К настоящему времени ряд российских регионов успел обзавестись собственными системами добровольной сертификации, создав локальные бренды и активно продвигая их в розничных сетях. В СКФО аналогичные попытки тоже предпринимались, однако комплексные действия только предстоят: «Корпорация развития Северного Кавказа» инициировала специальную маркетинговую программу. О том, при каких условиях она будет иметь успех, мы спросили у представителей власти, участников рынка и экспертов.

Рафаэль Беликов, заместитель председателя правительства Северной Осетии:
— Северная Осетия поставляет кукурузу в Дагестан, Волгоградскую и Ростовскую области, сыр и мясо — в Москву, картофель — в Татарстан, Самару и Краснодарский край. Рыбопосадочный материал идет в Карелию, Ленинградскую и Тверскую области, причем наши компании потеснили на этих рынках Финляндию. Плодоовощные консервы отправляются в Москву, Архангельск, Саратов, лен и горчица — в Германию. Из центра регионам дают устойчивый сигнал — ищите и работайте с теми, кто умеет просчитывать свои шаги и финансовые ресурсы на пять-десять лет вперед, убеждайте их взглянуть на Северный Кавказ как на часть России, где созидают каждый день.
Федеральные сети зачастую выдвигают поставщикам продукции жесткие условия, одно из них — большие объемы. Именно здесь кроется существенная проблема. Вряд ли какой-либо крупный ритейлер способен в одном месте или же на нескольких базах складирования сосредоточить, к примеру, 100 тыс. тонн картофеля, причем сделать так, чтобы он не потерял товарный вид. Таким образом, получается, что регионы должны продумать, а точнее, организовать все, что связано с хранением брендовой продукции. И вместе с сетями нужно точно обозначить логистику — в какие сроки и по каким маршрутам будет доставляться товар. Вывод очевиден: для широкого продвижения торговой марки «Продукт Северного Кавказа» необходимо замкнуть в единую цепь производителя, объекты хранения продукции, транспорт для ее перевозки и торговые сети.

Александр Шебалков, главный агроном СПК «Казьминский» Ставропольского края:
— Мы пока ничего не слышали об инициативе брендирования продукции, произведенной на Кавказе, но относимся к ней, скорее, положительно, как и к любым проектам, призванным помочь сбыту. Хотя вопросов много. Как будет определяться, кто достоин знака качества, а кто — нет? Как этот знак будет продвигаться? Как будет решаться вопрос централизованного захода в сети?.. Мы пока больше надеемся на качество своей продукции, на то, что нас знают во многих регионах страны и даже за рубежом. Конечно, если подключатся грамотные маркетологи, если свою лепту внесут чиновники, это принесет пользу.
У кавказских товаров — хорошая репутация, как среди россиян, так и среди иностранцев. Возможно, мы проигрываем в их подаче — красочности упаковки, яркости оформления. Но это поправимо. Нельзя давать новый знак по знакомству или тому, кто больше заплатит. Нужны строгие, объективные критерии качества и постоянный контроль — иначе смысла не будет.

Умар Биджиев, министр сельского хозяйства Карачаево-Черкесии:
— Продукция с Северного Кавказа уже давно сама по себе считается брендом качества. Возьмите, к примеру, мясо барашка, который пасется на высокогорных альпийских лугах Карачаево-Черкесии. Оно ценится во всех известных ресторанах, и многие посетители заказывают именно его.
Или минеральная и питьевая вода. Сколько марок ее производителей только из КЧР, известных в каждом российском регионе! Или продукты питания, поставляемые нашими компаниями и отличающиеся экологичностью... Именно это, наверное, и ценится прежде всего. Думаю, производителям знак «Продукт Северного Кавказа ЭКО» поможет в продвижении товаров, а субъектам СКФО — в укреплении имиджа. Хотелось бы повысить узнаваемость нашей продукции на рынках других регионов, а также обеспечить лояльность ритейлеров и потребителей за пределами округа. Это достижимо лишь в том случае, если брендироваться будут лучшие из лучших компаний с возможностью реализовывать свой товар в крупные торговые сети страны.

Станислав Должиков, генеральный директор ООО «Золотой век» (Адыгея):
— Когда-то мы уже маркировали свою продукцию знаком «Кубанское качество», но потом проект заглох. Не могу сказать, что это сильно подняло наши продажи. Возможно, дело в том, что мы локальный производитель и имеем ограниченный круг партнеров и покупателей. Скорее, бренд «Продукт Северного Кавказа ЭКО» необходим крупным компаниям, ставящим себе цель выйти на федеральный уровень. Однако и мы бы с удовольствием подключились, если бы сертификация была бесплатной или за минимальную цену.
При этом необходимо понимать, что одним введением такого знака всех проблем не решить. Обязательно нужно расширять другие виды поддержки аграриев, прежде всего, увеличивать размер субсидий хотя бы до общеевропейских норм. Было бы здорово, если бы государство, наконец, занялось системой централизованного сбыта, которая существовала в стране раньше, но оказалась полностью утраченной в 1990-х. Крестьянин должен иметь гарантии того, что его продукция при определенном уровне качества будет востребована рынком, и не зависеть от воли многочисленных посредников, которые и получают основные барыши.

Шарип Шарипов, заместитель председателя правительства Дагестана:
— Я всю жизнь занимаюсь сельским хозяйством и точно знаю, что в любом уголке России потребители знают и ценят продукты с Северного Кавказа, с удовольствием покупают их. Только у нас имеется уникальное сочетание таких природных факторов, как горный воздух, солнце, плодородная земля. А самое главное — есть люди, которые безумно любят свое дело и знают в нем толк, из поколения в поколение передают сведения о том, как выращивать лучшие абрикосы, виноград, яблоки и т. д.
Я не сомневаюсь, что Кавказ сможет реализовать программу импортозамещения по целому ряду важнейших продуктов питания, и инициатива брендирования появилась как нельзя кстати. При этом хотел бы предостеречь от эйфории и шапкозакидательства, которые охватили часть страны после первых успехов наших аграриев.
Оказавшись перед необходимостью обеспечить значительный объем сельхозпродукции собственного производства, государство увеличило поддержку садоводства, виноградарства, животноводства и других отраслей. И это уже приносит результаты. Однако важно не останавливаться на достигнутом, продолжать инвестировать в собственную землю.

Анвар Гаджиев, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в СКФО:
— В силу профессиональной деятельности я много времени провожу в Москве и могу с уверенностью сказать, что столичные жители мечтают отказаться от «пластиковых» фруктов и овощей, продающихся в супермаркетах, и есть нормальные, здоровые продукты, выращенные на земле и под солнцем. Недавно один влиятельный чиновник обратился ко мне с просьбой — прислать ему из Дагестана ящик местных помидоров. Что уж говорить о простых людях, для которых кавказские продукты и вовсе недоступны.
Дагестанская баранина, кабардинские яблоки, ставропольские овощи, адыгейский сыр, ингушский мед — это бренды сами по себе, а теперь им будет оказана профессиональная маркетинговая поддержка. За последние четыре-пять лет на Северном Кавказе проделана огромная работа по сохранению того урожая, который выращивают местные хозяйства: появилось немало продуктовых баз, круглогодичных хранилищ. Сейчас стоит задача, чтобы эти вкусные и качественные продукты появились на столах россиян в мегаполисах. Уже скоро первый оптово-розничный рынок будет открыт в Москве, а далее по отработанной схеме — и в других крупных городах.

Тимур Нигматуллин, аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:
— Благодаря продовольственному эмбарго отечественные производители получили возможность увеличить прибыль и нарастить долю рынка, практически не вкладываясь в улучшение качества продукции и разработку новых товаров. В подобных ситуациях потребители внимательнее следят за покупаемыми брендами и маркировкой на упаковке.
Если сертифицирующая организация не дискредитирует себя маркировкой плохой продукции, то можно предположить, что начинание «Корпорации развития Северного Кавказа» будет иметь успех. Более того, маркировка не приведет к росту цен из-за расходов на сертификацию и продвижение в сетях. Дополнительные траты производителей будут компенсированы увеличением объема продаж и скорости оборачиваемости запасов товаров. Аналогичные идеи сейчас продвигаются и в других регионах. Я ожидаю, что они несколько ускорят процесс импортозамещения и замедлят падение розничного товарооборота.

Единое окно для инвесторов
«Корпорация развития Северного Кавказа» открыла единый информационный инвестиционный портал. На нем в режиме реального времени аккумулируются актуальные сведения об инвестактивности СКФО. Также здесь можно найти рекомендации по ведению проектов, привлечению софинансирования, описание мер поддержки инвесторов, интерактивную карту инвестиционных проектов, новости и справку по каждому из субъектов округа.
«Наш ресурс должен стать единым окном для инвесторов, инициаторов проектов, зарубежных и отечественных финансовых институтов», — отметил генеральный директор «Корпорации развития Северного Кавказа» Сергей Харитонов. Верстка сайта адаптирована для работы со стационарных компьютеров, планшетов и мобильных устройств. Ресурс доступен на шести языках — русском, английском, китайском, немецком, итальянском и французском.
В настоящее время запущена бета-версия портала. Полноценный запуск состоится в конце 2015 года. Инициаторы планируют, что в 2016 году суммарный трафик пользователей единого информационного инвестиционного портала Северо-Кавказского федерального округа www.investkavkaz.ru составит порядка 60 тыс. человек.