В Год театра обозреватель «Вестника» погрузился в летопись театрального искусства Северного Кавказа и вспомнил имена тех актеров, которые прославляют своим виртуозным лицедейством Мельпомену не только на сцене малой родины. Им рукоплескали Лондон и Москва, Париж и Вена... В обзоре — лишь малая часть выдающихся мастеров, покоривших зрительный зал своими драматическими талантами, оперным искусством и непревзойденной хореографией, а также аристы, имеющие большие шансы вписать свое имя в историю театра в обозримом будущем.

1. Владимир Тхапсаев: королевское признание
Москва. Театр Моссовета. Продолжительные овации взыскательной столичной публики. Великобритания. Королева Елизавета. Признание актеру, что это лучший образ мавра, который она когда-либо видела. Много прекрасного шума создала постановка Юрия Завадского для Осетинского драмтеатра. «Отелло» на осетинском языке перешагнул все границы, донося до зрителя глубину образов посредством театрального искусства. Самые громкие овации исполнителю Отелло Владимиру Тхапсаеву, получившему в 1960 году звание «Народный артист СССР».

Владимир Тхапсаев.JPG

Уроженец Ардона, бывший шахтер и строитель Гизельдонской ГЭС, в 1930 году уехал на Сахалин по комсомольской путевке. Организовал с земляками осетинский драмкружок. По возвращении учился при русском театре в Орджоникидзе. А с 1935 года стал актером Северо- Осетинского драмтеатра. Сегодня театр носит его имя. Во Владикавказе есть улица его имени, проводится фестиваль памяти Тхапсаева.
Отелло, король Лир, Макбет, городничий в «Ревизоре», молодой и страстный осетин Чермен, сластолюбец князь из комедии «Иные нынче имена»… Вместе с Махмудом Эсамбаевым играл в фильме «Я буду танцевать!». Тхапсаеву были подвластны фарс и трагедия, романтика и комедия положений. Каждый его образ поражал своей глубиной. Дойти до самой сути — это получалось у одного из величайших актеров не только Осетии, но и всего театрального мира убедительно, с зачаровывающей силой.

2. Махмуд Эсамбаев: «Дышу через танец. Легкие не в счет»
Паренек, родившийся в селении Старые Атаги (ныне — Грозненский район Чечни), стал для мира танца пока еще никем из его последователей не покоренной вершиной. Махмуд Эсамбаев — величайший танцор, мастерски овладевший тонкостями танцев, пожалуй, всех народов планеты. Культура оживала в образах его па-новелл, каждое выступление — мини-балет: башкирский «Воин», индийский ритуальный «Золотой бог», бразильский «Макумба», еврейский «Портняжка», лезгинка, таджикский «Танец с ножами»…

Махмуд Эсамбаев.JPG

Его испанский танец запечатлел на своем полотне художник Пабло Пикассо, ему рукоплескали Париж и Нью-Йорк, Россия и Латинская Америка. Его главные партии в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и еще более ста образов вписаны в анналы Киргизского театра оперы и балета, где он служил более 12 лет, Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, куда пришел 15-летним парнем, сразу же после окончания Грозненского училища.

Махмуд не был баловнем судьбы. Любовь к танцу нес через преграды и боль. Совсем мальчишкой танцевал на свадьбах соседей, выступал в небольшой цирковой труппе. Когда задумался о балетной карьере всерьез, испытал в полной мере гнев отца. Но мечту не оставил. В военные годы получил ранение в ногу (выступал с бригадой Пятигорского театра), врач гарантировал конец карьеры. Через страдания Эсамбаев вернулся к танцу. Не было большей потери для него, чем жизнь вне сцены. Он удостоился, пожалуй, всех самых главных отечественных и международных наград. И покорил своим танцем весь мир.

3. Расми (Рамзес) Джабраилов: актер с ядерной энергией
Так о нем отзывается другой выдающийся артист Александр Калягин, проработавший с Расми на одной сцене несколько лет в легендарной «Таганке». Джабраилову подвластны характерные роли, гротеск, ирония, тонкая лирика. Актер, в исполнении которого даже эпизоды становятся памятными. Столяр в брехтовском «Добром человеке из Сезуана», второй могильщик в «Гамлете», Татарин в «На дне» Горького… Памятные образы в кино «Короли и капуста», «Калиф Аист», «Вертикаль». Незабываемая внешность, яркий темперамент и талант, оживающий в каждом жесте и слове, сделали его популярным артистом ведущих театров.

Расми (Рамзес) Джабраилов.JPG

Родился Расми в 1932 году в предгорном селе Дагестана Касумкенте. Учился в ГИТИСе — сперва на актерском, затем на режиссерском факультете. Поездил по театрам страны в поисках лучшего себя. Был актером Лезгинского драмтеатра имени С. Стальского в Дербенте, вторым режиссером киностудии «Таджикфильм», режиссером Дагестанского русского театра имени М. Горького в Махачкале, главным режиссером Даргинского театра имени О. Батырая в Избербаше и режиссером Тульского областного театра имени М. Горького.
С 1964 года — актер театра на Таганке, «Содружество актеров Таганки». С 2002-го служит в театре им. В. Маяковского. Здесь он по сей день, перешагнув 85-летний юбилей, играет энергичного старичка, ловеласа и лейтенанта Балтазара Балтазаровича Жевакина в «Женитьбе», старого повара в «Плодах просвещения», в чьем образе зритель чувствует тихую трагедию, и Ераста Громилова в «Талантах и поклонниках». Заслуженный артист РСФСР, лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства.

4. Хибла Герзмава: «Звук должен быть теплым и с золотом»
Золото — в ее голосе, золото — в ее имени. В переводе с абхазского Хибла — «златоокая». Покоритель сцен МАМТ, Мариинского театра, лондонского Covent Garden, нью-йоркского Metropolitan Opera, токийского Bunka Kaikan и еще десятка самых именитых площадок мира.

Хибла Герзмава.JPG

Родилась в Пицунде (Абхазия). Училась в Сухумском музыкальном училище по классу фортепиано. Однажды, услышав ее голос, педагог по фортепиано настояла на совершенствовании дарования юной Хиблы и перевела ее в вокальный класс. Позднее — блестящая учеба в Московской консерватории. И сегодня — признанный успех.
Какие только образы не подвластны голосу и артистизму Герзмава: Татьяна в «Евгении Онегине», Лючия в «Лючия ди Ламмермур», Ева в «Сотворении мира». Сразу три партии — Олимпии, Джульетты и Антонии — исполнила в постановке Metropolitan Opera «Сказки Гофмана». А ее Вителлию в «Милосердии Тита», которая была исполнена на сцене Парижской государственной оперы и Венской Staatsoper, критики признали одной из лучших за всю историю. Она много гастролирует. Не забывает и родную Страну души.
Ощущает себя не просто певицей, но именно актрисой с голосом. И это действительно так. В копилке высоких театральных наград — «Золотая маска», «Золотой Орфей», «Триумф», Гран-при Международного конкурса им. П. И. Чайковского и др.

5. Михаил Кузнецов: искусство перевоплощения
В кино он создал ставший узнаваемым всем поколениям образ Ленина в фильмах «Синяя тетрадь» и «Залп Авроры». Но многогранность его таланта раскрылась в полной мере именно на театральных подмостках Ставропольского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, куда приехал в 38-летнем возрасте из Томского театра.

Михаил Кузнецов.JPG

Одной из дебютных ролей «южного» театрального периода Кузнецова был мальчик-негритенок по прозвищу Снежок, затем — роль школьника в пьесе Розова «В поисках радости». Дед Щукарь в «Поднятой целине», настоящий грузин в «Я, бабушка, Илико и Илларион», Хлестаков в «Ревизоре», Счастливцев в пьесе «Лес», Митрофанушка в «Недоросле» — никто и никогда не мог догадаться, сколько же артисту лет.
Велика была сила его перевоплощения. Пластика, голос, манеры и театральные приемы — все гармонично соответствовало исполняемым им образам здесь и сейчас. Михаил Кузнецов — единственный из актеров Ставрополья, кому присвоено звание «Народный артист СССР». В память о нем в крае учреждена губернаторская премия.

6. Ибрагим Беков: у национальных истоков
Народный артист Ингушетии, кавалер высшего республиканского ордена «За заслуги» Ибрагим Беков отдал театральной сцене не один десяток лет. В 70-80-е годы вместе с мастерами Магомедом Цицкиевым и Магомедом-Гири Хадзиевым, с друзьями по жизни, партнерами по театральной сцене Русланом Наурбиевым, Тимуром Дзейтовым, Исой Чахкиевым, Мустафой Бековым вписал новое слово в историю национального театра, в 1988-м участвовал в создании Ингушского государственного драмтеатра.
В 1973 году поступил в первую ингушскую студию, созданную при ЛГИТМиК, на курс Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд. После окончания театральной школы курс вошел в труппу Чечено-Ингушского гостеатра им. Х. Нурадилова. Первые же выездные гастроли в Москву подарили молодой труппе признание.

Ибрагим Беков.JPG

Ибрагим Беков предстал перед столичной публикой многоплановым актером: исполнил роль Дито в «Когда арба перевернулась» Иоселиани, почтмейстера в «Ревизоре». Критиками был отмечен как острохарактерный актер, обладающий незаурядными внешними данными. В афише достижений — Чабуков в чеховском «Предложении», Фердинанд в «Коварстве и любви», Жеронимо в «Браке поневоле», Юлос в «Любви, джазе и черте» Грушаса и т.д. Легендарными для ингушских зрителей стали театральные постановки на родном языке «Когда гибнут сыновья» Саида Чахкиева и «Сыновья Беки» Ахмеда Бокова. В «Сыновьях» Беков предстал сразу в двух образах — вызывающего презрение пристава и национального героя Дауда, пробуждающего в зрителях сострадание, уважение и любовь.

7. Басир Шибзухов: обновленные образы
Каждый театральный год выпускника «Щуки», апологета Кабардинского драмтеатра им. Шогенцукова, режиссера, педагога актерского мастерства в СКГИИ, заслуженного артиста КБР и РФ Басира Шибзухова отмечен интересными образами. Запоминающимися, подчас выдающимися, трактующимися вновь. Сыгранный им профессор Преображенский из «Собачьего сердца» представал перед зрителем энергичным и деловым, Бранислав в спектакле «Диплом» по пьесе «Доктор философии» — мастерским импровизатором, жизнь которого положена на алтарь философии поисков смысла.

Басир Шибзухов.JPG

Не так давно Басир Шибзухов сыграл роль в новой постановке, которую исполнял более 20 лет назад, — Ивана Грозного в «Орле и орлице». И заново влюбил в этот образ пришедшего в театр молодого зрителя. А от его работы в спектакле «Изнанка тишины» по пьесе современного автора Мурадины Ольмезовой — и катарсис, и мурашки, и комок в горле. А также еще одна награда в копилку артиста — победа на Международном театральном фестивале «Южная сцена».

8. Амбий Аджиев: у режиссеров был нарасхват
За яркий и насыщенный голос Амбия Аджиева прозвали «Левитаном республики». Он звучал на всех торжественных мероприятиях и парадах в Карачаево-Черкесии. За его актерским гением тянулись молодые актеры, пытаясь подражать его гибкости в исполнении разножанровых образов. Режиссер Борис Тохчуков вспоминал, что этот актер был у постановщиков всегда нарасхват, каждый хотел видеть его в своем спектакле.

Амбий Аджиев.JPG

После окончания ЛГИТМиК Амбий Рамазанович вернулся в родную КЧР. Его театральной площадкой всегда являлся единственный Карачаево-Черкесский русский драмтеатр. «Измена» была только с кино. В киносписке Аджиева — работы в нескольких итальяно-советских лентах. Был он утвержден и на роль Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия», но приступить к съемкам помещала внезапная болезнь. На театральных подмостках — более 100 ролей, многие из них вошли в золотой фонд отечественного театрального искусства. Среди наград и званий — заслуженный артист РСФСР и РФ, орден Дружбы народов и память об артисте, который покинул этот мир в 2001 году.

9. Ирина Чипиженко: первые шаги на кавказской сцене
Ирина Чипиженко, которая сегодня широкой публике известна по работам Московского театра Луны, в сериалах и фильмах (молодое поколение вспомнит в первую очередь ее роль бабки в «Елках»), искушенным театралам известна и по работе на подмостках Грозненского русского театра драмы, где прослужила более 10 лет — с 1965-го по 1975 год.

Ирина Чипиженко.JPG

Вопрос, какую профессию выбрать, перед ней никогда не стоял ребром. Ирина Георгиевна, дочь заслуженной артистки Чечено-Ингушской АССР Нины Чипиженко, на сцену выходила, как говорится, едва ли не с пеленок. Всегда среди людей, среди актеров, ночевала и в кулисах, на сундуках, на декорациях.
Несмотря на то, что ее уже многие считают «столичной звездой», связь с малой родиной не растеряла. В 2013 году приезжала на 75-летие русского драмтеатра им. Лермонтова в Грозном. Имеет медаль «За заслуги перед ЧР», звание заслуженной артистки Чечено-Ингушской АССР.

10. Нияз Гаджиев: молодо — не зелено
Яркий представитель молодого перспективного поколения актеров, известен и российским киноманам, и поклонникам современного отечественного театрального искусства. Родился в Дагестане, азы лицедейства постигал на актерском факультете Дагестанского государственного университета. Также окончил режиссерский факультет РАТИ. 

Нияз Гаджиев.JPG

Имя Нияза переводится как «дар». И, похоже, дар этот театральный. Сегодня его можно увидеть на ведущих столичных сценах — в театре им. В. Маяковского, в Театре наций и в «Практике». Интересны и его спектакли-концерты в рамках выступлений созданной им вместе с актером Владом Боковиным музыкальной группы «Руки Алладина».