В ходе онлайн-конференции, посвященной новым образовательным программам в вузах Юга и Северного Кавказа, директор Северо-Кавказского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России Азамат Борисович Тлисов заявил, что пандемия потребовала очень быстрой адаптации к новым условиям организации образовательного процесса и высветила ряд дефицитов, которые стали вызовами.

«Возникла необходимость оперативно организовать учебный процесс, перевести обучение из привычных аудиторных форматов в дистанционный. Перевод лекций, поиск новых форматов стали одной из самых больших задач, которые требовалось решить. Образование сейчас сталкивается с переустройством общественного взаимодействия, и тот формат, предлагаемый наукой для ориентирования молодежи в условиях дистанта, показал себя эффективным не на 100% — это тоже вызов, на который нужно ответить», — отметил Азамат Тлисов.

По словам спикера, не все привычные форматы можно перевести в онлайн. Один из них, например, уникальный элемент — та атмосфера научного сообщества, которую всегда транслировали университеты. Азамат Тлисов подкрепил этот тезис личным наблюдением о том, как после снятия ограничений студенты жадно стали возвращаться к общественной жизни, у них возникло ощущение причастности к научному сообществу, что является немаловажным фактором для формирования личности как таковой.

Помимо прочего, спикер выделил еще ряд проблем, с которыми вузам пришлось столкнуться. Наиболее весомая из них — существующее цифровое неравенство. Не только в школах, но и в вузах эта проблема стоит достаточно остро: не везде ограничения к доступу во Всемирную сеть устранены. Азамат Тлисов подчеркнул, что задача государства заключается в том, чтобы помочь максимально оперативно снять эту проблему.

«Еще одним из важных моментов является задача по адаптации профессорского, научно-преподавательского состава, все-таки классическая модель донесения информации сейчас в новых условиях не всегда работает. В связи с этим формирование нового этикета отношений в дистанционной среде очень важно. Культура взаимодействия лектора со студентами должна быть даже в новых реалиях, но сегодня она требует выработки и становления формата новой коммуникации», — отметил спикер.

Говоря о том, какие плюсы для образовательной среды открыл переход на дистанционное обучение, Азамат Тлисов выделил тот факт, что переход открыл новые интересные возможности. «Если раньше дистанционные включения экспертов оценивались как некоторое снижение статуса мероприятия, то сейчас это пусть и вынужденная мера, но расширяющая возможности к диалогу. Например, если мы говорим о международном сотрудничестве, то такая модель диалога является полезной, позволяющей привлекать более широкий круг специалистов и экспертов из зарубежных стран. Кроме того, онлайн-формат позволяет успешно решать глобальную задачу, поставленную в национальных целях — экспортировать российское образование путем приглашения для обучения студентов из-за рубежа», — сказал Азамат Борисович.

Трансляция онлайн-конференции ведется из департамента конгрессных мероприятий международного холдинга «ЕвроМедиа» и доступна по ссылке: https://fb.watch/3LkSQ17VL4/. Материалы по итогам состоявшейся дискуссии будут опубликованы в общефедеральных журналах «Российское образование» и «Вестник. Северный Кавказ», на сайтах изданий, на 10 интерактивных электронных площадках и в социальных сетях.