Проректор по образовательной деятельности и информационным технологиям Южного федерального университета Павел Викторович Махно представил результаты опроса, согласно которым можно проследить динамику изменения отношения студентов и преподавателей к онлайн-формату обучения: если в марте-апреле к данному формату наблюдалось восторженное отношение, то ближе к концу года и студенты, и преподаватели хотели вернуться в аудитории. У некоторых студентов отношение к образовательному процессу изменилось незначительно.

Во время действия ограничительных мер, с переходом на дистанционный формат работы, университетом было осуществлено повышение квалификации преподавателей по выбранным для улучшения работы в онлайн инструментам. Работа в данном направлении велась с апреля по июнь 2020 года. Среди цифровых компетенций, повышенных за этот период, Павел Махно выделил разработку, внедрение, использование онлайн-курсов и элементов ДОТ (Microsoft Teams, Moodle). Спикер рассказал, что после прохождения курсов повышения квалификации был большой запрос от преподавателей, чтобы полученный опыт можно было использовать в массовых курсах, при создании лекций и тестов. Кроме того, в ходе повышения квалификационных навыков было уделено большое внимание электронным библиотечным системам и средствам поддержки научной деятельности, таким как Elsevier Scopus, SciensDirect, Dimensions, Web of Science.

«Хочется отметить успешные кейсы, реализованные ЮФУ в ходе дистанционного формата работы. Это проектно-образовательный интенсив ЮФУ по модели Университета 20.35 и прокторинг — сдача экзаменов в формате тестирования, вступительные испытания — полностью в онлайн-режиме», — рассказал Павел Махно.

Подводя итоги выступления, спикер отметил, что есть список того, что можно продолжать развивать в формате, предложенном новыми реалиями, и что хотелось бы сократить. Так, например, можно сократить аудиторные занятия с лектором в традиционном формате — перевести их в онлайн, записывать или доносить каким-либо другим способом, оставить только интерактивные форматы взаимодействия студентов с лектором — семинары, практические занятия. Помимо этого можно развивать проектную деятельность, реализовывать настоящие проекты реальных заказчиков, что позволит студентам глубже погружаться в научную работу.

Директор по образовательной политике Северо-Кавказского федерального университета Василий Александрович Иванов рассказал, что влияние пандемии на работу вуза началось с момента проведения приемной кампании, когда ее запретили проводить очно. Между тем в ряде регионов сохраняется высокая потребность родителей абитуриента прийти и посмотреть, куда они отдают своего ребенка. СКФУ удалось очень быстро перестроить механизмы, разработать добротный сервис с удобным личным кабинетом, позволяющим легко подать документы, не появляясь на точке работы приемной комиссии. При этом, как отметил Василий Иванов, конкурсная ситуация даже улучшилась.

«Нужно отметить некоторые плюсы влияния пандемии на учебный процесс. Сейчас мы возвращаемся к традиционному формату обучения, однако часть студентов высказали желание продолжать обучение онлайн — люди с ограниченными возможностями передвижения. Для них этот формат оказался удобным. Другой интересный эффект: мы улучшили инфраструктуру интернета в студенческих общежитиях, улучшилась доступность информации, теперь мы сможем пользоваться этим в дальнейшем. Еще один явный плюс — взаимодействие с иностранными студентами, которые по понятным причинам в настоящее время еще не смогли въехать в Россию, сейчас есть ряд курсов за рубежом. Конечно, мы считаем эту практику перспективной и будем продолжать».

Василий Иванов подчеркнул, что СКФУ взаимодействует не только с иностранными студентами, но и с иностранными профессорами, тоже в формате онлайн, причем это не менее результативно: действующая модель позволяет существенно расширить список привлекаемых к преподаванию зарубежных научных деятелей, при этом вузам это будет дешевле обходиться ввиду отсутствия транспортных затрат.

«Следующий вопрос, который все аккуратно обходят стороной: существует тезис о том, что переход в онлайн-формат должен повлечь снижение стоимости образовательных услуг. Наша позиция по этому вопросу такова: качественный онлайн-продукт — это совершенно другой продукт. Нас очень резко уронили в этот формат, поэтому нам оперативно пришлось ставить некоторые технологические заплатки. Мы провели огромную работу: разработали и прописали каждый курс, чтобы не просто вести лекцию в видеоформате, а чтобы был некий элемент интерактивности. Нагрузка на преподавательский состав возросла очень серьезно. Однако, несмотря на все сложности, с которыми мы столкнулись, я оцениваю опыт, который университет накопил, положительно, и думаю, что он сохранится в последующие годы работы», — заключил Василий Иванов.

Трансляция онлайн-конференции велась из департамента конгрессных мероприятий международного холдинга «ЕвроМедиа» и доступна по ссылке: https://fb.watch/3LkSQ17VL4/ Материалы по итогам состоявшейся дискуссии будут опубликованы в общефедеральных журналах «Российское образование» и «Вестник. Северный Кавказ», на сайтах изданий, на 10 интерактивных электронных площадках и в социальных сетях.