Национальный костюм — материальное выражение истории и культуры народа, его эстетических предпочтений, темперамента. Гильдия дизайнеров Республики Дагестан рассказывает миру о своей земле и своем народе через традиции национального костюма.

Как красота спасает мир
Как по манере одеваться можно многое сказать о характере человека, так по национальному костюму можно многое узнать о народе, который создал его. И тогда уходит все временное, преходящее, наносное, и раскрывается характер, в котором — суровая твердость гор, чистота ледников, нежность весеннего цветка и яркий темперамент горной речки. Те, кто видел коллекции одежды председателя Гильдии дизайнеров Республики Дагестан Мунажат Гасановой и ее коллег, говорят, что это пробуждает в душе поэзию.

Работы дагестанских мастеров помогают людям увидеть Дагестан с его историей и культурой по-новому, пробуждая уважение, интерес, желание получше узнать этот гордый и прекрасный край. «Я представляла свои модели в Каннах на Днях культуры России, в Турции на Фестивале кавказских народов, во Франции, — рассказывает Мунажат Гасанова. — Для иностранцев наш этнический костюм — это, конечно, диковинка, так как им практически ничего неизвестно о нашем этносе». Стоит отметить, что в коллекциях Мунажат Гасановой не только подиумные модели. Есть у художника одежда абсолютно современная, но выполненная с элементами национального костюма, в национальных традициях. Именно такая коллекция праздничной одежды была представлена Мунажат Гасановой в декабре 2013 года на международном фестивале «Неделя исламской моды» в Грозном. Девушки-модели, которые впервые демонстрировали исламский костюм, говорили, что в таких платьях грациозная осанка, летящий шаг получаются сами собой. Роскошные ткани, украшенные вышивкой и аппликацией, яркие цвета и никакого намека на черный — в этом заключалось своеобразие выставочной коллекции Мунажат Гасановой. «Одежда как история твоего я. Модельеры имеют способность предчувствовать цвет, предчувствовать тенденции», — рассказывает о своей коллекции модельер. Любое творчество — это самовыражение художника плюс история, культура, эмоции, которые он пропускает через себя и дает почувствовать зрителю. При разработке концепций Мунажат опирается на аутентичный костюм, канонический традиционный, на костюмы, которые экспонируются в дагестанских музеях, сценический костюм.

 точки зрения разнообразия материала Дагестан, наверное, один из самых интересных регионов, здесь на относительно небольшой территории проживает порядка 14 национальностей и еще 14 народностей.
Мода — это не только один из способов «завоевать мир», она один из источников самосознания и самоопределения. Так, ко Дню Конституции Республики Дагестан глава республики Рамазан Абдулатипов поручил дагестанским дизайнерам разработать национальные костюмы. Модели костюмов, среди которых было немало работ Мунажат Гасановой, были выставлены в выставочном зале Республиканского центра народных художественных промыслов, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с ними и после этого заказать понравившуюся ему модель.

Красота и бизнес
Интерес к национальному костюму — один из факторов инвестиционной привлекательности. Глава Гильдии дизайнеров Мунажат Гасанова наряду с таким известным бизнес-игроком как Кизлярский коньячный завод представляла Дагестан в Москве на выставке «Дни малого и среднего бизнеса России-2012». «В гильдию входит большое количество дизайнеров, и мы организуем выставочные мероприятия, участвуем в общественной работе республики, занимаемся пропагандой этнического стиля. Гильдия принимает участие во всех выставках. Таким образом, основной ее деятельностью является общественная и пропагандистская работа», — поясняет Мунажат Гасанова.
Действительно, Гильдия дизайнеров предлагает рынку интересный и перспективный бизнес. Прежде всего, одежда и обувь. Использовать национальные традиции, которые делают одежду стильной и неповторимой, можно и в повседневном костюме от бизнес- до эконом-класса. Развитие этого направления даст работу множеству талантливых мастеров. Производство одежды может стать локомотивом для других производств — для создания целостного гармоничного образа нужны аксессуары и украшения.

Мунажат Гасанова говорит о трудностях, с которыми приходится сталкиваться дагестанским дизайнерам одежды. Это, прежде всего, сложность, знакомая всем представителям сектора МСБ — недостаток оборотных средств и как следствие — недостаток производственных мощностей. Но эти проблемы решаемы, считает мастер, при наличии достаточного количества заказов. Интерес, который проявляют к работам Мунажат Гасановой и Гильдии дизайнеров Дагестана на престижных всероссийских и международных мероприятиях, а также внимание со стороны правительства республики дают основания надеяться на хорошие перспективы.

Мастер о себе
Мунажат Гасанова:
— Для меня дагестанский фольклор — это, прежде всего, неисчерпаемый источник вдохновения и конструктивный: решений. Это веками накапливавшийся опыт, который многого стоит. В ближайшем будущем планирую запустить свою линию одежды, которая представляла бы собой светскую одежду с этническими элементами. Ее основная цель — использовать знания, накопленные народом, и на их основе создать современную одежду, по которой будет видно, что это наше, дагестанское. На мой выбор, скорее всего, повлияли гены. Было время, когда Нобель организовывал в Азербайджане собрания по нефтяным разработкам. По его приглашению съезжались лучшие специалисты России, в их числе был и мой прадед. В послереволюционное время, потеряв кормильца, бабушка стала заниматься народным ремеслом, как и многие жители гор: изготовлением ковровых изделий, ткала гобелены, предметы одежды. Таким образом, она зарабатывала на жизнь. Этнический труд выручал в это нелегкое время. Свои изделия возила на казикумухскую ярмарку, которая была очень известной. По своей значимости она не уступала русской нижегородской ярмарке, даже была крупнее, так как, чтобы посмотреть на мастерство сельчан, в Казикумух приезжали люди из Ирана, Азербайджана, Татарстана и т.д. То есть я всегда ощущала на себе какой-то этнический отпечаток, даже не этно, а скорее, кантри. С другой стороны, если говорить о моей любви к этническим нарядам, то я как эстет нахожу их совершенными. Этническое искусство как бы доводит все предметы обихода до какого-то изящества. Народное ремесло всегда отличалось своей самобытностью, оригинальностью и неисчерпаемостью для творчества.
В каждом районе Кавказа можно найти то, что отличает его от другого района. Я считаю, наш национальный стиль отличается, прежде всего, многослойностью, особым кроем одежды и, конечно, многообразием, так как каждый аул может быть представлен своим оригинальным кроем костюмов и особым цветовым решением. Всякое селение Кавказа по-своему самобытно и индивидуально.

367000 Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Гагарина, 120, тел.: (928) 969-01-72