Какие направления АПК Северного Кавказа стоит развивать в приоритетном порядке? Насколько конкурентоспособна продукция аграриев из СКФО? При выполнении каких условий они могут рассчитывать на успех на внешних рынках? И стоит ли браться за идею продвижения единого сельхозбренда Кавказа?

Имеет смысл строить собственные торговые сети либо открывать магазины на условиях франчайзинга
Сергей Рогузько, независимый эксперт в сфере ритейла, бывший директор по развитию сетей «Пятерочка» и «Вестер» в ЮФО:
— Сегодня Северный Кавказ воспринимается больше через призму происшествий, чем через призму экономических преобразований. Происшествия случаются и в других федеральных округах, но в СКФО они наиболее резонансные. Имидж, созданный Кавказу СМИ, изменить очень сложно — требуются колоссальные вливания. При этом эффект достижим только при условии, если позитивные сообщения из СКФО будут перевешивать негативные.
В настоящий момент в аграрный сектор северокавказских республик инвестируют в основном бизнесмены, являющиеся выходцами из этих же республик. Они вкладывают сюда средства по просьбе государства и на условиях софинансирования со стороны государства.
Чтобы сельхозпродукция из Северного Кавказа конкурировала на внешних рынках, необходимо, во-первых, убедить потенциальных покупателей в том, что в регионе умеют производить товары премиум-класса, а во-вторых, научиться подавать их потребительские качества. Пока в этом преуспел Ставропольский край, объективно стоящий особняком от других регионов СКФО.
Вместо продвижения единого северокавказского сельхозбренда я бы сосредоточился на продвижении зонтичного бренда Ставропольского края и под ним «вытягивал» на рынок производителей из остальных субъектов СКФО.
Думаю, крупные торговые сети не станут возражать против допуска на свои полки продукции, производимой компаниями Северного Кавказа. При этом последним придется заплатить «входной билет», все бонусы и ретробонусы — скидок на то, что они являются выходцами из депрессивного региона, делать никто не будет. Однако последнее слово — за потребителями, которые традиционно голосуют рублем. Репрессивными мерами заставить покупать товары из СКФО нельзя.
На сам Кавказ федеральные сети не очень-то идут. При наличии господдержки северокавказским производителям имеет смысл строить собственные торговые сети либо открывать магазины на условиях франчайзинга. Для начала им стоит завоевать стабильные позиции внутри родного региона, потом пытаться выходить на соседние территории и только затем — на внешние рынки.

Нужно смотреть на параметры конечной продукции и используемые при ее выращивании технологии

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза:
— Северокавказский округ благоприятен с точки зрения климатических условий, поэтому здесь можно развивать все подотрасли АПК. В растениеводстве, прежде всего, конечно, зерно: регионы СКФО, особенно Ставрополье, славятся качеством выращиваемой пшеницы.
Говоря о видах на урожай зерновых на Кавказе в 2011 году, нужно учитывать погодные риски. Впрочем, риски существуют каждый год и не являются катастрофическими. Думаю, в нынешнем году в регионе можно ожидать урожай не хуже прошлогоднего, и он будет востребован на рынке.
На Северном Кавказе имеются также богатые традиции животноводства, особенно в выращивании баранины и производстве шерсти. В планах практически всех регионов СКФО — увеличение объемов животноводческой продукции, поэтому актуальным становится развитие кормовой базы с упором на выращивание кукурузы.
При оценке конкурентоспособности сельхозпродукции из СКФО и сравнении ее с продукцией из других регионов я бы не делал акцент на экологичность — на Кавказе тоже хватает загрязнителей окружающей среды. Смотреть нужно на параметры конечной продукции и используемые при ее выращивании технологии, а главное — на соотношение «цена — качество». Качество продукции северокавказского АПК известно, привлекательность цены зависит в первую очередь от снижения себестоимости.
Единый сельхозбренд СКФО имеет смысл продвигать в том случае, если он гарантирует работающим под ним компаниям какие-то преференции, облегчит выход на внешние рынки. В противном случае кампания по брендированию северокавказской агропродукции чревата лишними затратами, которые увеличат ее себестоимость.

При продвижении на внешние рынки акцент нужно делать на колорит каждой республики
Артем Екушевский, генеральный директор группы компаний «Белый двор»:
— По моему мнению, в первую очередь на Северном Кавказе имеют перспективы выращивание плодоовощной продукции в закрытом грунте с применением современных энергоэффективных технологий, развитие животноводства с использованием существующего мирового опыта, а также обеспечение сортировки, хранения и обработки сельхозпродукции.
Внутренние рынки России сегодня диктуют запрос на низкую стоимость товара. Отсюда — вал некачественного, но более дешевого импорта. Конкурировать с ним, не имея передовых и энергоэффективных технологий по сбору, хранению и фасовке продукции, нашим производителям будет тяжело. Внешние же рынки дают запрос на экологически чистую продукцию. Однако есть сложности с ее сертификацией и выходом на потребителей зарубежных стран. Необходимы слаженные действия производителей в решении этих вопросов на межгосударственном уровне.
Утверждения сельхозпроизводителей СКФО о том, что их продукция экологически чистая, должны быть подтверждены международными институтами. Тогда экологичность станет важным конкурентным преимуществом северокавказских аграриев.
Я не являюсь специалистом в области брендинга. Но как потребитель считаю, что при продвижении сельхозпродукции из Северного Кавказа на внешние рынки акцент нужно делать на колорит каждой республики.