Крупнейшая транспортная артерия, соединяющая центральную часть России с Кавказом и далее с Закавказьем, Турцией и Ираном, до недавнего времени почти полностью оставалась неизменной со второй половины XX века. Здесь, конечно, тоже были участки высшей категории, однако значительная часть магистрали являлась двухполосной, что доставляло как местным жителям, так и транзитному транспорту колоссальные проблемы.
Впрочем, невозможность двигаться с приемлемой скоростью и довольно низкое качество полотна, разбивающего подвеску автомобиля, — далеко не главное. Многие годы трасса М-29, которая сейчас носит наименование Р-217 «Кавказ», считалась едва ли не самой опасной в стране как по общему количеству ДТП, так и по авариям со смертельным исходом. Но сегодня эта статистика резко пошла вниз.

Четыре вместо двух. За последнее время в дорожное строительство на Северном Кавказе вложены десятки миллиардов рублей, благодаря чему ситуация изменилась кардинально. По данным на начало 2020 года, 75% трасс в СКФО соответствуют нормативным требованиям. Как отмечает руководитель Росавтодора Андрей Костюк, внимание к автодорогам макрорегиона велико: выделяются значительные средства на модернизацию дорожной инфраструктуры, а в мероприятиях национального проекта участвуют практически все крупные агломерации округа.
В число основных вопросов, решаемых Федеральным дорожным агентством, входят расширение до четырех полос трассы Р-217 «Кавказ», на которую приходится более половины пассажирских и грузоперевозок СКФО, а также строительство обходов ключевых населенных пунктов. Как уточнил начальник ФКУ «Упрдор «Кавказ» Руслан Лечхаджиев, в начале нынешнего года Росавтодор направил предложения о проведении проектно-изыскательских работ по оставшимся 52 км трассы, что обеспечит 100-процентное приведение Р-217 «Кавказ» к четырем полосам движения в границах подведомственной сети.
Крупнейшие дорожные проекты, которые в текущем году строились в пределах Северо-Кавказского федерального округа, связаны именно с Р-217 «Кавказ». Согласно данным аналитического центра МИД «ЕвроМедиа», самым масштабным и дорогим стал проект реконструкции ингушского участка трассы. «Дорожные работы ведутся близ селения Барсуки Назрановского района в рамках проекта расширения 26-километрового участка федеральной автодороги Р-217 «Кавказ» от границы с Северной Осетией до станицы Троицкой (км 563 — км 589). Итогом станет разделение движения по направлениям Карабулак — Назрань (по новому мосту) и Назрань — Карабулак (по обновленному существующему мосту) по двум полосам в каждую сторону. Весь комплекс работ планируется завершить до конца 2020 года», — рассказали в пресс-службе ФКУ «Упрдор «Кавказ».
Этот участок включен в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Исходя из показателей интенсивности движения было принято решение о возведении рядом с существующим мостом на 573-м км трассы Р-217 «Кавказ» нового сооружения. Протяженность трехпролетного моста с автоподходами составила 103 метра. Мост имеет по две полосы движения в одном направлении. Для съезда в село Барсуки устроены переходно-скоростная полоса и две полосы безопасности по краям проезжей части.

Укрепить берега. Вторую позицию в нашем рейтинге занял проект капитального ремонта защитных дорожных сооружений в Кабардино-Балкарии. Согласно данным республиканских СМИ, в середине октября на реке Баксан завершен очередной этап уникальных в своем роде берегоукрепительных работ. Они велись вдоль федеральной трассы А-158 Прохладный — Баксан — Эльбрус, ее протяженность — 104 км.
Трасса является единственным маршрутом к всесезонному центру отдыха «Эльбрус». Интенсивность движения здесь — свыше 5 тыс. машин в сутки. В 2018 году в результате выхода реки из берегов автодорогу несколько раз серьезно размывало. На время ее восстановления проезд приходилось закрывать, что создавало большие неудобства как для местных жителей, так и для туристов. Выполненные берегоукрепительные работы исключат повторение подобных ЧС.
Капремонт начался в ноябре 2019 года. С тех пор на участках федеральной трассы на глубину от 9 до 18 метров установили более 1 тыс. буросекущих свай. Всего их должно быть около 9 тыс. Сваи долговечны и максимально часто применяются в дорожном строительстве. Конструкции представляют собой спаянные в верхней части ростверками скважины, которые объединяют сваи в единый монолит, залитый бетоном. Общая протяженность сооружений — почти 6 км.

Увеличить пропускную способность. На третьем месте в рейтинге — проект реконструкции автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» на участке от 705 до 718 км, который находится на территории двух субъектов СКФО — Чечни и Дагестана. Глава ЧР Рамзан Кадыров неоднократно говорил о необходимости модернизации данного участка, поскольку он проходит по густонаселенным и примыкающим к федеральной трассе населенным пунктам. Недостаточная пропускная способность приводила к значительным транспортно-эксплуатационным и экономическим затратам и потерям, негативно влияла на безопасность дорожного движения и провоцировала рост количества ДТП.
В связи с возросшей интенсивностью движения до 25-30 тыс. автомобилей в сутки на реконструируемом участке дорога доведена до нормативов IБ категории с четырьмя полосами и разведением встречных потоков, что позволит увеличить пропускную способность. Устройство же переходно-скоростных полос и полос накоплений повысит безопасность движения.

5 крупнейших проектов Северного Кавказа в сфере дорожного строительства

Наименование (описание) млн руб.
1 Реконструкция автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 563+100 — км 589+000
Ингушетия, ООО «СК «Неон»
8 740
2 Капитальный ремонт защитных дорожных сооружений на автодороге А-158 Прохладный — Баксан — Эльбрус на участке км 0+000 — км 104+740
Кабардино-Балкария, н/д
4 142
3 Реконструкция автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 705+000 — км 718+800
Чечня, Дагестан, ООО «Спецдорстрой»
3 706
4 Реконструкция автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» —Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 827+000 — км 841+000
Дагестан, ООО «Дорсервис-09»
3 503
5 Реконструкция мостового перехода через реку Ардон на участке км 33 +500 автодороги Владикавказ — Алагир
Северная Осетия, ООО «Южная Строительная Компания»
1 821
Итого: 21 912

Место

Название проекта

Регион

Поставщик

Начальная стоимость (млн руб.)

6

Реконструкция путепровода через железную дорогу в г. Невинномысске с участками автодорожных подходов к путепроводу от ул. Степной и ул. Партизанской

Ставропольский край

ООО «СК «Неон»

1 710

7

Капитальный ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном, подъезд к г. Черкесску на участке км 37+000 — км 51+000

Карачаево-Черкесия

ООО «Дорснаб»

1 499

8

Капитальный ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 468+000 — км 482+000

Кабардино-Балкария

ООО «Партнер»

1 202

9

Реконструкция мостового перехода на участке Шара — Шовкра автодороги Мамраш — Ташкапур — Араканский мост

Дагестан

АО «Мостоотряд»

1 137

10

Капитальный ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 413+000 — км 423+100

Кабардино-Балкария

ООО «Главдорстрой»

1 088

11

Реконструкция моста на 4 км автодороги ст. Ищерская — г. Грозный

Чечня

ООО «Спецдорстрой»

952

12

Реконструкция автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» —Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 764+000 — км 769+000

Дагестан

ООО «Дорсервис-09»

948

13

Капитальный ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 634+000 — км 644+000

Чечня

ООО «Дормост»

907

14

Устройство защитных слоев на автодорогах Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Дагестана, Ставропольского края

Пять субъектов СКФО

АО «ГП РАД»

873

15

Капитальный ремонт автодороги А-156, подъездная дорога от автодороги А-155 Черкесск — Домбай — граница с Абхазией к международному центру отдыха «Архыз» и к специализированной астрофизической обсерватории РАН на участке км 63+600 — км 75+600

Карачаево-Черкесия

ООО «Инвестиционно-строительная компания «Кубанское»

836

16

Капитальный ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 551+069 — км 559+500

Северная Осетия

ООО «Ирафтрансстрой»

822

17

Капитальный ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 644+000 — км 656+050

Чечня

ООО «Дормост»

701

18

Реконструкция путепровода по ул. Гагарина через железную дорогу в г. Невинномысске

Ставропольский край

ООО «СК «Неон»

662

19

Ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» —Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 320+000 — км 336+000

Ставропольский край

ООО «Главдорстрой»

552

20

Капитальный ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», автодорога М-4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджаном на участке км 769+000 — км 776+000

Республика Дагестан

ООО «Инвестдорком»

513

В рейтинг вошли крупнейшие дорожные объекты, строительство которых велось на территории Северного Кавказа в 2020 году. Основанием для ранжирования является начальная стоимость проекта. Информация для составления рейтинга взята с портала госзакупок (Единая информационная система в сфере закупок), а также из официальных отчетов компаний и правительств регионов СКФО. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Источник: аналитический центр МИД «ЕвроМедиа»
 |