Одно из самых красивых зданий Кисловодска — бывший Курортный зал, ныне Северо-Кавказская государственная академическая филармония имени В. И. Сафонова — за 124 года существования принимало на своей сцене мировых звезд оперы, балета, театра и драматургии. Здесь пели Федор Шаляпин, Леонид Собинов, играли Сергей Рахманинов, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, дирижировали Василий Сафонов, Александр Глазунов, Евгений Мравинский, танцевали Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, выступали артисты Вера Комиссаржевская, Мамонт Дальский, Мария Савина, читал свои рассказы Александр Куприн и др. Театр-легенда стал настоящим сценическим сердцем и Меккой Кавминвод, объединившим также концертные залы в Пятигорске, Железноводске и Ессентуках.

Кисловодск.jpg

Замуж за адмирала
Не так давно кинематографическая Россия умилялась трогательной историей романтического адюльтера адмирала Александра Колчака и супруги капитана 1-го ранга Анны Тимиревой, показанной в фильме 2008 года «Адмиралъ». Сама история воспринимается в зависимости от ханжеских и политических предпочтений уважаемой публики по-разному. Но один человек в свое время ее воспринимал категорически отрицательно — отец Анны, терский казак из старообрядцев Василий Сафонов, ректор Московской консерватории и любимец императора Александра III, личным распоряжением за безмерный талант пианиста переведший его в 1892 году из коллежских асессоров сразу в действительные статские советники (через четыре класса).
Богомольный Сафонов адмиральского увлечения замужней дочери не разделял и последние годы жизни с ней вовсе не виделся. Он проживал в отцовском доме казачьего генерала Ильи Сафонова в любимом им Кисловодске, где именно по инициативе пианиста было построено огромное здание Курортного зала. Средства на благое дело выделила Владикавказская железная дорога (курзал расположили по соседству с вокзалом), а проект сделал гражданский инженер бельгийского происхождения Евгений Дескубес (Эжен Дескубе).
Бельгиец знал толк в курортной архитектуре, проектируя здание по типу уже существующих курзалов в Спа, Виши, Карлсбаде. Эскиз дорабатывал русский архитектор Валериан Гусев, работавший при петербургском правлении ВлЖД. В управлении дороги писали: «Курзал имеет целью служить местом отдыха и развлечения для публики, посещающей Кавказские Минеральные Воды и охотно навещающей Кисловодск ради прекрасных свойств нарзана и живописной местности».
Внутри здания располагались большой театральный зал, библиотека, ресторан и холлы, а также бильярдная и покерная комнаты, гостиница для артистов. На тот момент в Московской консерватории всего этого богатства еще не было.
Парадный фасад был создан с двумя строгими башнями, увенчанными чешуйчатыми серебристыми куполами, богатая и изящная лепнина стен, элегантное сочетание белого, серого и красного цветов. У Курзала имелся свой парк, вход в который стоил 1 рубль.
Своими внешними очертаниями здание театра походило, с одной стороны, на шатровые творения архитектора Владимира Шервуда (ростовский театр Владимира Асмолова, Исторический музей в Москве, Ласточкино гнездо в Крыму), с другой — на вокзалы юга России начала ХХ века (явное влияние руководства ВлЖД), с третьей — на казино в Монте-Карло, столь популярное у зажиточных отдыхающих на Лазурном берегу.
Здание филармонии было построено всего за год — в 1895-м (ресторан и концертный зал) оно уже принимало знаменитостей, услаждающих уши столичных, аристократичных и просто состоятельных курортников. ВлЖД проект обошелся в 1 млн полновесных рублей.

Северо-Кавказская государственная академическая филармония.jpg

Зал славы
ВлЖД не зря вкладывалась в филармонию — приезд каждого поезда в Кисловодск встречал ее оркестр. Артистов принимали с особым шиком — с экипажами, цветами, шампанским. Во время курортного сезона в Курзале-филармонии давали по четыре представления в неделю. Первым его директором являлся Виктор Форкатти. Начало концерта местный полицмейстер, строго следивший за порядком на Кавказе, определял «ровно в восемь с половиной часов вечера».
Приглашенными Сафоновым «звездами», а впоследствии и болидами первой величины были мировые знаменитости: оперные басы Федор Шаляпин, Леонид Собинов, играли Сергей Рахманинов, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Леонид Коган, дирижировали сам Василий Сафонов, Михаил Ипполитов-Иванов, Александр Глазунов, Сергей Кусевицкий, Юрий Симонов, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, танцевали примы мировых балетных площадок Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, выступали артисты Вера Комиссаржевская, Мамонт Дальский, Мария Савина, читал свои рассказы Александр Куприн и др. Эстраду представляли оркестры Леонида Утесова, Эдди Рознера, Анатолия Бадхена.

Первоначально театрально-концертный зал был рассчитан на 650 зрителей. Его отделку составляли бархат, бронза, лепнина, барельефы великих композиторов. Сшитый итальянским мастером занавес для сцены, судя по старинным фотографиям, был ассиметричен и с одной стороны собирался в огромный цветок.
«Интересно, что зал этот был единственным в России, где кресла считались по американской системе, — рассказала генеральный директор и художественный руководитель Госфилармонии, заслуженная артистка России Светлана Бережная. — Продавалось именно кресло, а не ряд с номером кресла, как было принято в других местах. Вопреки традициям царская ложа отсутствовала, хотя здесь неоднократно отдыхали члены царской семьи. Они сидели вместе с другими зрителями в седьмом ряду. Это был своеобразный элемент демократии. И этот ряд до сих пор считается элитным».

В 1972 году здание бельгийца Дескубеса реконструировали и пристроили к нему дополнительный концертный зал, в котором проводятся симфонические и камерные концерты. В 2000 году после очередной модернизации зал перекрасили в бело-голубые тона со скульптурными композициями работ заслуженного художника России Гургена Курегяна и назвали именем прекрасного русского композитора, одного из любимых учеников Сафонова — Александра Скрябина.
Сегодня в структуру Госфилармонии входят первый на Юге России органный зал (в детской музыкальной школе № 1), Гастрольный театр (два зала имени Шаляпина на 1500 и 80 мест), Зеркальный зал (для камерных оркестров и кукольных театров), зал имени Скрябина, Сафонова. Кроме того, сюда присоединены органные и концертные залы в Пятигорске, Железноводске и Ессентуках.

Кисловодск.jpg

От Мамонта к Минотавру
Со слов Светланы Бережной, в начале 80-х годов прошлого века в театре случилось реальное ЧП: у одного из музыкантов прибывшего в Кисловодск на гастроли оркестра Большого театра в антракте была похищена скрипка знаменитого итальянского скрипичного мастера Джузеппе Гварнери (Дель Джезу). Эта история переполошила всю курортную милицию — по преданию, подобный инструмент продавшего душу дьяволу итальянца из Кремоны на западных аукционах торгуется на уровне 1,5 млн долларов.
В России в разное время крали скрипки Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, Карло Ландольфи, Винченцо Постильони, Лоренцо Сториони и др. Не всегда у россиян и не в нашей стране. На основе этих ограблений братья Вайнеры даже написали свой роман «Визит к Минотавру». Причем далеко не всегда похитителям удается остаться анонимными и сохранить добычу. Скорее наоборот — подобные инструменты считаются уже достоянием человечества, их не получается просто хранить в чулане у заказчика.

«Продать или избавиться от этого инструмента невозможно: на любом аукционе, конечно, сразу же узнают от этом», — уверен скрипач Михаил Симонян.
«Немузыканты просто не могут себе представить взаимоотношения музыканта со своим инструментом. Бывает, что только скрипке вы можете доверить свои тайные мысли и чувства. Это песня без слов, — рассказал музыкант и дирижер Владимир Спиваков. — Максимум, что могут с ней сделать похитители, — на долгие годы спрятать ее. Что тоже плохо. Это картина может десятилетиями висеть, скрытая от чужих глаз за семью замками. А на скрипке нужно играть, иначе она погибает. В нее забираются черви, которые очень любят лакомиться старым итальянским деревом. Поэтому подобные кражи — в определенном смысле акт бессмысленный».
Вот и в тот раз в Кисловодске скрипка Гварнери была обнаружена через три часа после концерта в сквере у театра. Крадуны, вероятно, поняли, что в СССР с рук им это не сойдет. Тогда они реально рисковали головой.