иные инвестиции: частные, региональные и т.д.
Мы начали использовать этот механизм в 2017 году. За первые два года были выделены средства на поддержку 26 инвестпроектов в размере 5 млрд рублей. Из них уже запущены четыре проекта, которые дали экономике Северного Кавказа более 200 рабочих мест и привлекли 360 млн рублей частных инвестиций. Объем государственного участия составил 238 млн рублей — 34% от стоимости проектов. В 2019 году работу по данному направлению продолжим. Уже получили заявки от субъектов по 19 проектам.
Вот лишь некоторые примеры реализации региональных подпрограмм в 2018 году. В конце декабря введен в эксплуатацию противотуберкулезный диспансер в городе Владикавказе, начато строительство очистных сооружений в пяти населенных пунктах Новолакского района Дагестана, продолжено строительство очистных сооружений в Карачаево-Черкесии и Дагестане с объемом финансирования 150 млн рублей в 2019 году и 180 млн рублей ежегодно в 2020-м и 2021-м.
Второй механизм поддержки инвестиционной деятельности осуществляется через АО «Корпорация развития Северного Кавказа». Сегодня имеется целый ряд серьезных вопросов к работе этого института, поэтому мы предпринимаем меры как по улучшению управляемости корпорацией, так и по повышению эффективности ее деятельности. В частности, проведена ревизия инвестпроектов, в которых участвовала КРСК. Из трех ранее запущенных проектов инвестиции успешно возвращены. Из старого портфеля корпорация продолжает участвовать в строительстве многофункционального выставочного центра в Кавказских Минеральных Водах. Завершение этого объекта планируется в третьем квартале 2019 года.

СКФО.JPG

Курортное настроение
— Другое важнейшее направление нашей работы — развитие инфраструктуры горнолыжных курортов СКФО. На эту подпрограмму в 2018 году направлено 4,3 млрд рублей. Финансирование проектов осуществляется еще через один региональный институт — АО «Курорты Северного Кавказа».
Турпоток на курорты туристического кластера стабильно растет. В 2018 году он увеличился на 25% к уровню 2017-го — это более 730 тыс. человек. А в новогодние праздники курорты «Архыз» и «Эльбрус» приняли 91 тыс. гостей. Данный показатель более чем на 20% превышает аналогичный прошлогодний показатель. «Архыз» признан победителем Национальной спортивной премии в номинации «Спортивный объект России». В Чеченской Республике в конце минувшего года запущен новый курорт — «Ведучи».

СКФО.JPG

Для дальнейшего развития курортов СКФО правительство России предусмотрело выделение бюджетных инвестиций в размере 4,5 млрд рублей ежегодно на период 2019-2021 годов. В 2018-м все три курорта увеличили количество резидентов особых экономических зон, то есть частных инвесторов, которые активно вкладывают средства в их инфраструктуру. Например, на курорте «Архыз» на деньги частного бизнеса построено пять гостиниц вместимостью порядка 800 мест, семь ресторанов и восемь пунктов быстрого питания.
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поставил задачу по созданию круглогодичных курортов во всех регионах СКФО, и мы ее будем выполнять. В 2019 году планируем актуализировать концепцию развития курорта «Армхи» в Ингушетии и прибрежного курорта в Дагестане. Северная Осетия готовит материалы о воссоздании особой экономической зоны туристско-рекреационного комплекса «Мамисон». Эту идею поддержал президент России Владимир Путин.

Важные нововведения
— 2018 год обозначил новые задачи. Мною принято решение о внесении изменений в государственную программу «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», которые максимально отвечают приоритетам, обозначенным в указе президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Серьезным стимулом инвестиционного развития СКФО должно стать проведение Кавказского международного экономического форума. Организация такой площадки будет способствовать не только решению вопросов внутриэкономической повестки округа, но и позволит сделать его центром взаимодействия со странами Каспийского региона, Закавказья, Ближнего Востока, Индией, Турцией и Китаем.
Еще одно нововведение. В 2019 году госпрограммой предусмотрены средства на решение важнейшей для Северного Кавказа задачи — защиты объектов капитального строительства от чрезвычайных ситуаций природного характера во всех субъектах СКФО. На этот год выделено лишь 500 млн рублей, но, учитывая значимость проблемы, мы рассчитываем, что в будущем финансирование увеличится. Планируются проведение берегоукрепительных работ, строительство селелавинозащитных сооружений и защитных дамб. Дополнительный акцент будет сделан на туризме как одном из ключевых стимулов для подъема экономики округа.
Наше министерство разработало проект Стратегии развития туризма на Северном Кавказе до 2035 года. Документ представлен в правительство России, ожидаем его принятия уже в нынешнем году.

СКФО.JPG

Целевой сбор для целевого использования
— Минкавказ является координатором утвержденного правительством комплексного плана по развитию города-курорта Кисловодска. В 2017-2018 годах завершена реализация мероприятий с общим объемом финансирования около 1 млрд рублей. На 2019 год запланированы мероприятия еще на 0,5 млрд.
Кроме того, в рамках обновленной госпрограммы появилась подпрограмма «Комплексное развитие инфраструктуры и благоустройство Кавказских Минеральных Вод». Она подразумевает в течение трех лет дополнительную поддержку на развитие городов Кисловодска и Пятигорска. Объем финансирования на текущий год составляет 1,2 млрд рублей, на последующие два — по 1,5 млрд.
В частности, в 2019 году в Кисловодске начнутся строительство школы и детского сада, благоустройство нескольких улиц, возведение спортивных площадок и физкультурно-оздоровительного центра. В Пятигорске начаты строительство детского сада и реконструкция здания гимназии № 11. Считаем, что это только начало. При поддержке правительства и Федерального Собрания целесообразно рассмотреть вопрос о реализации аналогичных мероприятий по развитию всех городов-курортов Кавминвод.
В 2018 году при поддержке Федерального Собрания нам удалось запустить эксперимент по взиманию платы за пользование курортной инфраструктурой. К нему уже подключились Ставропольский, Алтайский и Краснодарский края. В 2019 году присоединяется Крым.
С момента запуска эксперимента во всех регионах-участниках собрано около 330 млн рублей, и они уже используются для восстановления конкретных объектов. В Кавказских Минеральных Водах на текущий момент собрано 187 млн рублей. За счет этих средств в Железноводске восстановлены терренкуры и благоустроен курортный парк, в Пятигорске благоустраивается парк «Цветник», а в Ессентуках — курортный парк. В Кисловодске ведутся работы по благоустройству пешеходной зоны улиц Урицкого и Коминтерна, сквера при памятнике Ксении Ге по Курортному бульвару. Это и есть конкретный результат действия федерального закона.

Вода камень точит
— Еще одна хорошо известная и очень важная проблема — правовое регулирование в Кавминводах. Регион нуждается как в комплексном развитии территории, так и в охране природных ресурсов, что создает предпосылки для принятия специального закона. При этом правительство подготовило поправки в базовое законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Сейчас они находятся на рассмотрении в Государственной думе. После их принятия Минкавказ в соответствии с поручением правительства внесет на рассмотрение законопроект «О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды».
В прошлом году министерство выступило с инициативой разработки модельного закона о горных территориях, к которым относится более 60% территории СКФО. Благодаря поддержке Совета Федерации члены профильной постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ единогласно приняли постановление о целесо- образности разработки такого закона.

СКФО.JPG

Дополнительные приоритеты
— Мы держим на контроле еще несколько самых важных направлений. Первое — застарелая проблема незавершенного строительства. Она актуальна для всех субъектов Северного Кавказа. По состоянию на начало 2018 года в округе насчитывается более 4 тыс. таких объектов. Наше министерство определено ответственным за разработку комплексного плана по снижению объемов незавершенного строительства. Мы подготовили проект такого плана и направили его на согласование в регионы и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Второе — транспортно-логический комплекс в Каспийском регионе. На фоне активного развития мировой морской торговли потенциал Каспийского бассейна и возможности наших незамерзающих портов используются не полностью. По поручению президента в конце 2017 года правительство утвердило разработанную Минкавказом Стратегию развития российских морских портов на Каспии, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Мы внесли в Кабинет министров план мероприятий по реализации этого документа. Вопрос его выполнения включен в план работы президиума Государственного совета России.
Также на V Каспийском саммите, состоявшемся в августе 2018 года в казахстанском городе Актау, президент РФ заявил о планах строительства до 2025 года нового глубоководного порта в районе Каспийска. И мы должны реализовать то, о чем сказал глава государства.

Майские тезисы для приоритетной территории
— Помимо государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» в СКФО реализуется еще 28 отраслевых госпрограмм. В 22 из них с прошлого года выделены специальные разделы по нашему региону как приоритетной территории, требующей опережающих темпов развития.
Мы впервые увидели, сколько средств реально направляется на Северный Кавказ, смогли соотнести деньги и мероприятия с влиянием их на показатели социально-экономического развития. В 2018 году в госпрограммах на СКФО было предусмотрено 296 млрд рублей. Сумма большая, однако лишь 41 млрд — деньги на развитие экономики. 171 млрд — средства на выравнивание бюджетной обеспеченности, а 22 млрд — на обязательные выплаты отдельным категориям граждан. Для достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития этого недостаточно. В минувшем году только 47 из 185 целевых показателей по госпрограммам достигали среднероссийских.
Минкавказ принимает активное участие в исполнении майского указа президента и в формировании национальных проектов. Совместно с субъектами СКФО министерство проработало и направило федеральным органам исполнительной власти, кураторам нацпроектов предложения для их реализации на территории округа.
Одно из важнейших направлений — проблема трехсменного обучения. На начало нынешнего учебного года в третью смену на Северном Кавказе занимались 12 700 детей, а на начало прошлого года их было менее 9 000. В рамках нацпроекта «Образование» на решение этой проблемы выделен серьезный объем средств.
Нерешенным остается еще ряд острых проблем: ликвидация ветхого и аварийного жилья, повышение доступности дошкольного образования, развитие транспортной инфраструктуры, ЖКХ, энергетического комплекса. В 2019 году необходимо разработать нормативно-правовые механизмы для эффективной реализации возложенных на Минкавказ полномочий. Следующий серьезный аспект — нужно усилить координацию деятельности органов исполнительной власти всех уровней в рамках реализации мероприятий по развитию СКФО.