«Вестник. Северный Кавказ» продолжает серию статей, посвященных индустрии «Халяль». Эта масштабная тема требует детального изучения: ведь понятие «халяль» относится к любой сфере человеческой жизни. В этом номере — рассказ о том, как быть модным, красивым и отдохнувшим в соответствии с нормами ислама.

Сочетание стиля и благочестия
Как известно, ислам установил принципы регулирования отношений между мужчинами и женщинами, а шариат сформулировал конкретные нормы внешнего вида мусульманки. Концепция женственности по исламу заключается в скромном обличье, призванном подчеркнуть добропорядочность и человеческие достоинства женщины.
Она не должна своим одеянием или парфюмом привлекать внимание окружающих. А ее красота и сексуальность могут быть раскрыты только в стенах дома для глаз любимого супруга или других женщин-мусульманок. Здесь она горазда на любые эксперименты: может использовать духи, носить украшения и наряжаться.
Конечно, в XXI веке становится все сложнее придерживаться столь строгих правил, особенно женщинам, ведущим деловую и общественную деятельность. Будучи регулярно на публике они обязаны выглядеть модно и современно. И у них это отлично получается.
Не нарушая основополагающих норм, не изменяя хиджабу и длинным, закрывающих тело нарядам, мусульманки выглядят просто восхитительно. Способствует этому развивающаяся модная индустрия. Примером может служить ежегодный фестиваль «Исламский стиль», в дефиле которого принимают участие дизайнеры со всей России: Амина Шабанова, Резеда Сулейманова, Диляра Садриева, Римма Аллямова, Лилия Валеева, Нианилла Забирова и Мадина Кантулова.

«Еще года три-четыре назад, я не говорю о более длительном сроке, у мусульманки просто не было возможности сочетать в своем наряде стиль и благочестие, прописанное канонами Корана, — рассказывает координатор IV Международного фестиваля «Исламский стиль» Айгуль Шавалеева. — На рынке не было ни хороших брендов, ни площадок, где можно было приобрести то, что тебе нравится. Сама культура правильно одеваться не была привита. Сегодня же в России есть десятки хороших дизайнеров, которые шьют одежду для мусульманок. И что очень важно — из хороших материалов и по доступной цене».
Примером одной из таких известных марок одежды для мусульманок может послужить компания IRADA, выпускающая свою продукцию под знаком «Халяль». Это современная одежда на все случаи жизни — от совершения намаза до выхода на пляж.
«Компанию IRADA уже можно назвать полноценным промышленным брендом современной мусульманской одежды. К созданию привлечены профессиональные дизайнеры, конструкторы и технологи, отшиваются все коллекции на площадках в Подмосковье. Это позволяет контролировать качество и быстро вводить новый ассортимент, — комментирует аналитик рынка одежды, генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова. — Безусловно, главным ориентиром при создании одежды всем «мусульманским» дизайнерам служат нормы шариата.
Вы никогда не увидите мусульманскую женщину в прозрачном или облегающем платье, в привлекающем всеобщее внимание наряде — очень ярком или нарочито богатом. Вокруг умеренности и самом понятии скромного облачения идут постоянные споры ревнителей веры. Даже брючные комплекты с туниками принимаются не всеми. Но эти ограничения, безапелляционно выдвигаемые непосредственно потребителями, открывают свободу дизайнерам в использовании модных цветов, фактур и составов тканей, пропорций и силуэтов, элементов кроя и сотен способов повязывания платка. Причем, последнее может представить одну и ту же девушку и как консерватора-традиционалиста, и как охотницу за модными трендами. Но переменчивость моды как социального явления и гонка за модой как маховик потребительского спроса не приемлемы в исламе. К одежде в исламе приемлемо понятие стиля. И в этом смысле для истинных исламских дизайнеров нет оков, а есть ориентиры для творчества».
Однако свой значок «Халяль» компания IRADA (это, впрочем, относится и ко всем остальным производителям мусульманской одежды) получила не за пристойность своих нарядов, а за способ ведения бизнеса, что подразумевает под собой помощь в повседневной жизни мусульман, отсутствие противоречий их мировоззрению и убеждениям. Основными критериями оценки являются: этика поведения руководства и сотрудников, долговые обязательства и пунктуальность в выполнении контрактов, отсутствие жалоб потребителей на продукцию и честность конкурентной борьбы.
С обувью дела обстоят по-другому. Здесь важно, из каких материалов сделана продукция. В этом производстве самое главное — отсутствие свиной кожи во внутренней отделке, дабы ступня и щиколотка не соприкасались с «нечистью». Альтернативой могут служить как различные искусственные материалы, так и не менее прочная козья кожа. Иначе при ношении обуви, в составе которой есть свинина, мусульманину придется каждый раз при совершении намаза проводить целую процедуру: снимать носки и омывать ноги в семи водах.

Нормы шариата относительно внешнего вида женщины:
1. Женская одежда должна скрывать все тело женщины за исключением лица и ладоней.
2. Женское одеяние не должно быть прозрачным и материал для него следует подбирать плотный, через который нельзя рассмотреть цвет кожи или нижнюю одежду.
3. Одежда должна быть просторной, а не узкой и облегающей.
4. Наряд не должен быть похожим на одежду немусульманок.
5. Женская одежда не должна походить на мужскую, либо на одежду юношей.
6. Женская одежда не должна быть вызывающей и бросающейся в глаза. Из этого следует, что необходимо избегать покупать дорогую и роскошную одежду.
7. Женская одежда не должна быть окуренной благовониями или надушенной, если в ней собираются выйти из дома.
8. Одежда женщины не должна быть сама по себе украшением, привлекающим внимание других, даже если при этом соблюдаются все остальные требования.

Чистая красота
Ислам учит своих последователей заботиться о здоровье. Все, что принимает наш организм извне, будь то пища или средства по уходу за телом, не должно наносить вред. Поэтому мусульмане критично относятся к выбору не только продуктов питания, но и косметики. Чтобы она соответствовала требованиям шариата и могла получить сертификат «Халяль», в ней не должно быть вредных веществ, животных жиров, алкоголя, ГМО, глицерина, желатина, пальмовой и олеиновой кислот.
Тонкость всех нюансов при отборе компонентов можно оценить на примере ароматизаторов и красителей, не допускаемых при производстве халяльной косметики только потому, что в них могут содержаться выдержки из насекомых. Что не менее важно, она не должна проходить тестирование на животных.
В результате получаются абсолютно чистая декоративная косметика и средства по уходу за телом, разработанные на основе различных природных масел с добавлением минералов и цветочных экстрактов.
Благодаря таким характеристикам косметика «Халяль» получила огромную популярность не только среди мусульман, но и у вегетарианцев, и у людей, страдающих аллергией, а также отдающих предпочтение экотоварам. Сегодня появляется много магазинов, предлагающих подобную продукцию.
«В настоящее время на российском рынке широко представлены разнообразные косметические средства местных и зарубежных производителей, — отмечает председатель Комитета по стандарту «Халяль» ЦРО—ДУМ РТ Марат Низамов. — Однако не вся эта продукция отвечает требованиям халяля, так как она может иметь в своем составе токсичные вещества. А основными ингредиентами такой косметики являются продукты нефтехимии. В нее входят искусственные консерванты, ароматизаторы, производные формалина и фенола. Кроме того в этой продукции могут содержаться производные свинины и алкоголь. Многие потребители даже не подозревают, что пользуются кремами с добавлением свиного жира. Шампуни, увлажнители, маски и помады для губ также содержат жирные кислоты и желатин, произведенные из свинины».
Особую любовь покупательниц уже завоевали минеральная пудра, увлажняющая помада с маслами и веганские кисти для теней, а также духи одной из известнейших халяльных марок косметики One Pure. Коллекция One Drop Perfums насчитывает 96 ароматов, разработанных исключительно на основе масла. Достаточно лишь одной капли, чтобы благоухать целый день.
Хитом же продаж 2013 года среди мусульманок всего мира стал ха-ляльный лак для ногтей от компании Inglot Cosmetics. Его существенное отличие от обычных лаков заключается в дышащей структуре, позволяющей проникать кислороду и влаге. Это означает, что теперь мусульманки могут не снимать маникюр перед очередным совершением молитвы, а очищающая вода беспрепятственно омоет их ногти.
К сожалению, на сегодня большинство производителей халяльной косметики — это западные компании, имеющие свои представительства в России. Возможно, этим и объясняется высокая цена на продукцию, которая порой доходит до 5000 рублей за баночку экологически чистого крема.

Туры полумесяца
Одним из новых направлений халяльной индустрии для российских мусульман стал туризм. Эта отрасль получила свое развитие около пяти лет назад, но, как показывает время, она имеет все шансы стать наиболее прибыльной.
Уже сегодня появляются туристические агентства, специализирующиеся исключительно на халяльном отдыхе. Наиболее известное из них — Crescent Tours (англ. «Туры полумесяца»), на сайте которого любой желающий может забронировать номер в отеле по своему вкусу и кошельку.

Выбор огромный, но и непростой. Среди стран с развитым халяль-туризмом лидируют Турция и Малайзия. Впрочем, с не меньшим удовольствием можно отдохнуть и в Дубае, Боснии, Омане, Катаре, Тунисе, Египте, Италии и на Мальте. Другой вопрос — насколько трепетно вы относитесь к соблюдению халяльности. Здесь уже следует выбирать между 100% халяльным отдыхом и так называемыми альтернативными отелями.
К 100% халяльным отелям относятся те, в которых есть халяльные рестораны, раздельные бассейны, пляжи, спа-салоны, молельные комнаты и мечети, а в номерах присутствуют молельные коврики, Коран и указано направление Киблы. При этом в таких отелях не должно быть спиртных напитков, дискотек, развлекательных программ и фильмов для взрослых. Соблюдение всех этих требований влечет за собой и высокую цену, которая с легкостью может достигать двойного размера по сравнению с обычными отелями класса «люкс».
Во всех же остальных случаях снижение ранга происходит пропорционально снижению требований. На самой доступной ступеньке стоят отели, вблизи которых хотя бы находятся рестораны с халяльной кухней.
Безусловно, специализированный продуманный сервис позволяет обеспечить идеальный отдых для любой мусульманской семьи. Тем более, что разнообразие видов халяльного туризма ничем не ограничено. Предложения существуют во всех направлениях: курорты для пляжного отдыха, адреналин-туры, туры наследия, санатории и уединенные виллы...

Халяль о двух концах
Развивающаяся сегодня индустрия моды, красоты и туризма для одних — это долгожданный глоток свободы и способ выразить себя, для других — дополнительная прибыль, а для третьих — плодородная почва для дискуссий. Почему же так происходит? Почему сертификат «Халяль», призванный устранять сомнения в качестве продукта, вызывает дополнительные споры?
Пожалуй, наибольшей полемики удостаиваются модные тенденции современных мусульманок. Действительно, Коран предписывает женщинам быть скромными, но при этом ничего не говорит о том, что нельзя быть модными. А можно ли быть модными, но при этом оставаться незаметными? Где же эта тонкая грань между халялем и харамом?
«Тема исламской моды очень многогранна. Самые жаркие споры о моде в исламе и моде на ислам идут в социальных сетях, а не на высоких трибунах. На форумах в Интернете можно прочитать множество мнений, и каждое из них достойно внимания и осмысления. Но реальность такова: есть дизайнеры, создающие одежду по нормам шариата, а есть мусульмане, занимающиеся дизайном одежды. Первые создают дозволенный в исламе продукт, вторые — занимаются дозволенным делом», — комментирует Сморчкова.
С одеждой разобрались. А как быть с декоративной косметикой? Ведь мусульманка априори не должна привлекать своим внешним видом внимания окружающих. Но лак для ногтей, даже если дышащий, и тушь с губной помадой, даже если экологически чистые, всегда притягивают взгляды.
А вопрос про туризм и вовсе отпадает сам собой, учитывая точное замечание муфтия ЮАР Сухайла Хазрата Тармахомеда: «Все виды туризма в принципе разрешены исламским шариатом. Запрещенными они могут становиться только по причине присутствия харама, откровенного безобразия и распутства». Если следовать его логике, все остальное — бизнес, основанный на религиозных чувствах мусульман.