«Когда впервые после долгой разлуки над твоей головой жужжат ролики на мачтах опор, когда кресло канатной дороги ровно и мягко поднимает тебя вверх, когда мимо тебя на уровне глаз скользят вниз вершины чегетских сосен, их золотые стволы, то прямые, то кряжистые, то разошедшиеся надвое, как лира, когда за этими соснами начинают проглядывать белые купола Эльбруса — начинаешь всей душой ощущать, что ты вернулся», — писал Юрий Визбор в повести «Завтрак с видом на Эльбрус».

На пике славы
Впервые Эльбрус был покорен в 1829 году — тогда научной экспедиции генерала Георгия Эммануэля удалось «оседлать» восточную вершину. Успешное восхождение на западный пик Эльбруса, достигающий в высоту 5642 метра, было совершено только 45 лет спустя группой английских альпинистов.
В годы Великой Отечественной войны, в ходе битвы за Кавказ, на западной вершине Эльбруса были установлены нацистские знамена. Однако уже полгода спустя, в феврале 1943-го, высочайшая гора России была освобождена от захватчиков, а немецкие штандарты заменены флагами СССР. До сих пор память об этом событии хранит Музей обороны Приэльбрусья — самый высокогорный в мире музей, расположенный в поселке Терскол на высоте 3500 метров над уровнем моря, на станции «Мир» канатной дороги на пик Эльбруса.

Неудивительно, что Эльбрус в частности и курортная местность Приэльбрусье в целом привлекают туристов со всего мира. Эльбрус популярен не только для восхождений в альпинизме, лыжном спорте и горном туризме. Местный микроклимат благоприятен для лечения астматических заболеваний, здесь расположены целебные нарзанные источники, привлекательные с точки зрения развития бальнеологического сектора.
«Эльбрус — наиболее популярный и перспективный горнолыжный курорт в нашей стране, туристический бизнес развивается здесь уже порядка 40-45 лет. При небольших вложениях за короткий период времени в этом районе можно получить нормально работающий горнолыжный комплекс», — полагает министр экономического развития Кабардино-Балкарии Алий Мусуков.
Излюбленное место отдыха советских граждан, с включением в проект туристического кластера Северного Кавказа Приэльбрусье готово открыть новую страницу своей славной курортной истории.

Проект первой очереди
В октябре 2010 года на территории Черекского, Чегемского и Эльбрусского районов Кабардино-Балкарии была создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Эльбрус-Безенги». В декабре 2011-го в ее состав включили дополнительно Зольский район республики.
Изначально концепция всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Эльбрус-Безенги» предполагала строительство двух соединенных между собой горнолыжных курортов — со стороны Приэльбрусья и со стороны района Безенги. Однако в зоне Безенги необходимая инженерная, транспортная и иная инфраструктура полностью отсутствует, тогда как Приэльбрусье представляет собой уже действующий курорт: работают объекты газо- и электроснабжения, канализация и очистные сооружения, строится водопровод, проложены дороги, функционируют объекты горнолыжной и туристической инфраструктуры.
На текущий момент горно-рекреационный комплекс Приэльбрусья насчитывает 12 км канатных дорог и 35 км горнолыжных трасс, используются два основных склона — гора Чегет и гора Эльбрус, катание на отдельных участках склонов возможно круглый год.
Комплекс представлен ОАО «Эльбрустурист», ОАО «Каббалкальпинист», ОАО «Курорт Эльбрус», коллективными средствами размещения, более чем 70 частными гостиницами, базами отдыха и пансионатами, готовыми единовременно принять свыше 6000 человек. В 2012 году их услугами воспользовались около 48 тыс. туристов. Местные жители активно вовлечены в обслуживание гостей — работают в гостиницах, кафе, фирмах по прокату оборудования или выступают собственниками малого и среднего бизнеса в турсфере.
Статус управляющей компании особой экономической зоны «Эльбрус-Безенги» ОАО «Курорты Северного Кавказа» получило к концу сентября 2013 года. Такая задержка во многом была связана с затяжным решением земельного вопроса. Кроме того, лишь с приходом в проект тур-кластера новой управленческой команды Приэльбрусье получило приоритетный статус.
«Эльбрус — жемчужина Северного Кавказа, которую мы будем развивать в рамках первой очереди реализации нашего проекта, так как это действующие зоны катания, действующие канатные дороги. А обживать гору, смотреть на Джилы-Су, на Безенги мы будем чуть позже», — пояснил генеральный директор «КСК» Сергей Верещагин.
Теперь, чтобы компания смогла перейти к проектной стадии, руководство Кабардино-Балкарии должно со своей стороны закончить юридическое оформление всех вопросов, относящихся к владению и управлению объектами внешней и внутренней инфраструктуры в Приэльбрусье, в том числе горнолыжной. Это позволит определить единого оператора инфраструктуры, с которым «КСК» наладит взаимодействие с целью развития курорта.

Ключевые параметры курорта:
Площадь склонов: до 9,9 млн кв. м
Пропускная способность подъемников: до 123,7 тыс человек в час.
Койко-мест: до18 тыс.
Туристический поток: 290 тыс человек ежегодно.

Переломный год
Власти КБР обещают активную поддержку инициатив «Курортов Северного Кавказа».
«Чтобы усилить направление, являющееся для Кабардино-Балкарии ключевым, в структуре правительства республики создан специальный орган — государственный комитет по туризму и курортам. Теперь мы сможем более оперативно заниматься совместным развитием Приэльбрусья и других территорий, входящих в проект туркластера», — заявил первый вице-премьер правительства КБР Юрий Альтудов. По его мнению, политическая воля, финансовые ресурсы, квалификация исполнителей на всех уровнях позволят региону обеспечить выполнение существующих соглашений: «2014 год станет переломным в развитии туристической отрасли».
Сейчас силами «КСК» выполняются землеустроительные и кадастровые работы. Площадь их проведения ограничена 6500 га в Эльбрусском районе — такая территория закреплена за первой очередью курорта. Планируется, что в мае работы будут окончены.
Также осуществлены подготовительные работы, необходимые для проведения кадастровых и землеустроительных работ, на территории Черекского района на площади 1500 га. На нынешнее лето намечено подписание дополнительного соглашения о создании особой экономической зоны — оно станет официальной основой для начала реализации планов «КСК» по развитию Приэльбрусья.
По оценке специалистов, первоочередные задачи, которые будут стоять перед «Курортами Северного Кавказа», — это расширение и обустройство горнолыжных трасс, установка систем искусственного снегообразования и строительство третьей очереди канатной дороги.
«Мы надеемся, что с приходом «КСК» у нас все поменяется, — признался генеральный директор ОАО «Курорт Эльбрус» Хиса Беккаев. — Если мы поймем друг друга, если расставим правильно приоритеты, любители горнолыжного отдыха только выиграют от этого».
Сегодня на Эльбрусе уже частично реализован проект по строительству гондольной канатной дороги: две очереди подъемника сданы в эксплуатацию. На проекты строительства третьей очереди получены положительные заключения государственной экспертизы. В случае открытия третьей очереди туристы смогут с комфортом подниматься на высоту 3780 метров над уровнем моря.

«Каждый европеец хочет хоть раз в жизни подняться на самую высокую точку континента»
Александр Хлопонин, полномочный представитель президента России в СКФО:
— Мы активно развиваем туризм в Кабардино-Балкарии. В 2013 году впервые поставили на Эльбрусе высокогорный лагерь для альпинистов. Там они могут переночевать, отдохнуть, адаптироваться. Аналогов нет в мире. Лагерь оборудован по самым современным технологиям. Это не палатки, а строения в виде очень красивых капсул. Сказка!

Сергей Верещагин, генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа»:
— Профессиональное управление позволит Приэльбрусью развиваться более качественно. У «КСК» есть интересные идеи, поддержанные зарубежными партнерами. Например, довести канатную дорогу на Эльбрусе до 5000 метров. По мнению наших французских коллег, если эту идею осуществить, сюда поедут туристы из разных стран мира.

Жан-Пьер Сонуа, член совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа»:
— Эльбрус очень привлекателен для иностранцев: каждый европеец хочет хоть раз в жизни подняться на самую высокую точку континента. Поэтому мы советуем строить подъемники как можно выше, чтобы любой зарубежный турист мог подняться на эту высоту в майке, на которой будет написано: «Я катался на Эльбрусе».