С переходом к системе хозяйствования, построенной на рыночной основе, в отрасли автотранспорта произошли значительные изменения. Прежде всего это связано с тем, что многие предприятия перешли на систему самообеспечения. И если на городских маршрутах это не привело к масштабным негативным факторам, то в организации и реализации сельских пассажирских перевозок, на которых значительно меньшее количество пассажиров, сегодня присутствует ряд отрицательных тенденций.

ОАО «Чахр» было образовано в 1992 году. С тех пор его структура претерпела сильные изменения. Сегодня штат компании насчитывает около 40 человек и всего 19 единиц техники. Генеральный директор ОАО «Чахр» Барадин Болатчиев не скрывает, что у предприятия бывали куда лучшие времена, сейчас же увеличить парк техники за счет собственных средств компании вряд ли удастся. В 2013 году Карачаевская районная администрация передала организации новый автобус ПАЗ, но это, разумеется, положение не спасает. Проблема пассажирских перевозок в районе остается достаточно серьезной.

«На пригородных маршрутах очень мало пассажиров, эксплуатационные же траты остаются на прежнем уровне. Кроме того, плохие дорожные условия приводят к значительным затратам на ремонт, — сетует Барадин Болатчиев. — Безусловно, все перечисленные факторы негативно сказываются на деятельности нашего предприятия».
Все чаще происходят срывы рейсов из-за сильной изношенности автопарка, некоторые автобусы все чаще заменяются маршрутными такси из-за малого количества пассажиров, а в некоторых сельских населенных пунктах и вовсе приходится уменьшать количество рейсов. Правда, в последнее время, по признанию Барадина Болатчиева, ситуация стала налаживаться. Так, во время рабочего визита в Карачаевский район глава республики Рашид Темрезов дал поручение местной администрации приобрести два новых автобуса, а также шесть универсальных тракторов для хозяйственной деятельности сельских поселений.

Решение проблем, связанных с перевозкой пассажиров, не всегда зависит от компании-перевозчика и, в частности, от ОАО «Чахр». Например, последние пять-шесть лет в ауле Хурзук, где около 40 дворов, жители были вовсе лишены возможности передвижения на общественном да и любом другом автотранспорте по причине аварийности автомобильного моста через реку Хурзук. После обращения жителей аула к Рашиду Темрезову проблема была решена. По поручению главы КЧР руководитель «Карачаево-Черкесавтодор» Анзор Лайпанов приступил к возведению нового моста. Работы продолжались в течение года, и в настоящее время заново отстроенный мост соответствует всем современным стандартам качества и готов к эксплуатации. Это означает, что и пассажирские перевозки в этом направлении скоро наладятся.

Неудовлетворительное качество дорог — это лишь малая часть комплекса проблем, которые существуют в Карачаевском районе. Все еще не соответствуют в полной мере условиям пассажирских перевозок автовокзалы и автостанции Карачаевска. Перепрофилирование, приватизация плохо отразились на их состоянии, и сейчас они практически не выполняют значительную часть своих функций.
ОАО «Чахр» эксплуатирует автовокзал в северной части Карачаевска и автостанцию «Горянка». По словам Барадина Болатчиева, в настоящее время перед ним стоит сложная задача — наладить координацию пассажирских перевозок, обеспечить четкий прием и отправление автобусов по расписанию, диспетчерское управление, контроль снаряжения, санитарного состояния и дорожной документации, продажу билетов пассажирам и регулирование пассажировместимости автобусов.

369220 Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск, ул. Кубанская, 1, тел.: 8-928-380-25-72