В Европе образовывались горские союзы, объединения, группы. У эмигрантов были свои места встреч, свои «звезды» и свои журналы. Эмигрантская пресса того времени — это не столько «рупор белогвардейщины», сколько попытка сохранить свою культуру, свое мировоззрение, свою самобытность.

Пражские горцы
Глубоким исследованием кавказского Тамиздата занимается кандидат исторических наук, доцент, член Союза журналистов России, преподаватель Кабардино-Балкарского государственного университета Юрий Мурзахаев. Благодаря ему мы можем теперь точно сказать, что в начале XX века в Европе выходило несколько журналов, посвященных проблемам кавказских эмигрантов. Хотя круг затрагиваемых в них тем выходил далеко за границы проблем.

В редакционной статье журнала «Кавказский горец», издававшегося в Праге и являвшегося органом Союза горцев Кавказа в Чехословакии, говорилось: «Если выпавший теперь на долю горской эмигрантской интеллигенции жребий мешает ей быть вместе со своим народом, то он не мешает ей служить этому народу, где бы она ни была и в каких бы условиях ни находилась... «Кавказский горец» ставит своей задачей служение делу национально-культурного возрождения горских народов Кавказа».

Одной из ярких фигур кавказской эмиграции был Ахмед Цаликов. Уже в 1919 году, во время установлении власти Белой армии на Северном Кавказе, он уехал в независимую Грузию. Являясь редактором-издателем газет «Ног цард» и «Вольный горец», Цаликов выступал не только против большевиков, но и против деникинцев. Он признавал историческую неизбежность Февральской революции, но считал экономически не созревшей революцию Октябрьскую.
После падения независимости Грузии Ахмед Цаликов перебрался из Тифлиса в Прагу. Уже в 1924 году там вышел первый номер журнала «Кавказский горец» под его редакцией.

В дальнейшем редактором журнала стал Мурад Хатгогу. К сожалению, издание его было вскоре прекращено из-за недостатка средств. Спустя некоторое время Барасби Байтуган попытался возобновить выпуск журнала (правда, под другим названием — «Вольные горцы»). Увы, ему удалось подготовить всего несколько номеров.
Там же, в Праге, жил поэт-сатирик, беллетрист и театральный критик Кирилл Цегоев, уроженец селения Дарг-Кох, участник Гражданской войны в России. Его стихотворные скетчи нередко ставились на русской сцене в Праге и других городах.
Цегоев являлся одним из основателей и главным редактором журнала «Студенческие годы» (1922-1925 годы, №№ 1-22). В 1934-1935 годах он состоял редактором пражской газеты «Новости».
В 1920-е годы в столице Чехословакии выходил литературный и научный журнал «Казачий сполох», редактором которого был осетин Николай Вазагов, писатель и журналист. Позже он стал основателем и редактором литературно-политического журнала «Казак» (1927 год), сотрудничал в журнале «Путь казачества».

Париж — столица Кавказа
Наряду с Прагой центром кавказской эмиграции являлся Париж. И здесь тоже не обошлось без попыток создать свою прессу.
Органом кавказской конфедеративной мысли стал журнал «Независимый Кавказ», первый номер которого вышел в августе 1929 года (издание вскоре закрылось). Как отмечалось в редакционной статье, осуществление кавказской конфедерации мыслилось «в составе республик Азербайджан, Армения, Грузия и горцев Северного Кавказа». С журналом сотрудничали известные деятели кавказской эмиграции — Мустафа Чокаев, Тамбий Елекхоти и другие.
На смену ему пришел журнал «Горцы Кавказа», издававшийся в Париже с 1929-го по апрель 1934 года под редакцией князя Эльмурзы Бековича-Черкасского. Пост ответственного редактора занимал Барасби Байтуган, проживавший в это время в Варшаве.

Это был орган Народной партии горцев Кавказа (НПГК), штаб-квартира которой находилась в Париже. В журнале печатали свои статьи и очерки представители северокавказских эмигрантских общин Варшавы, Лиона, Лозанны, Нью-Йорка, Парижа, Праги — Арслан, Аптек, Таулу, Кази-хан, Кундух, Эдиге, Хаджи-Билал, Азамат, Аяс-Исхаки и другие. Практически в каждом номере публиковались обзоры советской прессы (под рубрикой «Хроника»), при штаб-квартире НПГК существовало информационное бюро, услугами которого пользовалась редакция журнала (отдел «Вести с Родины»).
С 1933 года «Горцы Кавказа» периодически публиковали на своих страницах статьи на турецком языке. В редакционной статье в связи с этим начинанием подчеркивалось: «В наших горских рядах имеется значительный тюркский элемент... »
В апреле 1934 года «Горцы Кавказа» прекратили свое существование из-за обострившихся разногласий внутри самой редколлегии. Значительная часть сотрудников поддержала Барасби Байтугана, и в мае того же года журнал стал выходить уже в Варшаве под новым названием — «Северный Кавказ».

Журнал просуществовал с мая 1934-го по июнь 1939 года. В нем публиковались Адиль-Бек Кулатти, Догуж, Темир Базырыкхо, Кундух, Дауд, Адыге, Хурш, Андемыркан, Джанхот и другие.
В «Северном Кавказе» сохранился тот же принцип подачи материала, что и в «Горцах Кавказа»: ежемесячные обзоры советских (в частности, северокавказских) газет и журналов, публикация некоторых статей на турецком языке и т. д. Большой популярностью у подписчиков журнала пользовалась рубрика «Из северокавказского фольклора» (все легенды, сказки, предания и т. д., публиковавшиеся под этой рубрикой, перепечатывались из советских газет и журналов, а также фольклорных сборников, выходивших в СССР).

На берегу Сунгари
В далеком Харбине число представителей народов Северного Кавказа также было довольно значительно.
В газете «Харбинское время» печаталась специальная страница — «Кавказские народности в Маньчжоу-го». Здесь многие годы жил и работал талантливый поэт Василий (Газак, Илас Арнигон, Илас Мзурон) Тогузов.
Он подготовил книгу об осетинской грамматике, которую в сентябре 1934 года издал тиражом 10 экземпляров. Из них два экземпляра оставил в Харбине своим землякам, а остальные вывез на родину, куда с радостью выехал в том же сентябре 1934-го.
Тогузов был арестован в сентябре 1936 года и расстрелян 28 декабря 1937-го как враг народа. Или как первая жертва кавказского Тамиздата?..