Работать с сетями не так сложно, как говорят
— Наше предприятие в нынешнем формате работает с 2007 года, когда его выкупил новый собственник. Тогда же сюда пришел и я. Заброшенный мини-завод мы реконструировали, привели в соответствие с современными технологическими процессами и сразу взяли курс на федеральные сети. Говорят, в сети входить сложно, но я с этим не согласен. Ни разу не сталкивался здесь с коррупцией — не заплатил ни рубля за вход и т. д. А то, что сети требуют занижать цены, — неправда. Сами производители, конкурируя между собой, снижают стоимость своей продукции — значит, на самом деле, это мы создаем такие условия. Кстати, сегодня наша продукция есть во всех крупных российских сетях: Х5 Retail Group, «Тандер», «Виктория»... С 2009 года мы поставляем продукцию и в Китай. Это стало стратегическим шагом, правда, в связи с ростом курса доллара очень дорогой получается доставка в КНР, и мы ищем способы сократить логистическое плечо. А в целом в нынешнем году планируем увеличить экспорт в Китай более чем на 70%.

Ахмед Эстамиров.jpg

Не опускать руки, а разбираться в причинах проблем
— Сегодня все говорят о непростых экономических условиях. Что касается нашего завода, то кризис 2008-2009 годов мы не почувствовали, более того, ежегодно росли на 30-40%. И даже в нынешний кризис, который я считаю самым тяжелым за всю историю современной России, идет прирост 45% в год. Почему? Я изначально для себя решил: как бы ни было (и у нас бывают очень убыточные периоды), не опускать руки, а разбираться, в чем причины проблем. Надо найти слабое звено. Но если говорить о сотрудниках, то я твердо убежден: на них экономить нельзя. Наоборот — в прошлом году, как и в этом, мы поднимали людям зарплату. Ведь с учетом общего подорожания продуктов и услуг срезать людям выплаты недопустимо. Стараемся оптимизировать затраты. Например, чтобы уменьшить расходы на доставку, увеличили количество собственного транспорта. По возможности организовываем производство мелких сопутствующих товаров.

Отвечать за свою команду, за свое дело
— Пиару уделяем не слишком много внимания: наши основные бренды уже раскручены: «Ессентуки», «Славяновская» и другие. А вот к запросам потребителей прислушиваемся чутко. Одно время в Центральной России продажи были очень малы из-за того, что люди боялись наткнуться на подделку. Чтобы нам снова смогли поверить и начали доверять, мы давали скидки, устраивали промо-акции и т. д. Борясь с контрафактом, организовывали ревизии в магазинах, ввели телефон горячей линии, проводили разъяснительную работу на сайте. И эти меры дали свой эффект — потребители к нам вернулись. Говоря о кризисе в целом, считаю, что, если в стране упадет производство, мы из него не выберемся. По-моему, это долг не только правительства, но и каждого руководителя бизнеса — отвечать за свою команду, за свое дело. Считаю, я также несу ответственность перед страной за то, чтобы мое производство росло. И скоро мы хотим расширить выпуск лимонадов и развивать продукты питания в рамках импортозамещения. Сейчас нужно доставать свои резервы, в том числе и финансовые, вкладываться в бизнес и двигаться вперед. Так и будет развиваться страна!