Стратегически важное расположение Дагестана на пересечении целого ряда ключевых транспортных коридоров придает особую важность развитию дорожной сети в республике. Сейчас здесь продолжается реализация ряда амбициозных инвестпроектов, которые выведут дорожное движение на новый уровень. О состоянии дорожной сети региона рассказывает руководитель ГКУ «Дагестанавтодор» Тагир Азаев.
Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» осуществляет на территории региона реализацию государственной политики в области строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования республиканского, межмуниципального и местного значения.

Региональная сеть составляет 767 автодорог протяженностью 7534,7 км, проходящих по территории 42 муниципальных районов и 6 городских округов. На региональной сети расположено 1267 мостов общей длиной 32 км и 12 тоннелей общей протяженностью 6,8 км. Более 60% автодорог пролегает в горной местности, на региональной сети имеется 17 горных перевалов общей протяженностью более 500 км.
В настоящий момент «Дагестанавтодор» участвует в реализации ряда инвестиционных проектов, финансируемых и софинансируемых за счет средств федерального бюджета. В частности, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019-2024 годы (госпрограмма «Развитие транспортной системы») в этом году планируется освоить 1,5 млрд рублей, реконструировать и отремонтировать 72,4 км дорог и улиц. В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в текущем году предполагается построить и реконструировать 30 км автодорог.

Создание безопасной опорной сети
Региональным минтрансом по поручению Правительства РД впервые проработана программа субсидирования из республиканского бюджета ремонта участков улично-дорожной сети, имеющих критический износ дорожного покрытия, в городах и муниципальных образованиях. Объем субсидий, направляемых в соответствующие муниципальные районы, взаимосвязан с использованием плана по сбору транспортного налога и составляет 54,14% от фактически собранного транспортного налога в отдельном муниципальном районе в предыдущем финансовом году. Размер субсидий на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов определен в зависимости от численности населения, проживающего в городских округах Дагестана, и составляет 638 млн рублей (кроме Махачкалы и Дербента).
Одним из приоритетных проектов регионального масштаба, реализуемых в настоящее время, является доведение дорог с асфальтобетонным покрытием до всех районных центров Дагестана. Таких районов пять: Ахвахский, Кулинский, Цумадинский, Цунтинский и Тляратинский.
Стратегическая задача для дорожной отрасли республики — создание безопасной опорной сети автомобильных дорог. Учитывая, что более 60% автодорог пролегает в горной местности, проблема безопасности дорожного движения в регионе особенно актуальна. Ежегодно в ДТП погибают до 300 человек и получают увечья до 2000 человек. Поэтому до 25% республиканского бюджета дорожного фонда составляют мероприятия по ликвидации мест концентрации ДТП и приведению в нормативное состояние опорной сети дорог. С каждым годом увеличиваются расходы, включающие установку барьерных ограждений, благоустройству и освещению пешеходных переходов и перекрестков дорог и т.д.
Уже пятый год успешно внедрена и эксплуатируется автоматизированная геоинформационная система автодорог республиканского и межмуниципального значения, позволяющая выполнять анализ мест концентрации ДТП с помощью теплокарт напряженности. В настоящее время в рамках заключенного контракта на обновление и актуализацию данных системы проводится цифровая лазерная съемка дорог республиканского и межмуниципального значения, более качественная панорамная съемка этих дорог.

Дагестан.jpg

Все по науке
Дорожники Дагестана активно включились в работу по реализации указа президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором обозначены конкретные цели и задачи развития страны для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Так, например, в ближайшие пять лет долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в республике планируется повысить с нынешних 57,8% до 60%. Количество мест концентрации ДТП предполагается снизить с 80,2% до 24,1%.

Руководство учреждения регулярно проводит рабочие встречи и рассматривает предложения различных компаний о внедрении новых технологий и материалов. К примеру, сейчас в порядке эксперимента в рамках проведения ремонта автомобильной дороги Темиргое — Улубиевка — Сафарали км 0 — км 8,5 намечается выполнить устройство покрытия из гравийно-песчаной смеси с добавлением стабилизатора «АНТ», позволяющего снизить стоимость дорожных работ и обеспечить высокие физико-механические показатели конструктивных слоев из укрепленных каменных материалов. На автодороге «Подъезд от ФАД Каспий к колхозу им. Горького км 0 — км 6,5» предстоит испытать технологию стабилизации грунта «Экодор». На ряд объектов ремонта выданы технические задания с требованиями по проектированию дорожных одежд с применением универсального модификатора «Унирем», основой которого является девулканизированная резина.

В дорожной отрасли Дагестана успешно внедрены технологии лазерного сканирования и 3D-нивелирования, технологии устройства асфальтобетонных покрытий с предварительным холодным фрезерованием по отметкам, технологии устройства асфальтобетонных покрытий с использованием резинового терроэластопласта.
Руководство ГКУ «Дагестанавтодор» также проводит целенаправленную работу по совершенствованию принципов управления и механизмов контроля контрактов по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и проектированию дорог.