За это время команда, которую возглавляет полпред ОСИГ в СКФО Анна Наумова, сумела найти общий язык и наладить сотрудничество со всеми, кто имеет отношение к туризму в округе, а также транслировать им лучшие идеи и практики в данной сфере. Результат не заставил себя ждать. 


Анна Олеговна, какие ключевые задачи ставит перед собой Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ)?

В странах Европы и США традиционно сильны отраслевые объединения предпринимателей. Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ) — некоммерческая организация, созданная летом 2019 года, — задуман как такое объединение для решения системных задач в туристической сфере через внедрение комплексного подхода к развитию территорий, обладающих туристским потенциалом. При этом союз объединяет представителей не только туристической, но и большинства смежных отраслей.

Одна из главных задач ОСИГ — создание позитивного имиджа России как направления, привлекательного для отдыха и туризма, путем объединения усилий игроков рынка, защиты их прав и интересов, организации обмена опытом в целях усовершенствования инструментов туристской деятельности, проведения маркетинговых исследований, сбора статистических данных и т.п. А свою миссию мы формулируем еще более амбициозно — формирование и продвижение новой национальной идеи: «Развиваем туризм — развиваем Россию».

Федеральные чиновники проанонсировали, что уже в нынешнем году в России стартует новый национальный проект — «Туризм и индустрия гостеприимства». По вашей оценке, насколько он актуален для отрасли?

Он невероятно актуален и нужен. Прошлый год показал, что туризм — это не одна сфера, а огромная индустрия гостеприимства: и такси, и инфраструктура, и множество других смежных отраслей, без которых невозможен качественный отдых туриста. В новом национальном проекте как раз очень много смежных отраслей экономики, именно поэтому он и называется «Туризм и индустрия гостеприимства». То, что этот проект разрабатывается и скоро будет утвержден, — огромная победа всего сообщества.


В списке регионов России, которые эксперты считают приоритетными для развития туризма, есть и Северный Кавказ. Какова история создания представительства ОСИГ в СКФО? С учетом специфики этого макрорегиона, какие цели вы ставили перед собой, начиная работать здесь? Легко или сложно оказалось их реализовывать?

Представительство на Северном Кавказе оказалось первым региональным представительством ОСИГ: оно открылось в октябре 2019 года, и я стала первым полномочным представителем союза в СКФО. Не скрою: мне невероятно приятно было слышать от участников индустрии, что моя кандидатура — лучший выбор руководства ОСИГ.

Успех пришел сразу: нас поддержали профильные региональные министерства, муниципальные комитеты, ведущие туроператоры субъектов СКФО, музеи, сообщества, отельеры и рестораторы. На сегодня в каждом из семи регионов округа есть региональные представители, через которых мы в первую очередь транслируем идеи, проекты и практики, созданные и собранные участниками ОСИГ. Представители есть и во многих городах СКФО (Кисловодск, например, одним из первых стал участником союза), и даже в маленьких ущельях, являющихся популярными туристическими дестинациями.

Сегодня ОСИГ — это уже не декларации и намерения, а конкретные дела. В рамках консолидации ресурсов участников рынка, направленных на развитие и продвижение въездного и внутреннего туризма, мы создаем межрегиональные маршруты, единые платформы коммуникаций и решения общих задач в сфере туризма. Есть позитивные результаты в формировании позитивного имиджа туризма в России, внедрении единых стандартов сервиса и гостеприимства, предоставлении преференций и поддержки легального турбизнеса.

Мы участвуем в государственных проектах и разработке эффективных мер по поддержке и развитию туристической отрасли страны, в организации туробмена между Россией и другими государствами, профессиональной подготовке и повышении квалификации участников туристского рынка — членов ОСИГ, а также в организации стажировки специалистов отрасли внутри страны и за рубежом.

ОСИГ изучает конъюнктуру и тенденции развития индустрии гостеприимства, проводит маркетинговые исследования в целях наиболее эффективного продвижения туристских услуг. По целому ряду показателей СКФО — лучший макрорегион России, а на февраль 2021 года ОСИГ создал 62 региональных представительства в восьми федеральных округах. Согласитесь, это отличный результат за неполных два года работы союза.

Какие мероприятия уже проведены вашей командой за время работы представительства ОСИГ в СКФО?

Скажу о самом главном и масштабном. Буквально с первых дней работы мы приступили к реализации конкурса на президентской платформе «Россия — страна возможностей». Конкурс «Мастера гостеприимства» стал знаковым. Это первый конкурс, объединивший в числе участников всех представителей туристической и смежных с ней отраслей.

С момента открытия представительства ОСИГ изменилось ли ваше мнение о Северном Кавказе и его туристическом потенциале? Если бы вас попросили составить собирательный образ туриндустрии СКФО, что бы вы в него включили?

Кавказ — это моя Родина. Разве может измениться твое отношение к родине, к членам твоей семьи? Это всегда безусловная любовь.

Я для себя отождествляю туризм в каждом из регионов округа с каким-то образом, с каким-то человеком. Например, санаторно-курортная отрасль Ставрополья — это почтенная матрона, которой нужны реновация, свежие идеи и молодые кадры. А вот активный и познавательный туризм в крае в моем представлении — это бойкий молодой человек, который смело идет в новые места и зовет с собой — на джипинг и трекинги, встречать рассветы на вершинах гор-лакколитов или гулять по городам КМВ, чей облик неповторим и романтичен. Туризм в Чечне — это дерзкий подросток, а в Ингушетии — пятилетний малыш.

И все они нуждаются в обучении, заботе, поддержке, любви, внимании, наставничестве со стороны более зрелых индустрий и государства. И, конечно, от каждого участника туротрасли. Именно мы, люди на местах, и создаем эту самую тонко организованную, очень человекоориентированную, человекоемкую и человекозависимую индустрию — индустрию гостеприимства. Гостеприимство следует рассматривать как феномен человеческого общения. Тем более что на Кавказе гостеприимство имеет глубокие исторические традиции, оно в крови каждого жителя.

Какова стратегия действий вашей команды на 2021 год?

Нынешний год станет годом развития межрегионального сотрудничества. Открыто прямое авиасообщение аэропортов Северного Кавказа с новыми городами. Мы запланировали бизнес-миссии в различные регионы России, продолжим разработку и внедрение межрегиональных маршрутов. Много планов по образовательным программам. И очень ждем, когда откроются возможности для проведения масштабных форумов, выставок и иных мероприятий. В планах на май — участие ОСИГ в качестве соорганизатора «Халяль-ЭКСПО» (www.russianhalalexpo.ru). Эта выставка впервые состоится в СКФО.