Сфера дорожного хозяйства Северного Кавказа имеет ряд застарелых проблем, решением которых власти федерального и регионального уровней активно заняты в последнее время. Созданию современной транспортной инфраструктуры способствует реализация ряда государственных программ: «Развитие транспортной системы», «Дороги России», ФЦП «Юг России» и других. Об увеличении ассигнований на дорожное хозяйство заявил и президент РФ Владимир Путин, поручивший удвоить объемы строительства и реконструкции дорог к 2022 году. По прогнозу минэкономразвития, уже к 2017 году размер инвестиций в дорожную отрасль за счет всех источников финансирования может достичь 614,5 млрд рублей. Это может заметно оживить экономику северокавказских республик как транзитных регионов между Россией, Грузией, Арменией, Абхазией и Азербайджаном.
Транскавказ
«Какими бы ни были финансовые сложности, они не должны сказаться на темпах и качестве дорожного строительства, — уверен глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. — Состояние дорог является обязательным условием для развития в нашей республике бизнеса, повышения доступности курортов». В прошлом году в КЧР отремонтировано 185 км дорог регионального и муниципального значения. В том числе был заключен крупнейший контракт на реконструкцию автодороги А-155 Черкесск — Домбай — граница с Республикой Абхазия. Стоимость работ превышает 5,5 млрд рублей — это самый дорогостоящий контракт, позволивший ООО «ИСК «Кубанское» возглавить рейтинг генеральных подрядчиков. Начало реконструкции дороги послужит стартом для создания транспортного коридора, соединяющего через Главный Кавказский хребет Карачаево-Черкесию с побережьем Черного моря. Амбициозный проект лоббировал Рашид Темрезов: он высказал идею о строительстве дороги Черкесск — Адлер, но в итоге поддержал альтернативный вариант по реконструкции дороги, которая соединит КЧР с Абхазией и повысит доступность Домбая — главного туристического центра региона. Дорожники намерены завершить реконструкцию в 2019 году. Еще один крупный проект реализуется на территории Северной Осетии.
Модернизация транскавказской автомагистрали является стратегически важной для круглогодичного транспортного сообщения между Северной и Южной Осетией. В правительстве РСО-А полагают, что создание современного транспортного коридора в южном приграничье России обеспечит азиатским и ближневосточным партнерам более выгодный транзит в страны Европы с увеличением, по прогнозам международных транспортно-экспедиторских компаний, объемов перевозки грузов в 4-5 раз. Вдобавок к этому увеличится интенсивность движения по автомагистрали до курорта «Мамисон» с 5 до 22 тыс. автомобилей в сутки. Стоимость работ по проекту составляет почти 2,3 млрд рублей. Подрядчиком выступает ООО «Дорстройсервис», занимающее второе место в рейтинге.
Соединяя север и юг
Наиболее активное дорожное строительство отмечено в Дагестане. Связано это с тем, что и проблем в дорожном хозяйстве региона предостаточно. «Сегодня у нас происходят очень сложные процессы, многие из которых годами не анализировались. Решались частные проблемы, но отсутствовала эффективная система, которая работала бы на экономику, на бизнес и на перспективу, — посетовал глава республики Рамазан Абдулатипов. — Транспортная проблематика — это проблема каждого района и города. У нас даже в Махачкале не было ясно обозначенной транспортно-логистической системы, и ее до сих пор нет. Дагестану даны уникальные географические возможности, но мы ими не пользуемся». Исправить ситуацию призвана реализация нескольких крупных проектов. В нашем рейтинге оказалось сразу 10 предприятий, которые заключили контракты на выполнение работ в Дагестане. Особое место уделяется реконструкции и расширению дороги М-29 «Кавказ», которая связывает Москву и Баку и является частью транспортного коридора север — юг.
Начало реконструкции автодороги Гунибское шоссе — Вантляшевский перевал предполагает создание единого транспортного коридора между Черным и Каспийским морями. «Общая протяженность коридора, который образуется после реконструкции Аваро-Кахетинской дороги, составит 470 км. Эта транспортная артерия будет иметь гораздо большее значение, чем автодорога Ростов — Баку. Она обеспечит прямой выход к Черному морю и странам Азии», — отметил руководитель «Дагестанавтодора» Загид Хучбаров. Стоимость реконструкции 73 км дороги — 940 млн рублей. Работы на этом участке ведет ОАО «Мостоотряд-99», которому досталось третье место в рейтинге. Восстановление же всей заброшенной Аваро-Кахетинской дороги обойдется в сумму порядка 32 млрд рублей.
ТОП-30 крупнейших генподрядчиков дорожно-мостового хозяйства СКФО
№№ |
Название компании |
Общая сумма контрактов, млн руб. |
Вид работ |
Регион, где выполнялся или выполняется контракт |
1 |
ООО ИСК «Кубанское» |
7794 |
реконструкция, капитальный ремонт |
Карачаево-Черкесская Республика |
2 |
ООО «Дорстройсервис» |
2810,23 |
реконструкция, ремонт, строительство |
Республика Северная Осетия — Алания |
3 |
ОАО «Мостоотряд-99» |
1279,26 |
реконструкция |
Республика Дагестан |
4 |
ООО «Дорстройотряд-99» |
1085 |
реконструкция, строительство |
Республика Дагестан |
5 |
ООО «Мовла» |
1010,3 |
капитальный ремонт, строительство, реконструкция |
Чеченская Республика |
6 |
ООО «Партнер» |
845,4 |
капитальный ремонт |
Кабардино-Балкарская Республика |
7 |
ООО «Дорстройсервис» |
605,3 |
реконструкция |
Республика Дагестан |
8 |
ГУП СК «Минераловодское ДРСУ» |
526,42 |
ремонт, содержание, реконструкция |
Ставропольский край |
9 |
ООО «Дорсервис-09» |
511,11 |
капитальный ремонт, ремонт |
Республика Дагестан |
10 |
ООО «Махачкалинская ДПМК» |
463 |
реконструкция |
Республика Дагестан |
11 |
ОАО «ДСУ № 3» |
407,13 |
ремонт |
Республика Дагестан |
12 |
ООО «Строй-Гранд» |
392,27 |
капитальный ремонт |
Кабардино-Балкарская Республика |
13 |
ГУП СК «Кировское МДРСУ» |
391,52 |
ремонт, содержание |
Ставропольский край |
14 |
ГУП СК «Труновское МДРСУ» |
347,1 |
ремонт, содержание |
Ставропольский край |
15 |
ООО «Инстрой» |
338,74 |
реконструкция, строительство |
Кабардино-Балкарская Республика |
16 |
ООО «Дорремстрой-1» |
294,4 |
капитальный ремонт |
Кабардино-Балкарская Республика |
17 |
ГУП СК «Александровское ДРСУ» |
285,66 |
ремонт, содержание |
Ставропольский край |
18 |
ОАО «Севкавдорстрой» |
267,83 |
реконструкция |
Ставропольский край |
19 |
ООО «Контакт» |
244,09 |
реконструкция, содержание |
Республика Ингушетия |
20 |
ООО «Раян» |
214 |
строительство, реконструкция |
Ставропольский край |
21 |
ООО «Урванское ДРСУ» |
206 |
ремонт |
Кабардино-Балкарская Республика |
22 |
ООО НПО «Дормост» |
204,41 |
содержание |
Республика Дагестан |
23 |
ГУП СК «ДЭСУ № 2 имени В. И. Демидова» |
181 |
капитальный ремонт |
Ставропольский край |
24 |
ООО «Севкавдорстрой» |
150 |
строительство |
Республика Дагестан |
25 |
ГУП СК «Ипатовское ДРСУ» |
137,64 |
реконструкция |
Ставропольский край |
26 |
ОАО «Управление механизации строительства «Черкесское» |
106,2 |
реконструкция |
Карачаево-Черкесская Республика |
27 |
ООО «АРЭМ» |
99,42 |
капитальный ремонт |
Республика Дагестан |
28 |
ООО «Главдорстрой» |
92,8 |
ремонт |
Ставропольский край |
29 |
ООО«СК«НЕОН» |
92,77 |
строительство |
Республика Ингушетия |
30 |
ООО «Эко-М» |
90,97 |
содержание |
Республика Дагестан |
Как мы считали
В рейтинг вошли контракты на строительство, реконструкцию, ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, строительно-монтажные работы и содержание дорожно-мостового хозяйства СКФО. Основание для ранжирования — сумма заключенных контрактов со статусом «закупка завершена».
Учитывались контракты, которые заключены в период с 1.01.2014 г. по 31.12.2014 г. и сумма которых превышает 30 млн рублей. Если компания заключила несколько контрактов по разным объектам, то мы публиковали общую сумму. Данные взяты с сайта www.zakupki.gov.ru. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.