С инициативой объявить 2019 год Годом театра выступил Союз театральных деятелей России. Особенно горячо идею поддержали на Северном Кавказе. Чем живут театры СКФО, с какими проблемами сталкиваются и какое будущее для себя видят? На эти вопросы ответили участники нашего круглого стола — председатели региональных отделений СТД РФ.

Айгум Айгумов, председатель СТД Дагестана, секретарь СТД России, куратор СТД Северного Кавказа:
— В Дагестане действует 12 театров, девять — национальные. В советское время в основной состав актеров входили выпускники Ленинградской, Московской, Бакинской и Тбилисской театральных школ. Характерной можно назвать школу народного артиста РСФСР, главного режиссера Кумыкского театра Гамида Рустамова, который стоял у истоков образования режиссерской школы в Дагестане. Но в широком смысле дагестанские театральные традиции — это школа Константина Станиславского.
У каждого театра Дагестана — свой герой. Но особенно яркие — актриса Кумыкского театра, народная артистка СССР Барият Мурадова, актер Даргинского драмтеатра, народный артист РФ Наби Ибрагимов.
Весьма популярен в Кумыкском театре спектакль «Человек из Ламанчи», в Лакском можно увидеть «Ревизора», а в Даргинском — пьесы Александра Островского. Кумыкский театр к 80-летию Расула Гамзатова восстановил спектакль «Горянка» на русском языке.
Организация гастролей — отдельная тема. Сегодня мы — не частые гости за рубежом. Кумыкский театр трижды был в Турции. Но обычно выезжают на театральные фестивали в Москву, в другие регионы России.
Помню, я участвовал с Русским драмтеатром в Международном фестивале «Золотые ворота» во Владимире и получил главный приз — «Шапку Мономаха», хотя ее обычно присуждают всему коллективу. Видимо, жюри особенно понравилось, как я сыграл Маттиаса в пьесе «Перед заходом солнца».
В конце прошлого года в Российском театре драмы имени Ф. Волкова в Ярославле состоялось открытие Года театра в России. Я присутствовал на встрече президента РФ Владимира Путина с деятелями театрального искусства, и мне удалось побеседовать с ним о проблемах дагестанских театров. И первый вопрос — строительство Дома актера. Острый вопрос — положение самих актеров, причем не только в нашей республике. Получая низкую зарплату, не имея жилья и других социальных условий, они вынуждены бросать свое ремесло и уходить в бизнес.
В Дагестане единственный источник подготовки кадров — актерское отделение факультета культуры Дагестанского университета. И мы лишимся молодой смены, если его закроют, а такие планы уже есть. Подготовку хотят сделать на платной основе. Мы обсуждали этот и другие вопросы с главой республики Владимиром Васильевым, и он обещал их решить.

Театры СКФО.jpg

Владимир Аллахвердов, председатель Ставропольского краевого отделения СТД России, заслуженный артист РФ:
— Театральные традиции Ставрополья имеют давнюю историю. С ней неразрывно связаны судьбы многих театров Северного Кавказа. В крае — три ведущих театра: старейший в регионе Ставропольский академический театр драмы им. М. Ю. Лермонтова, Ставропольский театр кукол и театр оперетты в Пятигорске. В 2018 году в Пятигорске состоялся Международный театрально-музыкальный фестиваль «Эолова арфа», наш театр оперетты выступил на нем очень достойно и взял призовые места. 25 лет работает в крае театр-студия «Слово» им. Владимира Гурьева. Очень талантливая актерская труппа — у театра кукол.
Среди известных актеров еще дореволюционной эпохи выделяется Михаил Рыбаков. Славились своей работой Фирс Шишигин, Борис Гуревич. Шесть спектаклей поставил в Ставропольском драмтеатре режиссер Юрий Еремин. Много ярких имен на сцене и сегодня: народная артистка РФ, режиссер Наталья Зубкова, актеры Александр Жуков, Игорь Барташ, Илья Калинин, Ирина Баранникова и др. Классическая драматургия всегда была и остается в моде, но зритель охотно идет посмотреть и на современные постановки. Ставропольский театр объездил с гастролями всю Россию, и не только: от Баку до Мурманска, от Кишинева до Саратова. Выступали в Минске, Грузии, на Украине, в Молдавии, гастролировали в Москве, играли в Малом театре.
В Год театра надеемся, что в стране по-другому станут смотреть на наши проблемы. В первую очередь необходимо обеспечить достойные гонорары актеров. СТД выплачивает гранты и стипендии, но этого мало: нужна новая система оплаты труда работников театров. Следует развивать профессиональное образование для актеров, и здесь могут помочь обмен опытом и обучение в ведущих российских актерских школах. У нас открыты две ораторские школы для молодых актеров и для подростков — хотелось бы, чтобы возможностей повысить свой уровень у актеров было больше.


Казбек Губиев, председатель СТД Северной Осетии, народный артист РСО — Алания:
— Северо-Осетинская театральная школа выделяется ярким исполнением и характерными ролями. Все начиналось еще с первых выпускников ГИТИСа. Сейчас в республике действуют Осетинский академический театр, Русский академический театр им. Е. Вахтангова, филиал Мариинского театра оперы и балета, Дигорский драмтеатр, ТЮЗ. И только у нас — единственный на Северном Кавказе Конный драматический театр «Нарты» — необычный синтез драматургии и конного шоу. Здесь ставили спектакли «Гамлет», «Отверженный ангел», были даже на гастролях во Франции, Аргентине.
Наша школа богата на мировые знаменитости. Среди них — народный артист СССР Николай Саламов, известный во всем мире художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. А чего стоит роль Отелло прославленного Владимира Тхапсаева — народного артиста СССР, актера Северо-Осетинского театра, который теперь носит его имя! В учебниках о русском театре изучают феномен Тхапсаева. Во время гастролей в Великобритании королева Елизавета II, увидев его игру, призналась: «Я готова умереть от рук такого Отелло!»
Наша гордость — спектакль «Черная бурка» драматурга Георгия Хугаева. Его пьесы «Андро и Санро», «Четыре судьбы» шли в театрах СССР и даже за рубежом. Это постановки, на которые обязательно нужно сходить. Очень популярны пьесы «Богатый дом», «Тартюф». Постановки не раз завоевывали первые места в престижных фестивалях.
Мы много гастролируем, не раз были в Москве, на Северном Кавказе, в Абхазии, где нас очень тепло принимали.
Сегодня отношение к театру меняется в лучшую сторону. Нам стали оказывать поддержку в организации гастролей, выделили средства на ремонт помещения, повышается зарплата. Но самое главное — внимание к нашему творчеству.

Театры СКФО.jpg

Хава Ахмадова, председатель Чеченского отделения СТД России, заслуженный деятель искусств ЧР:
— Чеченский театр всегда был хранителем истории и духовных ценностей. Пройдя сквозь череду трагических испытаний, репрессий, ссылок и войн, он сохранил жажду творить и созидать, остался верен классической школе, построенной на русском наследии театрального искусства. Целые поколения наших артистов постигали законы театра через Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Михаила Щепкина. Основу чеченской театральной школы заложили выпускники Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, ГИТИСа, ученики выдающихся театральных деятелей Ивана Савельева, Владислава Стржельчика, Георгия Товстоногова и др.
Чеченский драмтеатр имени Х. Нурадилова — сердце театральной жизни республики. В его истории немало легенд: Яраги Зубайраев, Халим Мусаев, Тамара Алиева, Асет Исаева, Альви Дениев, Раиса Гичаева. Корифеи чеченской режиссуры — Мималт Солцаев и Руслан Хакишев. Славу театру принесли постановки Руслана Хакишева «Песни вайнахов» и Мималта Солцаева «Лениниана», удостоенные госпремии РСФСР. Особенно полюбились зрителю постановки «Бессмертные», «Совдат и Дауд», «Бож-Али» по пьесам А. Хамидова, «Петимат» и «Бешто» С. Бадуева, «Из тьмы веков» И. Базоркина, «Сид» П. Корнеля, «Кровавая свадьба» Г. Лорки, «Выше гор» М. Ахмадова. Театр был с гастролями в Германии, Великобритании, Франции.
Сегодня коллектив нуждается в увеличении финансирования, грантовой поддержке, помощи в организации гастрольной деятельности, участии в фестивалях и конкурсах. Нужно возрождать практику национальных студий в ведущих театральных студиях страны. «Единой России» Парламента КЧР на основании предложений президента РФ Владимира Путина о корректировке параметров пенсионной реформы.
В частности, сохранены все льготы по транспортному налогу людям, достигшим 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). Кроме того, депутаты оставили без изменений льготы инвалидам — они полностью освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство. Еще это сфера оплаты услуг ЖКХ, медицинской помощи, льготы ветеранам труда и т.д.
Другой блок нормативно-правовых актов, принятых в текущем году, направлен на улучшение инвестиционного климата в республике. На основании заключения нашего министерства экономического развития изменен порядок предоставления государственных гарантий КЧР под инвестпроекты. Таким образом, сократился пакет документов, требуемых для получения государственных гарантий потенциальным инвесторам.
Послабление в нынешнем году добавилось к уже действующим льготам для инвесторов: пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль, освобождение от налога на имущество на 7 лет и т.д. Как результат можно рассматривать инвестпроект по закладке фруктовых садов. За два года высажено более 200 га яблоневых деревьев, а в текущем году заложен первый и единственный в России интенсивный грушевый сад.

Театры СКФО.jpg

Майя Фирова, председатель Кабардино-Балкарского отделения СТД России, заслуженный деятель искусств КБР:
— Значительную роль в сохранении театральных традиций республики играют, конечно, национальные театры. Их у нас пять: Кабардинский драматический театр им. А. Шогенцукова, Балкарский драмтеатр им. К. Кулиева, Русский драмтеатр им М. Горького, музыкальный и кукольный театры. Репертуар построен на классической, современной и национальной драматургии, а сами постановки высоко оценены авторитетными критиками.
В труппу Кабардинского театра входят три поколения выпускников Театрального института им. Б. Щукина: заслуженные артисты РФ, народные и заслуженные артисты КБР, КЧР, Ингушетии, Адыгеи. Славится театр и режиссерами. Их спектакли собирают аншлаги, они становятся лауреатами престижных фестивалей, удостоены государственных наград. Например, «Орел и Орлица», «Изнанка тишины» режиссера-постановщика Руслана Фирова.
Многим знакомы имена актеров Балкарского драмтеатра: народной артистки КБАССР Розы Байзулаевой, заслуженного артиста РФ Зарифа Бапинаева, заслуженных артистов КБР и КЧР, народных артистов РИ Мажита Жангуразова и Фатимы Мамаевой. Среди молодых, но уже известных — Аубекир Мизиев, Заур Бегиев и др. Театр поставил десятки спектаклей, на которые билетов не достать: «Трактирщица» К. Гольдони, «Жизнь-восхождение» Э. Кулиевой, «Доктор философии» Б. Нушича, «Женитьба Чоная» Ж. Токумаева...
Наши театры — частые гости на сценах России и зарубежья. Были в Пятигорске, Грозном, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве. Выступали в Казахстане, Абхазии, Турции, на Украине, в Сирии, Иордании, США.
Сегодня нам необходимо укреплять материально-техническую базу. Нужен хороший транспорт для выездных спектаклей. Требуется разработать систему грантов и субсидий для лучших театральных коллективов, ведь каждая новая постановка — это огромные средства. Также следует активнее взаимодействовать с образовательными ведомствами, приобщать школьников к культуре: театр — лучший нравственный и наглядный воспитатель.


Хасан Биджиев, председатель СТД Карачаево-Черкесии, народный артист РФ и КЧР:
— В КЧР работают пять театров: Карачаевский драмтеатр им. Ш. М. Алиева, Черкесский драмтеатр им. М. О. Акова, Абазинский и Ногайский драмтеатры, Русский театр драмы и комедии. В 2018 году Русский театр получил грант на приглашение режиссера-постановщика. К нам приехала режиссер из Москвы Анна Зуммер, которая поставила спектакль «Тартюф», имевший ошеломительный успех на фестивале в Москве. Еще один столичный режиссер Алексей Шумилин поставил спектакль «Куклы Пигмалиона» по пьесе Хасинта Грау. В прошлом году он был высоко оценен жюри V Международного фестиваля русских театров республик СКФО, стран Черноморско-Каспийского региона, ближнего и дальнего зарубежья.
В театрах КЧР играют потрясающие мастера сцены: народный артист РФ Азретали Акбаев, заслуженный артист РФ Руслан Темрезов, народный артист КЧР Руслан Гачияев, заслуженные артисты КЧР Виталий Вартанов, Ольга Ивашова и Степан Дубицкий. Из нашумевших спектаклей — «Васса Железнова» Ахмада Байрамкулова, «Тартюф» Анны Зуммер, а также моя постановка «Представление Гамлета в селе Нижняя Мрдуша» по пьесе Ива Брешана. Наши коллективы гастролируют по СКФО и всей России. В нынешнем году на фестивале русских театров на Кипре хотим представить работу Ахмада Байрамкулова «Сотников» по повести Василя Быкова.
К сожалению, все пять театров КЧР много лет ютятся в одном здании, к тому же сейчас здесь затеяли ремонт. Серьезная проблема — обновление актерского состава. Единственное учебное заведение, откуда приходят будущие актеры, — колледж культуры и искусств. У национальных театров появилось больше возможностей пополнять кадры: в Нальчике открылся институт культуры и искусств для театров Северного Кавказа. А у русских театров — просто беда. Чтобы решить этот вопрос, нужна целевая программа, подкрепленная финансированием. Допустим, нам выделяют бюджетные места в ГИТИСе. Я бы собрал группу, экзаменовал ее и отправил на учебу. После выпуска ребята вернулись бы и работали в нашем театре. Мы бы горы свернули!

Театры СКФО.jpg

Султан Гайсанов, председатель Ингушского отделения СТД России, народный артист РИ:
— В ингушских театральных традициях удивительным образом соединились национальный колорит, русская и зарубежная драматургия. У нас действуют Русский музыкально-драматический театр, Национальный театр им. Идриса Базоркина, Театр юного зрителя, Студия театра и кино «Барт». Основоположниками ингушского театрального искусства являются величайшие актеры Магомед Цицкиев, Магомед-Гирей Хадзиев, Руслан Арапиев. Театральные подмостки республики взрастили не один десяток талантов. Здесь играют народные артисты РИ Лиза Катиева, Дугурхан Хаутиева и Римма Курскиева, заслуженные артисты РИ Азамат Цуроев и Радимхан Льянова.
В Русском музыкальном драмтеатре сегодня идут «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Чайка» А. П. Чехова, «Из тьмы веков» И. М. Базоркина. В ТЮЗе дают «Гамлета», поставлены спектакли «Горская сказка», «Сказка странствий», «Волшебная шапка». Русский театр выступал в Казахстане и Бельгии. Очень хочется поехать в Германию — будем надеяться, что скоро это произойдет. ТЮЗ принимал участие в 13 международных фестивалях театров кукол. Гастролировал по всему Северному Кавказу, был в Рязанской области, Астрахани, Набережных Челнах, Тамбове, Казани.
Русский музыкальный драмтеатр, ТЮЗ, Студия театра и кино «Барт» размещаются в одном помещении. Однако у театра должны быть свой дом, своя оборудованная технически сцена, свои гримерные. Сейчас на подмостках выступают актеры, за плечами которых — 30-40 и более лет профессиональной деятельности. А кто будет играть Офелию или Джульетту завтра? Начинать учить молодежь нужно уже сегодня. В этом поможет возрождение практики направления национальных студий в крупные театральные вузы страны.