2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Для Северного Кавказа это стало отличным поводом раскрыть свой потенциал. Наш журнал организовал специальный круглый стол и выяснил у его участников, в чем уникальность СКФО, какую форму лучше избрать для знакомства с этой территорией и что нужно сделать, чтобы сохранить ее колорит для потомков.

Марта Полякова, профессор кафедры музеологии факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета:

— Культурное наследие — широкое понятие, которое включает в себя как материальные, так и нематериальные объекты, последние называют иначе неосязаемыми. В их числе — язык, традиции, обряды и все то, что определяет национальную идентичность.

Северный Кавказ — межконфессиональный и межэтнический регион, а потому понятие нематериального наследия для него особенно важно, и, значит, с особенным вниманием следует подойти к охране не только материальных памятников, но и нематериального наследия. Каждый из проживающих здесь народов имеет свою идентичность, и потому крайне важно сохранить, с одной стороны, эту идентичность, а с другой — целостность региона. В этом и состоит сложность формирования политики сохранения культурного наследия СКФО.

В основе такой политики должны лежать несколько факторов: Северный Кавказ является регионом России, богатым на замечательные памятники природного ландшафта. Кроме того, нельзя забывать про неуникальные объекты культурного наследия, составляющие основу архитектурно-исторической среды городов и поселений. Дело в том, что в сфере нашего внимания всегда находятся уникальные памятники, которых в СКФО большое множество. Безусловно, очень важно их сохранять, реставрировать и актуализировать. Однако нужно уделять внимание и «средовым» элементам: корректно по отношению к ним осуществлять застройку малых городов, которые тоже служат примером культурного наследия, неким средним пластом повседневной культуры. Более того, именно она определяет лицо того или иного города, поселения и местности.

Еще один аспект, который незаслуженно зачастую остается без внимания, — памятники науки и техники, которые изучены и актуализированы значительно слабее уникальных объектов, поскольку не обладают эстетикой. Да, они бывают некрасивыми, но от этого не являются менее важными и нужными. «Некрасивость» таких памятников приводит к тому, что они разрушаются, и важно не допускать этого.

Угроз сохранению культурного наследия Северного Кавказа сегодня достаточно. В их числе — экологические угрозы: многие памятники разрушаются от времени, из-за природных явлений и катаклизмов. В числе первоочередных задач — уберечь культурное наследие, по возможности законсервировать и отреставрировать уникальные объекты. Вторая задача максимум — укрепление гражданского мира, которое обретает особый смысл в условиях того, что СКФО является межконфессиональным и межэтническим регионом.

Кроме того, угрозы для культурного наследия могут быть индивидуальными и исходить со стороны новых владельцев или арендаторов. Для того чтобы нивелировать их, необходимо обеспечить четкий контроль со стороны государства: власть должна регламентировать состояние объектов, которые находятся в руках арендаторов и полноправных владельцев. Данное направление требует дополнительного и глубокого изучения, но стоит того.


Владимир Дмитриев, научный сотрудник главной категории Российского этнографического музея, доктор исторических наук:

— Сам по себе Северный Кавказ — уникальный регион с очень своеобразным и изменчивым ландшафтом. В силу того, что на его территории проживает большое число народов, культурное наследие СКФО имеет многонациональный, но при этом единый характер.

На Северном Кавказе более сильно нематериальное наследие. Условия жизни для проживающих здесь народов всегда были достаточно суровыми, комфортного жилища горец практически не знал. Для знати нормой являлось нахождение в походе, и дома они не засиживались, а для крестьян ценность жилища состояла в его наличии, но комфортным этот дом никогда не был. При этом большое значение имела верность традициям, своему роду, своей семье, своему домашнему очагу. Народы региона имели богатый фольклор, в том числе такой общий памятник духовной культуры, как нартский эпос. Накопленная веками информация сохранялась и передавалась в устном народном творчестве. Это пример того, что нематериальные ценности для северокавказских народов стоят дороже.

Существуют и определенные угрозы сохранения культурного наследия Северного Кавказа. И главная из них — развитие капиталистических отношений, когда происходит вторжение экономического интереса, который зачастую не обращает внимания на культурный фонд. Археологов в последнее время очень тревожит бешеный рост частного строительства, который ведет к тому, что разрушаются памятники археологии. Хотя, разумеется, ясно: такая ситуация — неизбежные издержки экономического развития современности. При этом государство вообще и местные власти в частности могут регулировать данный процесс, но далеко не всегда делают.

Еще один момент — очень важна поддержка традиционных народных промыслов. Приведу пример. Я посетил поселение Балхар, известное женской керамикой. И вот что увидел: если в советское время это был процветающий промысел, то четыре года назад он произвел на меня удручающее впечатление: теперь мастерицы должны сами распродавать свою посуду, чтобы промысел мог существовать. Конечно, это было и раньше, но сегодня торговля не идет особенно успешно, а потому картина выглядит печально.

Что еще важно сделать для нивелирования угроз сохранности культурного наследия Северного Кавказа? Нужно добиться того, чтобы как можно больше памятников находилось под государственной охраной. По крайней мере необходимо, чтобы наука продолжала их выявлять, а государство — охранять.

В какой форме лучше знакомить современников с культурным наследием СКФО? Наблюдаются две мировые тенденции сохранения культурного наследия. Первая — музеефикация, максимальное сохранение памятников прошлого с их перемещением в музеи, вторая — организация посещения памятников туристами. Северный Кавказ дает нам много феноменов частных, аульных, школьных музеев, а это очень хороший способ сохранения памятников. Но все они не имеют достаточной музейной организации и твердых перспектив развития. Чтобы это исправить, необходимо наладить более плотное сотрудничество крупных федеральных и региональных музеев с местными музеями, добиваться того, чтобы более крупные музейные учреждения курировали более мелкие. Возможно наладить и общую систему музейной каталогизации на хорошем уровне. И, конечно, нужно работать над развитием туризма, чтобы не только ценности приезжали в большие города и становились достоянием музеев, но и люди из больших городов имели возможность окунуться в эту среду.

Виталий Бондарь, ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия, эксперт РАН:

— Культурное наследие — это все то, что нами унаследовано и осмыслено в гуманитарном смысле. Что касается Северного Кавказа, то у живущих на его территории народов особенно выпукло, во всем массиве проявлений культурного наследия выступают морально-этический кодекс, правила жизни.

Важная для СКФО и ЮФО составляющая культурного наследия — национальная литература, танцы, песенная культура. Особенно бросается в глаза при размышлениях о культурном наследии этого региона языковое многообразие, что неудивительно, если принять во внимание, как много национальностей и народов проживают в СКФО. Наиболее ярко это проявляется в Дагестане, где сохраняются десятки языков и народностей.

Северный Кавказ не менее пестр и многолик и в вопросе материального наследия. Практически все его субъекты находятся в зоне концентрированного расположения памятников археологии. СКФО и ЮФО — пример богатейшего наследия эпох камня, бронзы, железного века, Античности, Средневековья, именно здесь сохраняются памятники всемирно известных майкопской, каякентско-харачоевской, дольменной, катакомбной археологических культур.

Сегодня существуют вполне определенные угрозы для сохранения культурного наследия. Главная из них — обесценивание самого понятия «культурное наследие». Мы сталкиваемся с тем, что усилия специалистов, пытающихся обеспечить сохранность памятников старины, музеев, исторических культурных ландшафтов, зачастую идут вразрез с хозяйственными и административными планами, и материальное, большей частью недвижимое, культурное наследие приносится в жертву. Это говорит о том, что часто люди не осознают важность культурного наследия и необратимый характер его уничтожения. Ведь самая главная черта культурного наследия — его подлинность, поскольку то, что воссоздано и изменено, не будет иметь такой ценности.

При этом очень важно, чтобы неукоснительно исполнялось несколько условий. Первое — культурное наследие должно быть доступно. Дело в том, что наследие — это огромная часть нашей культурной жизни, которая имеет в числе прочих функции сохранения культурной идентичности, передачи, трансляции исторической и культурной памяти от прошлых поколений к будущим. Оно выполняет главную свою функцию — воспитательную, а значит, должно окружать человека и быть доступным для его восприятия. Второе условие — экскурсионно-туристический показ исторических центров городов и отдельных объектов и музеефикация памятников, ансамблей, достопримечательных мест, исторических культурных ландшафтов. Наследие должно стать частью нашей культурно-пространственной среды. Это значит, что человеку не нужно делать значительных усилий для того, чтобы ощутить культурную связь с предшествующими поколениями.


Анна Романова, директор Института исследований проблем юга России и Прикаспия Астраханского государственного университета:

— Культурное наследие Северного Кавказа само по себе уникально. Это объясняется тем, что на территории этого региона шли очень сложные этноконфессиональные процессы, поэтому, несмотря на то, что культурное наследие каждого из проживающих здесь народов вкупе составляет определенное стилевое единство, культурное наследие СКФО состоит как будто из отдельных элементов, имеющих много культурных особенностей, связанных со спецификой каждого этноса. Своеобразная мозаика.

Северный Кавказ — территория, которая может гордиться и материальным, и нематериальным наследием. Нематериальное наследие долгое время сохранялось в устной форме и отражалось в культурных традициях этносов, языках и танцевальной культуре, которые передавались из поколения в поколение. Удалось сохранить и материальную культуру: башни Чечни и Ингушетии, крепость Нарын-Кала в дагестанском Дербенте, погребальные памятники на территории прочих субъектов СКФО.

За последние несколько лет сложилась очень устойчивая тенденция перемен к лучшему в отношении культурного наследия Северо-Кавказского региона: памятникам уделяется гораздо больше внимания. Приведу пример. Я была в Нарын-Кале еще ребенком, а после многолетнего перерыва побывала там снова в прошлом году. Что я увидела? Памятник привели в порядок: он вошел в число объектов ЮНЕСКО, сюда приезжают туристы из разных уголков нашей страны, его реконструировали. Очень отрадно, что культурному наследию Северного Кавказа с каждым годом уделяют все больше внимания, тем более, учитывая, что кавказские народы заинтересованы в сохранении своей идентичности, которая проявляется не только в общей истории и языке, но и прежде всего в материальном и нематериальном культурном наследии.

Очень важно правильно преподносить наследие и для этого анализировать и точно понимать, какое поколение современников мы хотим с ним познакомить. Если речь идет о молодежи, то для нее очень интересна и привлекательна цифровая подача информации и, в частности, игровая форма. Необходимо заниматься оцифровкой культурного наследия чтобы, например, каждый желающий мог побывать в Нарын-Кале, просто зайдя на сайт. Ведь, к сожалению, мы не всегда имеем возможность приехать в Дербент и увидеть все воочию. Важно задумываться над такой подачей культурного наследия Северного Кавказа, и тогда, возможно, желающих ознакомиться с ним станет еще больше.

Люаза Макоева, председатель Кабардино-Балкарского фонда культуры имени Владимира Ворокова:

— На мой взгляд, уникальность культурного наследия Северного Кавказа состоит прежде всего в его многообразии, в палитре многонациональных культур на территории этого региона, что неудивительно, ведь только в КБР проживают около 100 различных национальностей.

Наш фонд объединяет 12 национальных культурных центров и 5 общественных организаций. Каждый национальный культурный центр показывает свою культуру, традиции и обычаи, старается сохранить, в какой-то мере возродить и передать молодому поколению собственную уникальность. Проводимые мероприятия: государственные и национальные праздники, фестивали, конкурсы — не перестают восхищать яркими национальными песнями, а красота и грация танцев раскрывает все изящество черт и культурных традиций каждого народа. Что может быть красивее этого? Я считаю, что именно в многообразии этносов и народностей и состоит богатство культурного наследия Северного Кавказа.

Для данного региона одинаково ценно и материальное, и нематериальное культурное наследие. Северный Кавказ издавна привлекал к себе взоры. Творчество народа является его визитной карточкой, которая раскрывает самобытную культуру территории, философию, мировоззрение. И сегодня народные промыслы и ремесла продолжают оставаться неотъемлемой частью культуры народов Кавказа.

Очень развито и нематериальное наследие, хранящееся в форме устного народного творчества. Благодаря культуре и традициям предков народам удается сохранить собственную самобытность. И поэтому я считаю, что для знакомства современников с культурным наследием северокавказского региона необходимо использовать все методы: общение через интернет, телемосты, обмен телевизионными передачами. А живое общение и обмен опытом ничто не заменит.

Сегодня существуют и угрозы для сохранения культурного наследия Северного Кавказа. Прежде всего они связаны с исчезновением родных языков. Пока жив язык, жив и народ, а утрата общения и приостановка передачи из поколения в поколение родного языка может привести к гибели народа. Создание художественных фильмов и телепередач для детей и молодежи на языке способствовало бы сохранению родного языка.

Важно и впредь сохранять удивительное культурное наследие Северного Кавказа. Это будет способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край и за Россию в целом.