Первый драматический театр чеченской столицы был основан как форпост культурного проникновения России на Кавказ и втягивания местного населения в общеимперскую орбиту. На него возлагалась задача не только знакомить почтенную публику с модными театральными веяниями, но и сближать, казалось бы, чуждые по языку, традициям и ментальности народы, приобщать их к вечным произведениям мировой культуры. Здесь ставились пьесы русских и зарубежных классиков, а на сцене блистали такие звезды, как Юзеф Чарский, Назар-Бек Гаттен-Калинский, Евгений Вахтангов, Иван Коваль-Самборский, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Броневой. И поныне театр имени Лермонтова является крупнейшим очагом Мельпомены на Северном Кавказе.

Многолетняя Кавказская война залила горы и долины кровью, оставив глубокие шрамы как у автохтонного населения Хребта, так и у новых властителей земель между Черным и Каспийским морями. Однако Петербургу было не все равно, как его кавказские подданные будут воспринимать метрополию. В столице достаточно грамотно смотрели на пути и методы интеграции макрорегиона в империю. Для привлечения на свою сторону элиты главы тейпов, кланов, горных обществ получали высокие чины и награды от центральной власти, а их дети отправлялись на учебу в столичные военные учебные заведения. На Кавказ проложили железную дорогу, построили предприятия, привезли врачей, учителей, новые технологии обработки земли. Но всего этого было мало. Требовалась и культурная инфильтрация империи в свои окраины.
По мнению исследователя Северо-Кавказского государственного университета Ирины Слесаренок, «формирование нового культурного пространства на Северном Кавказе во второй половине XIX в. совпало с ростом и значительным расширением горского просветительского движения. Его основой было стремление северокавказской интеллигенции, сформировавшейся в стенах столичных российских учебных заведений и под влиянием культурной столичной жизни, к национальному просвещению. Российское правительство вело целенаправленную политику по формированию среди горцев имперской идентичности и сознания. Одним из важнейших инструментов цивилизаторской политики России было развитие театра».

Театр в Грозном.jpg

«Очень удобное и веселенькое здание»
Первый театр в Терской области возник в 1869 году в старой крепости Владикавказ — оплоте российского владычества на Кавказе. Именно в этом году с завершением Кавказской войны крепость Грозная утратила свое военное значение и была переименована в окружной город Грозный Терской области. Поскольку большинство населения здесь составляли переселенные из центральных губерний рабочие, разночинцы, интеллигенция, городские власти пошли и на создание собственного театра. В 1876 году в Грозном было образовано театральное общество, актив которого получил банковскую ссуду под строительство своего храма Мельпомены.
В газете «Терские ведомости» так писали о новом здании: «Небольшое, но очень удобное и веселенькое каменное здание, включающее большой зал с хорами и сценою, гардеробные, буфет и пр. На занавесе — вид Грозного». Провинциальный театр не претендовал на «ла-скалу» — здесь ставились любительские спектакли, но сборы от них шли на погашение банковской ссуды. Надо полагать, что дело спорилось: уже через четыре года здание перешло из банковского залога в собственность общественного собрания Грозного.
Прокладка в 1893 году ветки железной дороги Беслан — Грозный для обслуживания появившихся нефтепромыслов оживила интерес и привлекла сюда столичных знаменитостей.
Ирина Слесаренок пишет о том, что в мае 1894 года в Грозный приехали блиставшие в обеих столицах артисты: Чарский, Васильев-Вятский, Лола, Дуров и др. «На вокзале их ожидали на новых фаэтонах приодевшиеся извозчики. Они предлагали гостям отвезти их в новую, только что отстроенную гостиницу».
Но антреприза особо не спасала. Грозненский театр нуждался в хороших режиссерах-постановщиках.

Вахтанговский след
В 1904 году в Грозном появился еще один рабочий театральный кружок, который создал сын владикавказского купца 21-летний Евгений Вахтангов, известный по своим театральным рецензиям в областной газете «Терек». Летом представления давались на велотреке. На одной из летних сцен в городском саду он ставил пьесы Антона Чехова, Льва Толстого, привлекая к постановкам рабочих и молодежь. Здесь ставились оперетты, спектакль «Дядя Ваня», «Больные люди» по пьесе Герхарда Гауптмана. Одновременно Вахтангов пытался вовлечь в работу труппы и уроженцев этих мест.
В 1912 году местная газета отмечала: «В воскресенье... артистом Назар-Беком Гаттен-Калинским была поставлена на родном ему, чеченском, языке пьеса его же сочинения «На вечеринке». В пьесе выступили, кроме автора, три местных любителя (артисты-чеченцы) и целый ряд танцоров и танцорок... Публики собралось много... Пьеса была понятна и русским, так как в ней действовало вводное лицо, поясняющее текст. Под именем Н.-Б. Гаттен-Калинского выступал артист Назар-Бек Шерипов, 6ывший офицер, с 1905 года посвятивший себя театру и воплощению в жизнь мечты «создать труппу из артистов-чеченцев для постановки пьес на их языке».

Кузница актеров-массовиков
Революция и Гражданская война сильно изменили вектор развития театральной жизни Грозного. Теперь в моде были пьесы другого содержания, в которых отражались классовые нотки новой идеологии. Театр объявлялся «кузницей актеров-массовиков». Поэтому ставка делалась на кадры из числа здешних уроженцев.
Как пишет историк Малика Алисханова, в 1926 году из слушателей областных курсов низовых работников аппарата из коренного населения любители театра Магомед Яндаров и Данилбек Шерипов образовали драматический кружок. Кружок получил название в духе времени — «Театр рабочей молодежи» (ТРАМ). За два года на сценах клубов города и импровизированных площадках в селах он поставил 150 спектаклей. Это были постановки «Мюрид» С. Шадиева, «Алибек-Хаджи» Д. Шерипова, «Макажойский имам» М. Яндарова. По этому поводу краевая газета «Молодой ленинец» писала, что грозненский ТРАМ — единственный молодежный театральный коллектив на всем Северном Кавказе.
Магомед Яндаров стал инициатором и первым директором студии Чеченского национального театра, которая была открыта 1 мая 1931 года на базе драматического кружка. В студию набрали 45 человек, в основном из художественной самодеятельности, из них 9 женщин. В то время это была революция: впервые в истории Чечни женщина выступала вместе с мужчиной на сцене театра.
Многие из студийцев оставались неграмотными, большинство — малограмотными. Они почти не знали русского языка, поэтому для них разработали специальную программу, рассчитанную на два года. Кроме основных занятий по искусству, студийцы изучали национальный вопрос, вопросы государственного строительства и другие. Одновременно они продолжали выступать со спектаклями в районах Чечни и в городе Грозном.
Газета «Грозненский рабочий» 6 ноября 1932 года писала: «В 1931 году 1 мая был открыт первый Чеченский национальный театр-студия, который, проходя учебу по театральному искусству, уже обслуживает зрителя своей продукцией. В репертуаре театра числятся: «Закон отцов», «Антибайрам», «Алибек-Хаджи», «Большевистский сев», «Горы меняются». Основной костяк студийцев-актеров национального театра набран из тех, которые уже работали на сцене. В настоящее время состав коллектива — 39 человек, из них 4 женщины. Национальный театр имеет первые серьезные успехи в подготовке национальных актерских кадров... За год своего существования театр выезжал во все основные центры Чечни, обслуживая текущие хозполиткомпании. Чеченский национальный театр, вступивший во второй год своего существования, доказал, что мы имеем все данные для успешного развития театрального национального искусства Чечни».

Театр в Грозном.jpg

Зрелища — в массы
Чеченский театр не ограничивался рамками рабочего города Грозный. С целями пропаганды в горных селениях и удаленных районах его труппа гастролировала по аулам верхнего Терека, в Шалинской зоне, в Старом Юрте. Ставились понятные народу пьесы на понятном языке. На спектакли стекалось большое количество зрителей — гораздо больше, чем могли вместить небольшие аульные школы. Они располагались во всех положениях: сидя на полу, стоя, на скамейках, поддерживая друг друга на плечах. «Такой тяги к театру, тяги к культурному зрелищу не увидеть нигде», — восхищался корреспондент.
Даже столичные «Известия» отмечали: «Театр работает чрезвычайно напряженно: выезжая для постановки в аулы, он продолжает оставаться студией, обучающей актеров грамоте и театральному мастерству. Ищет пути показа зрелища без боковых декораций, мешающих зрителю, он пытается приспособиться к условиям аула, когда негде поставить подмостки и негде поставить зрителей. И уже в аулах молодежь, девушки приходят к актрисам и спрашивают, как им уйти из аула и попасть в театр. Они решаются на это, не боясь проклятий своих матерей».

Шефство старших коллег
В 1934 году Чеченский национальный театр-студию возглавил режиссер Арчил Чхартишвили, командированный из Грузинского театра в помощь чеченским коллегам, оставшимся без руководителя. Новый режиссер проводил кропотливую работу с артистами, связывая содержание и форму в единый образный ряд. Спектакли Чхартишвили: «Анзор», «Золотое озеро», «Ламара Пшавела», «Платон Кречет» Александра Корнейчука, «Красная крепость».
С его подачи Грузинский ЦИК и Чечено-Ингушский областной исполнительный комитет даже подписали специальное соглашение, по которому тбилисский театр имени Шота Руставели взял шефство над своими чеченскими коллегами.
Для повышения квалификации актеров отправляли на учебу в московский театральный институт. При этом участие в жизни театра принимал уже маститый драматург Михаил Булгаков, много трудившийся для развития театральной жизни Кавказа.
А в 1937 году Грозненский театр, до этого арендовавший различные площадки, наконец получил собственное помещение — бывший Дом культуры инженерно-технических работников, где и обитал до 1978 года. Грозненский горсовет вынес постановление: «Учитывая, что существующая конвейерная система обслуживания трудящихся г. Грозного театральными мероприятиями не удовлетворяет культурных запросов населения, так как город при данной системе месяцами остается совершенно без обслуживания и на гастролирующие коллективы городу приходится затрачивать на дотацию значительные суммы средств, признать необходимым создание постоянного Грозненского драматического театра».
До войны население Грозного в основном состояло из русскоязычных жителей. Поэтому в 1938 году вышло постановление Совнаркома Чечено-Ингушской АО об открытии Русского драматического театра.

Самолеты «Советский артист»
Во время Великой Отечественной войны артисты наравне с обычными солдатами защищали страну в меру своих профессиональных способностей. Заслуженная артистка РСФСР Тамара Алиева вспоминала: «Из нашего театра многие мужчины ушли на фронт. С 1941-го по 1944 год я участвовала в концертной бригаде, которая выезжала на передовую. Мы трудились, не зная усталости. В день по два-три раза устраивали концерты для наших защитников Родины. С большим воодушевлением ездили с концертом к воинам Чечено-Ингушского кавалеристского полка, который находился вблизи города Армавир. Наши земляки с большой теплотой и любовью приняли нас. Когда возвращались домой, налетели фашистские бомбардировщики. Это был настоящий ад: разрывы бомб, дым пожарищ, крики раненых, плач женщин и детей. В 1943 году, отмечая большие успехи нашей фронтовой концертной бригады, многие артисты были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР. Также всех наградили медалью «За оборону Кавказа».
Из своих гонораров актеры даже ухитрились собирать средства на закупку техники для фронта. На их деньги (свыше 100 тысяч рублей) построили целую эскадрилью самолетов «Советский артист».
Согласно архивным данным Грозненского ЦГА, только «за первое полугодие 1942 года было дано 163 спектакля, охвачено 89,3 тысячи зрителей. С 1 июля по 20 августа дано 42 спектакля, охвачено 16,8 тысячи зрителей. В августе 1942 года в связи с приближением фронта к г. Грозному театр был эвакуирован».

Будущие звезды
После войны в сложное время ссылки целых народов в Грозненском театре, получившем имя Лермонтова, в основном служили русско-язычные актеры. Из-за текучки кадров труппа чуть ли не ежегодно обновлялась. Среди них выделялись тогда еще молодые звезды Иннокентий Смоктуновский, Леонид Броневой, Иван Коваль-Самборский, Владимир Белоглазов, Римма Быкова.
После реабилитации и возвращения чеченцев и ингушей на родину в труппу были приняты и местные артисты. Сегодня на сцене Грозненского театра актеры не делятся на национальности, ибо служат они только одной музе — Мельпомене.